12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сагимбаева Адема55
Завтра мы будем жить так, как учим и воспитываем сегодня.
Россия, Оренбургская обл., Орск

11


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Орска»



Мастер-класс

«Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования»







Педагог дополнительного образования:

Сагимбаева Адема Есентаевна.










г. Орск

2024 год.

Содержание

Пояснительная записка _______________________________________3

План мастер класса _____________________________________5

Ход мастер – класса: ____________________________________6

Вводный этап ___________________________________________6

Основной этап___________________________________________8

Заключительный этап (рефлексия)__________________________10

Список используемой литературы ____________________________11























Пояснительная записка

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, — учреждениях дополнительного образования детей (далее сокращенно ДОД).

Актуальность

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД. «Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Одно из определений понятия «игра» звучит так:

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Научиться правильно, использовать игровые технологии на занятиях кружка удается с первой попытки не всем педагогам. Именно поэтому важно обмениваться опытом, делиться своими педагогическими находками.

Одним из эффективных способов распространения педагогического опыта является мастер-класс. В современных условиях развития образовательной системы он позволяет раскрыть индивидуальность, творческий потенциал педагогов, продемонстрировать их достижения и новые возможности. Непосредственное общение педагогов с коллегами позволяет им поделиться своим «золотым запасом».

Педагогов привлекает в мастер-классе то, что они дают возможность получить полную информацию о накопленном опыте, освоить и использовать апробированные программы, методики, технологии.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас».

Целью мастер-класса является ретрансляция уникального педагогического опыта, в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Основные задачи мастер-класса.

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

распространение передового педагогического опыта;

внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание творческой атмосферы на занятиях.

Форма проведения: игровые тренинги.

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Оборудование: карточки со словами














План мастер-класса

Вводный этап

-информационный блок – 3 мин.

-мотивационный блок (теоретическая часть) – 6 мин.

2. Основной этап

- проблемный блок (практическая часть) – 27 мин.

Заключительный этап

- рефлексивный блок – 4 мин.

Продолжительность мастер – класса – 40 мин























Ход мастер-класса

Вводный этап

Информационный блок

(Перед началом мастер-класса раздают карточки со словами:

моделировать ситуацию,

пря­тать,

победа,

средство развития,

средство самовыражения,

наблюдать

- Добрый день, дорогие друзья! Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух. (Читают слова)

Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?

(Педагоги в ходе общения приходят к мысли, что это игра)

Совершенно верно - это игра. Тема моего мастер-класса звучит так: «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования».

Мотивационный блок

Известный педагог Януш Корчак сказал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра, становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Именно на это нацелены ФГОС второго поколения.

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования игровых технологий в начальной школе.

Задачи:

- Проанализировать игровые технологии.

- Изучить практику использования игровых технологий на современном этапе.

- Обобщить опыт использования игровых технологий.

Игровые технологии – это система психолого-педагогических методик, приемов для изучения воспитательного процесса, с применением различных игровых программ, это одна из уникальных форм обучения и эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Игры стимулируют умственную деятельность детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету.

Игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на каждодневных уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально, помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают способности детей, их индивидуальность.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

В своей работе я использую рабочие листы, которые составляю после пройдённой темы.

Основной этап:

Хотела бы более подробно рассмотреть виды дидактических игр:

Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды, филворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

У вас на столах лежат образцы, рабочих листов и давайте разгадаем ребус:

t1716355539aa.pngt1716355539ab.png



Такие ребусы можно составить на сайте: генератор ребусов


http://kvestodel.ru/generator-rebusov


В этом генераторе ребусов можно автоматически создать ребус, зашифровав там слово или фразу на русском языке. В текстовое поле можно вводить только русские буквы, пробелы и тире. 


Кроссворд - игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.

Применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления учащихся, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли. Кроссворды в сущности своей являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Кроссворды я составляю на сайте:


Облако слов: Суть методики при работе с данным приемом заключается в особом способе подачи текстовой информации, в визуализации: исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов, которые особым образом вписываются в графическую фигуру. В голове учащегося картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала, т.к. более 90% информации усваивается при помощи зрения.

При определении темы занятия, предлагаю детям по ключевым словам определить, какая тема будет сегодня на занятии.



Для того чтобы создать дидактический материал с помощью данного приема надо сделать 5 шагов.

Ввести в поисковую строку 

Выбрать эскиз

Добавить слова

Скопировать получившееся «облако» для того,  чтобы его в последующем распечатать или вывести на экран.



Филворды:

https://childdevelop.info/generator/letters/puzzle.html


Филворд – это разновидность головоломки. Он имеет вид сетки, заполненной буквами. Чтобы разгадать филворд, нужно найти и зачеркнуть или обвести все слова, которые предлагаются в задании. Данный генератор позволяет создать авторский филворд, заполняя сетку с буквами любыми словами или словами на определенную тему. 
























Заключительный этап

Итак, давайте подведём итог нашего мастер-класса:

Мы с вами изучили несколько дидактических игр, разобрали как их можно применить, посетили несколько сайтов и сами попробовали создать некоторые из них.

У вас на столе лежат «Чемоданчики опыта» трёх цветов: зеленый, желтый и белый;

Зелёный – обозначает что мастер – класс был для вас актуальным, результативным, и практичным;

Желтый – что было интересно и некоторые элементы будите использовать в сваей работе;

Белый- обозначает интересно, но в своей работе я всё это использую и применяю.

Выберите себе соответствующий чемоданчик и напишите на нем по одному прилагательному-определению которое отражает ваше впечатление от мастер-класса. Прокомментируйте свой ответ

- Что нового узнали?

- Как сможете использовать полученные знания в дальнейшем?

- Что будите использовать в своей практической деятельности?

Все готовы? Предлагаю озвучить. Остались ли у вас вопросы? В заключение хочу вам подарить рабочие листы и буклет с полезными сайтами для вашей работы. Всем спасибо за внимание!
















Список используемой литературы

Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002 г.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемного и модульного обучения. – М.: Народное образование, 2002 г.

Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России.     2001 г.

  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998 г.

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 г.



Опубликовано


Комментарии (1)

Бобровницкая Виктория, 22.05.24 в 13:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Отличные подсказки и советы
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.