12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сурмач Анна Александровна61
0

Мастер-класс «Использование регионального компонента на интегрированных занятиях с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР











МАСТЕР-КЛАСС

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТУДИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «ЛУЧ»

СУРМАЧ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ



ТЕМА: «Использование регионального компонента на интегрированных занятиях с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования».


(В РАМКАХ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

t1670607696ac.gift1670607696aa.gift1670607696ab.gift1670607696ad.gif





















2022










МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Использование регионального компонента на интегрированных занятиях с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования».


ЦЕЛЬ: показать значимость включения регионального компонента на интегрированных занятиях по математике с детьми дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования.

Предварительная подготовка: подбор материала для выставки, подготовка презентации, подготовка раздаточного материала для педагогов.

Оборудование: цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.


Содержание.

Введение.

Определение темы и цели проведения мастер-класса.

Основная часть.

Понятие «региональный компонент в образовании».

Основная цель и задачами регионального компонента на занятиях по веселому счету.

Основные принципы работы.

Основные этапы работы.

Применение регионального компонента на занятиях по веселому счету.

Заключение.

Рефлексия.

Список литературы.


















Ход мастер-класса.

Введение.

Определение темы и цели проведения мастер-класса.

Образование — инструмент для становления

личности при помощи получения знаний,

освоения навыков развития (познавательных и творческих)

через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Образование сейчас – это интеграция взаимодействия педагога и ребенка, как одного целого. Учреждения дополнительного образования, являются одной из первых образовательных ступеней для развития ребенка, как личности и выполняют важную функцию подготовки его к школе. Одним из самых сложных предметов для детей, является математика. Именно по этому, здесь можно использовать различные формы работы, интеграцию с другими предметами, дидактические игры, беседы, рассказы. Только смена деятельности на занятии помогает ребёнку знакомится с элементарными математическими понятиями, и позволяет включить в этот непростой предмет региональный компонент. Ведь только в детстве, мы осознаем насколько важно, где мы живем, с кем дружим, на кого хотим быть похожи. А дошкольный возраст – это самое благоприятное время для приобщения детей к родной культуре, языку, природе края. И по этому, каждому педагогу важно помнить, что, прежде всего, необходимо донести до ребенка понимание того, что великая страна начинается с «Малой Родины».

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Использование регионального компонента на интегрированных занятиях с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования».

Цель проведения: показать значимость включения регионального компонента на интегрированных занятиях с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования по средствам знакомства их с элементарными математическими понятиями.

Основная часть.

Сама идея включения регионального компонента на занятиях математики, не так нова, как казалось бы. Много столетий математика сопровождает нас. С начало времен каждый человек неосознанно пользуется математикой. Например «Я настрелял больше дичи, чем ты» (Понятие больше - меньше). У меня 10 золотых, а у тебя 5 (счет до 10). У мамы 3 баллона вишнёвого компота, а у бабушки 5. Сколько всего они закрутили (решение задач). Единое государство Россия, поделена на вотчины.(деление целого на части). А сейчас, в такое непростое время для нашей страны, очень важно создать условия, на любом этапе обучения, и на любом занятии, которое проводится для детей дошкольного возраста прививать интерес детей к своей культуре, осмыслению и укреплению русских национальных традиций. Следовательно, приобретение ребенком совокупности нравственно-культурных ценностей, способствует его гармоничному развитию и воспитанию у него чувства патриотизма, долга к своей Родине и ответственности за нее.

Понятие «региональный компонент в образовании».

Так, как региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе, родной природе, культурного наследия (памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Основными задачами регионального компонента на занятиях по веселому счету являются:

В современном образовании реализация регионального компонента является важнейшей целью и направленно на реализацию основным образовательных задач, при знакомстве детей с элементарными понятиями по математике:

Образовательные:

Ознакомление с цифрами, обучение счёту в пределах десятка.

Знакомство с величинами, формами, размером и цветом.

Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и телами (шар, конус, пирамида).

Обучение временному и пространственному ориентированию.

Развивающие:

Развитие логического мышления (умение сравнивать, обобщать, анализировать), конструктивного мышления (на геометрическом материале). Развитие психических познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, творческого воображения).

Развитие образного и вариативного мышления, фантазии.

Воспитательные:

Заложить основы доля воспитания нравственной личности, национальной гордостью и величия за свою строну, родной край, свой дом.

Привитие интереса к занимательной математики, формирование умения работать как индивидуально, так и в коллективе.

Создание условий для успешной развития и социализации личности в том месте, где он родился.

Обеспечение единого образовательного пространства (дом, садик, учреждения дополнительного образования, школа).

Все задачи, которые непосредственно решаются на занятиях, направлены на реализацию основной цели программы обучения по веселому счеты, а включение регионального компонента, который плавно переплетается с темой каждого занятия, только привносит нотку новизны в образовательный процесс.

Основные принципы работы.

Тат как внедрение регионального компонента проходит по принципу, от простого к сложному, от более близкого для ребенка к личностно-значимому (дом, семья, край, страна, культурно исторические факты). Выделим основные:

Соответствие государственному стандарту основного (общего) образования, возрастным особенностям детей.

Региональный.  Осуществление данного принципа предполагает использование материала,  информации о Краснодарском крае.

Психологический. Выполнение различных математических заданий обеспечивает психологически комфортный режим умственной деятельности, дает возможность ребенку верить в свои силы, что способствует саморазвитию и самореализации личности.

Интеграция математики с  рисованием. Выполнение задания по математики, раскрывает фрагмент узора исконно кубанского костюма и головного убора.

Интеграция с прикладным творчеством и окружающим миром. Информация о конкретном животном (растении), обитающем на территории Краснодарского края, представлена не в готовом виде, а требует выполнения предварительно творческого математического упражнения.

Толерантность. Выполнение заданий способствует развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, воспитанию интереса и любви к своей малой родине – городу Краснодару, ответственности за его судьбу.

Наглядность.  Осуществление данного принципа предполагает опору на особенности наглядно-действенного,  наглядно-образного мышления детей дошкольного возроста. Использование специальных условно-предметных моделей, иллюстраций способствует сохранению и поддержанию интереса обучаемого на протяжении длительного периода времени и обеспечивает  успешность выполнения задания.

Сохранение русского языка.

Следовательно, на занятиях по веселому счеты был использован деятельный подход к изучению родного края, в котором дети принимали непосредственное участие по средствам совместной деятельности с педагогом.

Для эффективной реализации регионального компонента были выявлены следующие этапы работы:

1. Подготовка материала в соответствии с календарно –тематическим планом и учетом особенностей группы детей и их этнической принадлежности.

1. Формирование культурной направленности личности дошкольника через знакомство его с математикой по средствам интеграции процесса обучения с рисованием и прикладным творчеством

3. подготовка дидактического материала к реализации культурной направленности регионального компонента в учреждении дополнительного образования.
4. Создание культурно-развивающей среды для дошкольников;
5. Организация эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи.

Методика обучения математике с использованием регионального компонента реализуется с помощью специально дидактических материалов (задач и практических работ регионального содержания, сказок, рассказов, стихов, музыкальной паузы) на этапах мотивации изучения нового материала, его закрепления, применения, обобщения и контроля усвоения, а также во внеклассной работе.

Применение регионального компонента на занятиях по веселому счету.

В интересных и занимательных заданиях по весёлому счету находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Дидактические игры, физминутки, беседа позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики.

Одной из ведущих задач на всех этапах обучения предмету является активизация познавательной    деятельности и развитие творческого мышления.

Сейчас я вам представлю некоторые задания по веселому счету, которые непосредственно можно применить на практике.

Тема занятия «Геометрическая фигура прямоугольник».

Цель: познакомить с геометрической фигурой прямоугольник, его основными признаками и свойствами.

Занятие начинается с того, что ребята знакомятся в фигурой, затем плавно переходят к предметам, которые похожи на прямоугольник. Далее педагог обращает внимание детей на флаг города Краснодара. Ребята сравнивают его с прямоугольником, определяют его форму и признаки. Далее педагог рассказывает о том, что изображено на флаге, а дальше каждый ребенок получает карточку с изображением прямоугольника, где ребята самостоятельно делят его на две части, закрашивая нижнюю часть в желтый цвет. А потом педагог раздает трафарет, по которому ребенок обводит центральную часть флага. Говоря о том, что они тоже похожи на прямоугольники разных размеров. И приклеивают оставшиеся элементы (заготовки). Так ребята знакомятся не только с фигурой, но и с флагом города Краснодара.

Тема занятия «Число и цифра 5»

Цель: познакомить с образованием числа 5, цифрой 5; закрепить знание цифр 1-4 и умение соотносить цифру с количеством предметов;

Педагог начинает свое занятия чтения сказки «Козак - гончар», в которой раскрывается быт Кубанского народа.

Жил да был как-то в одной из станиц Кубанской области казак по имени Василь.В то время как раз не проходило никаких военных действий, и казаки занимались своим хозяйством. Одни имели какое-нибудь ремесло, другие просто держали скот, а все вместе выращивали пшеницу, кукурузу и другие культуры. Давайте посчитаем все культуры, которые выращивали Козаки (дети считают и называют культуру, закрепляя счет до 4 и обратно).

Затем педагог продолжает и говорит о том, что у этого Козака было любимое дело. Горшки лепить. Он гончар. А что нужно для того, что слепить горшок (Дети отвечают руки, пальцы). Далее педагог обращает внимание на то что у человека пять пальцев на руке, а дети обычно добавляют, что и на ноге. Так ребята знакомятся с темой занятия , цифрой 5.

После чего педагог задает задачу. Слепил Василий 4 горшка, показывая на доске картинки, а потом еще один. Сколько всего? (5) дети считают предметы до пяти, знакомятся с последовательностью и порядковым счетом. Присчитывание единицы. Определять на что похожа цифра 5.

Далее педагог продолжает. Услышал он как-то, что в славном граде Екатеринодаре есть казак, в совершенстве владеющий гончарным искусством. Оседлал Василь коня и отправился в Екатеринодар. Пробыл он в славном казачьем граде три месяца и три дня. За это время научился он многому. Учитель сказал, что остальное в гончарном деле постигается в процессе работы, в процессе каждодневного общения с глиной, с творчеством, с природой.

Прибыл Василь в свою станицу и принялся за дело.

Стали приходить к гончару казаки со всей станицы и покупать глиняную утварь: кувшины для зерна, для вина, горшки для пищи и другую посуду, необходимую станичникам. Василь постепенно изучил, а так же и сам придумал множество секретов в гончарном искусстве и обошел в мудрости сего дела своего учителя, хотя и не знал об этом. В этот момент ребятам предлагается попробовать себя в гончарном деле. На трафарет, подготовленный заранее ребята из пластилина, прикрепляют кусочки пластилина, и у них получается цифра 5. Далее ребята выполняют задание в рабочей тетради по теме занятия, закрепляя цифру 5.

Педагог заканчивает читать сказку, говоря о том, что Василий гончар женился. И задаёт ребятам ряд вопросов по тексту произведения: «Кто какой Василий? Где он жил? Чем занимался? И т. д»

Затем ребята повторяют число и цифру 5, счет до 5, считая кувшины, кухонную утварь того времени, сравнивают количество.


Также говоря о стиха кубанских авторов, можно использовать их как физкульт минутки.

Цель: знакомство детей с творчеством кубанских поэтов.

Родина.

Этот край чудесный (дети поднимают руки вверх)

Там, где синь небес (покачивают из стороны в сторону)

Золотое поле (показывают поле руками перед собой)

И зеленый лес(показывают силуэт дерева)

Ручеек звенящий (волна рукой одной, другой)

И весенний гром (хлопок в ладоши)

Это – запах хлеба(складывают ладошки вместе)

Это - отчий дом(большой круг руками).

Заключение.

Рефлексия

Выполнение задания с педагогами.

Отзывы.

Регулярное использование системы познавательных игровых заданий и упражнений   в   образовательном   процессе   по   формированию   элементарных математических   представлений   у   дошкольников   позволяет   развивать познавательные возможности и способности,  расширять   кругозор детей, а также   способствует   интеллектуальному   развитию,   повышению   качества подготовленности  к школе по данной теме. 



Список литературы.

Азбука для дошкольников. / в.И. Ковалько/ г. Москва «Издательсво «Вако» 2011 год.

Картотека дидактических игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастики/ Н.В. Нищева/ Санкт-Петербург «Детство- Пресс» 2010 год.

Математика для детей 5-6 лет (учебно-методическое пособие к рабочей тетради («Я считаю до 10»)/Е.В. Колесникова/г. Москва «Творческий центр «Сфера» 2012 год.

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка/ С. Шанина, А.Гаврилова/ г. Москва «Дом «Рипол классик» 2008 год.

Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. / Е. А. Савельева/ г. Санкт- Петербург «Издательство «Детство-Пресс»2010 год.

Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли.- Краснодар, 2002

Подкопаев В.Ф. Край наш тополиный.- Краснодар, 1980

Степанова Л. Сказка о Екатеринодаре и о славных кубанских казаках.-

Краснодар, 2010

Хохлов С.Н. Синие ночи.- Краснодар,1976

Щербина Ф.А. Собрания легенд, сказаний .- Краснодар,1960.Нестеренко В.Д. Наша родина Кубань.- Краснодар, 2009

Нестеренко В.Д. О чём мечтают зёрна, стихи для детей.-М., из-во Детская литература, 1985

Нестеренко В.Д. Раз загадка, два-отгадка. – Краснодар , 1994

Нестеренко В.Д. Подскажи словечко. – Краснодар 1996

Неподоба В.П. Про речку Безымянку.- Краснодар, 1984

Неподоба В.П. Солнышко проснулось.- Краснодар, 1986


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.