Мастер-класс «Использование техник скорочтения на уроках обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе»
Мастер-класс: «Использование техник скорочтения на уроках обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе»
Цель проведения мастер-класса: Научить учителей начальных классов применять активные методы обучения, в частности техники скорочтения, на уроках литературного чтения.
Задачи:
-Обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литературного чтения.
-Ознакомить участников мастер-класса с различными техниками скорочтения.
-Представить практический опыт использования техник скорочтения в начальной школе.
-Провести практическую часть мастер-класса, позволяющую участникам освоить и попробовать применять техники скорочтения на уроках.
Ожидаемый результат:
- Повышение профессиональной компетенции учителей по применению техник скорочтения на уроках.
-Расширение арсенала методических приемов для повышения эффективности обучения чтению.
Оборудование:
- Презентация с теоретической информацией о скорочтении и примерами упражнений.
- Раздаточный материал:
Таблицы Шульте (разные размеры).
Листы со словами для Струп-теста.
Карточки с клиновидными таблицами.
Тексты для чтения с использованием техники диагонального чтения.
Форма проведения:
-Беседа.
-Работа в группах.
- Межгрупповое взаимодействие.
- Практические упражнения.
1. Теоретические основы
Введение:
Кратко рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются дети при чтении (неустойчивое внимание, малое поле зрения, медленное чтение).
Подчеркнуть важность обучения скорочтению в современном мире, насыщенном информацией.
Дать определение скорочтению как навыку быстрого и эффективного восприятия информации.
Актуальность использования техник скорочтения на уроках:
-Улучшение понимания прочитанного текста.
-Повышение скорости чтения.
-Развитие внимания, концентрации и памяти.
-Увеличение объема прочитанного материала.
-Формирование устойчивого интереса к чтению.
Описание основных техник скорочтения для детей:
Упражнения на развитие поля зрения: Таблицы Шульте, клиновидные таблицы.
Упражнения на развитие внимания и концентрации: Струп-тест, исчезающие буквы.
Техники ускоренного чтения: диагональное чтение, чтение по ключевым словам, техника ; сканирования.
2. Практическая часть
Демонстрация упражнений:
Таблицы Шульте:
- Показать участникам таблицы Шульте разных размеров.
- Продемонстрировать, как правильно работать с таблицами.
- Предложить участникам попробовать выполнить упражнение самостоятельно.
Струп-тест:
- Раздать участникам листы со словами, написанными разными цветами.
- Объяснить правила выполнения теста.
- Провести тест в группе, замеряя время.
Клиновидные таблицы:
- Представить участникам карточки с клиновидными таблицами.
- Показать, как использовать таблицы для расширения бокового зрения.
- Предложить участникам выполнить упражнение в группах.
Диагональное чтение:
- Продемонстрировать технику диагонального чтения на тексте.
- Объяснить, как использовать эту технику для быстрого ознакомления с информацией.
- Предложить участникам попробовать прочитать текст диагональным способом.
Обсуждение:
Обсудить с участниками полученные практические навыки.
Ответить на вопросы участников по применению техник скорочтения на уроках.
Обменяться опытом использования скорочтения в практике преподавания.
Практическое задание:
Разбить участников на группы.
Дать каждой группе задание: разработать короткий урок по литературному чтению с использованием техник скорочтения.
Предоставить группам время на подготовку.
Организовать презентацию разработанных уроков.
3. Заключение
Итоги мастер-класса:
Подвести итоги мастер-класса, подчеркнув главные моменты.
Отметить важность обучения скорочтению в начальной школе.
Дать рекомендации участникам по дальнейшему использованию техник скорочтения на уроках.