Мастер-класс "Методический прием" - Играем в логику
Ходякова Е.Н.
Мастер-класс «Методический прием»
Играем в логику
Свой мастер-класс я назвала «Играем в логику» неслучайно. В своей речи мы очень часто употребляем выражение «это же логично!». И, как правило, что все понимают, что это значит. Мы учим детей критическому мышлению, установлению причинно-следственных связей.
Что же такое критическое мышление? Я опять обратилась к нейросети. Вот какой ответ она выдала.
Обратите внимание, что Критическое мышление неразрывно связано с логикой.
Логика – это система закономерностей правильного мышления, она позволяет выводить новую информацию из уже известной.
Логическое мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать.
В школьном курсе информатики есть тема – решение логических задач. Мне она очень нравится. Я вообще люблю, чтобы все было логично.
Логические задачи очень разнообразны – на «Переправу», «Переливание»,табличные задачии многиедругие. Способовихрешениятоже немало. Но все они сводятся к построению некого алгоритма.
В информатике алгоритмы – это инструкции для компьютеров, набор шагов для написания программного кода. Умение составлять правильный алгоритм очень пригодится ученикам в будущем при изучении языков программирования и написании их первых программ.
Вернемся к задачам. Рассмотрим решение задач на «Переправу». Их можно решать с помощью различных онлайн-сервисов, с помощью установленных на компьютер игровых приложений, с помощью анимации в презентации, а можно и методом рассуждений. Такое решение оформляется в виде таблицы.
Сейчас мне потребуется ваша помощь, коллеги. Прошу выйти на сцену 5 человек. (Раздаю таблички: КРЕСТЬЯНИН, ВОЛК, КОЗА, КАПУСТА, ЛОДКА).
А теперь давайте вместе поиграем в логику!
Решим всем известную задачу про волка, козу и капусту. Условие задачи:
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Всех персонажей прошу перейти на левый берег.
Крестьянин садится в лодку. Кого он берет с собой первым? Правильно, козу. Потому что, если он возьмет волка, то коза съест капусту, а если возьмет капусту, то волк съест козу.
Крестьянин и Коза плывут на другой берег. Коза высаживается из лодки. А Крестьянин плывет обратно.
Кого он возьмет следующим? Вариантов 2: либо волка, либо капусту. Давайте, возьмем капусту. Крестьянин и Капуста плывут на другой берег. Капуста высаживается из лодки. А Крестьянин забирает Козу и плывет с ней обратно.
Высаживает Козу на берег, сажает к себе Волка и плывет теперь с ним. Волк выходит из лодки, а Крестьянин плывет один за Козой. Сажает Козу и уплывает обратно. Таким образом, мы переправили всех животных и капусту на другой берег.
Большое спасибо, коллеги, вам за помощь!
После такой веселой «Переправы» заполняем таблицу. Вот, что получилось в результате. Количество итераций – 7. Лишних действий нет. Ведь правильное решение – это не только всех переправить, но и совершить наименьшее количество действий.
Такой прием решения старейшей задачи, задачи 8 века, дает толчок к решению всех задач по теме «Переправа». Так, овладев алгоритмом, можно справиться с решением и других аналогичных задач на различных олимпиадах, в том числе во ВсОШ (на экране).
Мой методический прием «Играем в логику», когда игровые технологии вплетены в обычный урок, дает положительный результат в развитии логического мышления, построении новых нейронных связей мозга, и, соответственно, формировании критического мышления школьников.
Играйте в логику сами и играйте в нее вместе с учениками!