12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рачеева Лилия Анатольевна58


 

Методическая разработка головоломок

на логику
 

 

Составитель: преподаватель русского языка

и литературы, права

Рачеева Лилия Анатольевна


 

г. Ростов-на-Дону

2019 год

Методическая разработка головоломок

на логику

Цели:

развить у обучающихся логическое мышление.

показать обучающимся как с помощью логических умозаключений решить задания.

Задачи: ознакомить школьников с основными аспектами логики.

Формат реализации: Данная работа может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Целевая аудитория: старшие классы.

 

Задания

 

«Когда понимаешь, что этого

лучше не понимать, становится

понятно, почему в нашей жизни

так много непонятного»

М. Задорнов


 

Учитель должен прочитать обучающимся следующее предложение:

АХВЕРМИШЕЛЬПРОПЕЛАСОЛОНИНА

Задание: Запишите правильно и составьте 2 предложения, разбив на слова по смыслу.

1 подсказка

В первом предложении есть такие части речи:

междометие, 2 глагола, 3 имени существительного.

Ответ: «Ах, верь, Мишель» - пропела соло Нина.

2 подсказка

Во втором предложении есть такие части речи:

междометие, 2 имени существительного, глагол.

Ответ: «Ах, вермишель» - пропела солонина.

Учитель должен прочитать обучающимся следующее предложение с французским акцентом:

РОМАН СИЛЬ ТРЕ, АЖ ВЗИПРИВ

Задание: Запишите предложение и переведите его, указав какой язык является первоисточником.

Ответ: Роман соль трёт, аж взапрел. (украинский язык)

Видные методологи и педагоги XVII в. А. Арно и П. Николь назвали эту дисциплину - искусством мыслить. Какая эта дисциплина? Кстати многие считают что это и дисциплина/наука и искусство.

Ответ: Имя этому искусству - логика. (1)

Решите следующую логическую задачу:

Среди слонов встречаются умеющие работать на лесозаготовках,

умеющие собирать чай и умеющие играть на зулейке.

Ответ: Такое деление, во-первых, неполное, поскольку могут быть и другие слоновьи умения и, во-вторых, неисключающее. Некоторые слоны, наверняка, могут и лес заготавливать, и чай собирать, и на зулейке играть.

Решите следующую логическую задачу:

Одни внуки слона получили высшее образование, другие – общее среднее, третьи – среднее техническое.

Ответ: Такое деление неполно: почему бы не включить сюда внуков слона, получивших начальное образование. Кроме того, имеет место скачок, поскольку, если мы выделяем ступени образования, то, наряду с начальным и высшим, должно присутствовать и среднее. Оно, в свою очередь, может быть подразделено на общее среднее, средне техническое, среднее музыкальное и т.п.

Решите следующую логическую задачу:

Некоторые слоны предпочитают обои без рисунка, другие любят обои с квадратиками, третьи – с ромбиками, четвёртые – с полосками и т.д.

Ответ: Здесь имеет место скачок. Выделение слонов, которые любят обои с различными видами рисунка, произведено внутри множества слонов, которые вообще любят обои с рисунком. При последовательном делении без скачка, мы сначала получили бы слонов, которые любят обои без рисунка и слонов, которые любят обои с рисунком, а последние стали бы уже делиться по пристрастиям к тем или иным видам рисунков, но это было бы уже другое деление.

Решите следующую логическую задачу:

Купец Восьмибратов делится на руки, ноги, голову и толстый живот.

Часы делятся на множество мелких деталек.

Ответ: Бывают случаи, когда слово «деление» или «делятся» присутствует, но обозначает членение целого объекта на части. Такие примеры не являются примерами деления объёмов понятий. Надо всегда помнить про различие собственно объёма понятия и любого из элементов этого объёма.

Решите следующую логическую задачу:

Слониха весь вечер пришивала бряки.

Ответ: Даже, если оно звучит в качестве ответа на вопрос «Что пришивала слониха весь вечер?» термин «бряки» не может играть роль субъекта, поскольку неясно, о каком количестве бряк идёт речь, обо всех (об одной) или о некоторых. В самом деле, «пришивать бряки» означает по меньшей мере пришивать одну бряку, так что сделать вывод о том, что их было несколько, или, тем более, что речь идёт обо все бряках вообще, конечно, нельзя.


 

 

Список использованной литературы:

Михайлов, К.А. М69 Логика: учебник для бакалавров / К. А. Михайлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 636 с. — Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Микиртумов И.Б. Логика: Задачи и их решение. Учебно-методическое пособие, преимущественно, для заочников.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.