Мастер-класс по теме «Сочинение сказок в опытно-исследовательской деятельности»
КОНСПЕКТ
мастер-класса
Тема: «Сочинение сказок в опытно-исследовательской
деятельности»
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Но не нельзя не отметить положительного влияния опытов и на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих и речевых способностей. Именно поэтому в своей работе по экспериментированию я продолжаю активно использовать театральную деятельность. Проводя с детьми опыты, сочиняя и инсценируя сказки, я тем самым облегчаю, восприятия новой информации в близкой для них форме.
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Чтобы было интереснее и более похоже на инсценировку сказки, советую к каждому опыту подобрать соответствующую музыку.
Ход мастер-класса:
Экспериментирование детей старшего возраста принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Все сказки придумываются вместе с детьми. Например, при знакомстве со свойствами воды ребятами была придумана и инсценирована «Сказка о космическом пришельце» .
В качестве атрибутов к инсценировке ребятами был использован конструктор лего.
«Однажды на одну из планет нашей вселенной напали космические пираты. Жители этой планеты, чтобы спастись, вынуждены были в скорости покинуть свой дом. Они садились в свои ракеты и улетали на ближние планеты. Но в одной ракете был поврежден моторный отсек, и космическая машина потеряла свое управление, и упало на планету земля. Инопланетянин сумел зацепиться за ветки дерева и поэтому остался жив. Оглянувшись вокруг, пришелец увидел небольшой пруд, в котором плавали загадочные цветы, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и он в первый раз увидел, как распускаются эти цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт №3
-Налейте в банку воды. Распылите поверх воды пену для бритья(тучку)Пипеткой распределяя пищевой краситель по тучке, и …кап-кап! Пошел дождь!
Или
-Налейте в литровую банку горячей воды . Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Пришелец испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, и появилась радуга. Такой красоты он еще не видел никогда. Небо было очень красивым, ярким и цветным.
Опыт №4
Возьмите тарелку, выложите по кругу драже Skittles. Налейте воды внутрь тарелки. Подождите немного и радуга готова. Под воздействием воды пищевые красители растекутся и превратятся в разноцветную воду.
Или возьмите стакан с водой и опустите туда салфетку с нарисованными фломастерами разноцветными кружочками.
Пришельцу очень понравилась планета земля, и он решил поселиться здесь навсегда и продолжить обследовать ее.
Литература:
Дыбина О.В. Рахманова Н.П.Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.ТЦ сфера 2001