Обучение рассказыванию по картинам

4
0
Материал опубликован 30 March 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Обучение рассказыванию по картинам.

Консультация для воспитателей.


Здесь будет файл: /data/edu/files/g1459333810.pptx (Обучение рассказыванию по картинам)

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Виды обучения рассказыванию как метод формирования связной речи:

  • Рассказ по демонстрируемым действиям.
  • Занятия по пересказу.
  • Рассказ-описание предмета.
  • Рассказывание по картинам.
  • Рассказывание с элементами творчества.
  • Рассказы из личного опыта.

Обучение рассказыванию по картинам – это самый сложный вид рассказывания.

Описание картин – умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете картины (первый план, задний план), умение задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картине и пр.

В целях формирования связной речи детей дошкольного возраста рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Игры на детской площадке», «Зимние развлечения» и др.) Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

Составление небольших по объёму рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Ледоход», «Река замёрзла», «Мост через реку» и др. из тематических серий картин О.И. Соловьёвой, В.А. Езикеевой и т.д.).

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжета действия. Могут быть использованы серии картинок по сюжетам Н.Радлова («Зонтик», «Гриб», «Тигр и зайчики» и др.), В.Г. Сутеева (серия «Находка» и т.д.), иллюстративный материал В.В. Гербовой.

Обучение рассказыванию по одной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно использовать картины «Спасаем мяч», «Шар улетел» и др.

Описание пейзажной картины.

 

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов:

Подготовка детей к восприятию содержания картины.

Картина должна быть хорошо видна всем детям

Разбор её содержания.

- Воспитатель должен дать законченную инструкцию для её рассмотрения: «Рассмотрите (посмотрите) внимательно эту картину. Мы сейчас будем отвечать на вопросы (описывать её, составлять рассказ, подбирать название и пр.). Нередко инструкция ограничивается двумя словами «Посмотрите на картину…» Такое задание психологически неверно. Оно не побуждает к речевому высказыванию, зачем смотреть просто так?

- Дать время на рассмотрение картины (1-2 минуты).

- Выяснить, что увидел ребёнок («Коля, что ты увидел на картинке?). Направить внимание детей серией наводящих вопросов на те детали, которые они упустили:

- Посмотрите, кто изображён в центре картины? Какого цвета у него глаза? Какое у него настроение? Как ты думаешь, кто изображён на заднем плане?

- Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание «Подбери (придумай) название к картинке, чтобы оно отражало:

-красоту внешнего вида;

-характер героя;

-состояние погоды, природы.

- Обязателен разбор предметного содержания, в процессе которого уточняются значения слов, вводятся новые слова и словосочетания.

- Необходимо включать упражнения на усвоение и закрепление языкового материала.

- Игровые упражнения для активизации психических процессов.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: « Кто больше увидит?» (ребёнок называет изображённые на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто лучше запомнил?» (ребёнок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины); «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочерёдно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); приём обыгрывания детьми посредством пантомимы действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др.

В процессе формирования умения рассказывать по картинам желательно включать вопросы, развивающие воображение детей типа:

-Как ты думаешь, чем пахнет воздух?

-Изобрази силу ветра.

-Представь, что это ты изображён на картине, что ты чувствуешь?

-Покажи, как быстро пробежала лиса.

Обучение детей составлению рассказа.

Составление рассказов детьми.

Анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приёмы:

Образец рассказа педагога по картине или её части

Наводящие вопросы

Предваряющий план рассказа

Составление рассказа по фрагментам картины

Коллективное сочинение рассказа детьми

При проведении занятий по развитию связной речи необходимо учитывать следующие методические принципы:

Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к пересказу);

Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно слабых), но только на уровне фразовых ответов;

Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются более сильные дети.

 

Приёмы работы с сюжетными картинками.

Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам.

Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»).

После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.

Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.

Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

Все картинки перемешиваются, и каждому ребёнку даётся 2-3 из них. Дети рассматривают картинки и раскладывают их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.

Предварительный просмотр презентации

Обучение рассказыванию по картинам

Недостатки построения связного высказывания: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

Виды обучения рассказыванию: Рассказ по демонстрируемым действиям. Занятия по пересказу. Рассказ-описание предмета. Рассказывание по картинам. Рассказывание с элементами творчества. Рассказы из личного опыта.

Виды занятий с картинным материалом

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета.

Составление небольших по объёму рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины.

Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжета действия.

Обучение рассказыванию по одной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включают ряд общих элементов: Подготовка детей к восприятию содержания картины. Разбор её содержания. Обучение детей составлению рассказа. Составление рассказов детьми. Анализ детских рассказов.

Методические приёмы, используемые при обучении рассказыванию по картине: Образец рассказа педагога по картине или её части Наводящие вопросы Предваряющий план рассказа Составление рассказа по фрагментам картины Коллективное сочинение рассказа детьми

Методические принципы, которые необходимо учитывать при проведении занятий по развитию связной речи: Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к пересказу); Постоянная активизация в ходе занятий детей (особенно слабых), но только на уровне фразовых ответов; Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. Определённая последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются более сильные дети.

Приёмы работы с сюжетными картинками. Детям раздают картинки в любой последовательности (из одной серии). Воспитатель составляет план рассказа, в соответствии с которым дети должны разложить картинки. После этого дети составляют рассказ по картинкам. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам. С большим удовольствием дети распутывают канву из двух сказок. Они должны последовательно разложить картинки двух сказок и вспомнить их названия. («Репка», «Колобок»). После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.