12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щербакова Анна Александровна348
Россия, Орловская обл., Орел

Сценарий мастер-класса по созданию интеллект-карты «Планета эмоций»

Подготовила воспитатель БОУ ОО «Созвездия Орла» - Щербакова А.А.

Цель: побудить обучающихся творчески, оригинально подходить к решению поставленных задач и развивать интерес к получению дополнительной информации.

Задачи:

 развивать у обучающихся аналитическое мышление, коммуникативные способности и навыки творческой работы в группе,

 способствовать расширению кругозора,

 раскрыть творческие способности обучающихся.

Оформление и оборудование:

 ПК, проектор, экран, указка, доска, магниты.

 Раздаточный материал: ватман, фломастеры, цветные ручки, клей-карандаш, ножницы, листы с заготовленными материалами (см. приложение).

Место проведения: большая аудитория.

Количество участников: 20-25 человек.

Форма проведения – групповая, командная.

Возрастная группа: обучающиеся 5-9 классов.

Продолжительность мастер-класса: 40-50 минут

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Слайд 1

Современный школьник должен уметь самостоятельно находить информацию, применять ее в практических целях для решения различных задач, работать с разнообразными источниками, анализировать и обобщать полученный материал, уметь критически мыслить и многое другое. Но порой эта деятельность является монотонной, однообразной и даже, как ни парадоксально это звучит, но скучной!

На этом мастер-классе мы с вами будем учиться творчески подходить к исследованию материала, взаимодействовать друг с другом, самостоятельно получать знания и быстро их запоминать. И в этом нам поможет метод интеллект-карт.

Расскажу немного о нем.

Слайд 2

Интеллектуальная карта (или интеллект-карта) – это техника, при которой любой материал представляется в визуальной (графической) форме, находится в системе для создания более качественных условий запоминания информации, при этом активизируя творческий, речевой и социальный потенциал.

Слайд 3

Метод интеллект-карт создал американский специалист в областях интеллекта, проблем мышления и психологии обучения Тони Бьюзен. Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления», но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карта».

Слайд 4

Оформление интеллект-карты требует соблюдения некоторых правил. Формат зависит от выбранной темы и ее раскрытия.

Я объясню вам на примере составленной мной интеллект-карты «Мир Маленького принца».

Главная идея (образ) располагается в центре, от неё отходят от трех до семи ответвлений (подтем), используются карандаши, фломастеры, маркеры. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, картинок, символов, стрелочек, шрифтов).

У каждой подтемы пишется ключевое слово или фраза, при этом следует оставить место для возможного добавления элементов.

Рисование интеллект-карт – необычный и увлекательный вид деятельности, почти игровой, но в тоже время – эффективный способ работы с информацией.

Создаешь интеллект-карту и запоминаешь!

Слайд 5-8

Примеры интеллект-карт на разные тематики.

Слайд 9

На нашем мастер-классе я вам предлагаю попробовать создать вместе интеллект-карту «Планета эмоций». Эту тему я разбила на некоторые подтемы, создавая интеллект-карту мы будем постепенно раскрывая главную тему. Каждый из вас может помочь и внести что-то свое в наше общее творчество! В вашем распоряжении вся предоставленная на столе канцелярия, картинки-распечатки и ваша фантазия. Приступим.

На доске с помощью магнитов прикреплен ватман.

Слайды 10-19

Работа с аудиторией по следующему плану:

Главная тема в центре, ее обозначение, картинка, текст.

Эмоции — это... – ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.

Эмоции бывают разных видов (радость, грусть, восторг), окрашивают наше состояние разноцветными красками – чем «богаче», опытней личность, тем больше способов реагирования он знает и тем полнее может проживать свою жизнь

Эмоции и чувства – в чем разница?

Часто, говоря про эмоции и чувства, люди имеют в виду одно и то же. По сути, это так и есть, отличие между ними всего одно, которое заключается в продолжительности самого процесса:

эмоция длится недолго – вы купили вещь, о которой давно мечтали. Сколько вы будете радоваться? Ну, час, два. Потом эмоция радости начнет стихать. Возможно, завтра вы начнете мечтать о чем-то другом. Или на улице вас окатила грязью проезжающая машина, вы разозлитесь или расстроитесь, но вскоре забудете про эту неприятность;

чувства носят долговременный характер – это устойчивые во времени эмоции: я люблю своего ребенка со дня его рождения и буду любить всю жизнь. А еще я до сих пор злюсь на ту девочку из детского сада, которая воровала мои конфеты из шкафчика (столько лет прошло, а я все еще злюсь!). В данном случае любовь и злость – чувства, которые присутствуют в моей жизни очень долгое время.

Эмоции имеют свойство перерождаться в чувства.

Физиология эмоций

Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне, так как психика неразрывно связана с телом: они взаимно влияют друг на друга.

Например, если человек испытывает чувство страха, то это может, проявляется следующим образом:

расширяются зрачки;

в кровь поступит адреналин;

дыхание учащается;

сердце ускоряет ритм;

артериальное давление растет и т.д.

Так организм подстраивается под то, что мы думаем и как переживаем реальность.

Для чего нужны эмоции?

Эмоции показывают субъективное отношение человека (другим людям, миру, ситуациям, явлениям, событиям), в котором кроются его потребности.

Функции эмоций:

сигнальная – показать то, чего человек хочет;

мотивационно-регулирующая – переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;

коммуникативная – с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга;

защитная функция – в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы.

Психология эмоций.

В психологии существует следующая квалификация:

базовые – это те эмоции, которые присущи любому человеку, независимо от его пола, возраста, национальности, страны проживания и культурного опыта (все умеют грустить и радоваться);

вариативные – полярность базовых, обусловлены личностными и культурными особенностями;

врожденные – те, с которыми мы рождаемся (например, страх);

приобретенные – приобретаемые в процессе жизни;

элементарные – простые эмоции;

составные – комбинация элементарных;

натуральные – заложенные природой и т.д.

Существует 10 базовых эмоций, которые желательно осознавать и давать им выход, так как сталкиваться с ними приходится абсолютно каждому:

Интерес – помогает нам получать новый психический и телесный опыт. Прочесть книгу, прокатиться на велосипеде, что-то потрогать, понюхать, ощутить на вкус.

Радость – эмоция, возникающая, когда нам что-то нравится— при удовлетворении потребности (мечтал получить работу – получил – радость).

Гнев – реакция на невозможность удовлетворить свою потребность (от жены ушел муж, она гневается, так как ее потребность быть любимой этим мужчиной, принадлежать ему больше не удовлетворяется). Крайне точкой кипения гнева является ярость – аффективное, неуправляемое состояние, вызванное субъективным ощущением несправедливости.

Удивление – призвано обратить наше внимание на конкретное явление или событие.

Отвращение – реакция на чрезмерность чего-то неприятного. В этот момент человек хочет избавиться от раздражающего фактора.

Презрение – эмоция, появляющаяся в ситуации, где мое виденье мира и способ жить не совпадают с теми же критериями другого человека. Таким образом, я как бы заявляю: «Я права, а ты нет!».

Стыд – реакция на несоответствие моего бытия правилам общества. Стыд всегда имеет «зрителя», то есть, нам стыдно всегда перед кем-то. Даже если человек говорит, что ему стыдно перед собой – в этот момент «критик» в его голове является образом человека из его реальности (мама говорила, что так делают только нехорошие люди).

Вина – аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия).

Страх – возникает в ситуациях, которые могут нести угрозу для жизни или самооценки личности.

Горе, печаль – способ прожить непреодолимые трудности, адаптироваться к ним.

Отлично, наша интеллект-карта готова!

Предлагаю поиграть в игру «Спектр эмоций! На экране будет появляться картинка с изображениями разных эмоций, участники по очереди изображают их.

Сегодня наш мастер-класс был посвящен интересной и необычной теме «Эмоции человека», мы поговорили о многих важных вещах. Наши эмоции наполняют нашу жизнь красками, всевозможными ощущениями, они являются помощниками нашего организма, но и их следует научиться контролировать, выплескивать наружу в нужный момент, и тогда они будут стоять на страже нашего здоровья!

Спасибо за внимание!



Приложение

t1643873350aa.jpgt1643873350ab.png

t1643873350ac.pngt1643873350ad.jpg

t1643873350ae.png

t1643873350af.jpg​​​​​​​
Игра "Спектр эмоций"
PPT / 2.13 Мб

Презентация к мероприятию
PPTX / 5.52 Мб

t1643873350ag.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.