12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна678
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
8

Мастер-класс «Формирование читательского интереса посредством интеллект - карт»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Миасская средняя общеобразовательная школа № 16»

Формирование читательского интереса
посредством интеллект - карт

(номинация «Педагогический опыт»)

Валеева Фидания Рашитовна

Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Челябинская область

г. Миасс

2017 год

 

 

Формирование читательского интереса посредством

интеллект – карт

 

 

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать эффективность использования метода интеллект - карт для формирования УУД обучающихся на уроках литературы.

В работе изложены практические основы данного метода, описан педагогический опыт по формированию читательского интереса посредством интеллект - карт. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках литературы в школе.

Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, одно из важнейших средств формирования общественного сознания и мировоззрения людей. И в тоже время чтение – удивительный мир, открывающий свои тайны всем желающим. Но с недавнего времени двери в удивительную страну книг закрыты для подрастающего поколения. Нежелание читать вызвано не отрицанием чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. Уже много лет я работаю в старших классах. Но каждый раз, получая новых детей, задумываюсь, какие современные технологии, методы и приёмы использовать на своих уроках? Как привлечь внимание к программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития. Одной из педагогических задач современно школы является внедрение в учебный процесс таких методов и приемов, которые помогут не только овладеть определенными знаниями и умениями, но и развить творческие способности учащихся и сформировать читающую личность. Важная роль в этом случае отводится урокам литературы.

Опыт преподавания уроков литературы подтверждает, что эффективность обучения повышается, если на занятиях использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии. Они привлекательны тем, что выявляют особенности развития учащихся, содействует развитию и проявлению личностных качеств учащихся, формированию его индивидуальности, способности к творческой реализации своих возможностей

На своих уроках я применяю такие современные педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на методе интеллект - карт, который позволяет развивать креативность школьников, формировать общеучебные умения, связанные с восприятием и переработкой художественного текста.

Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте (рис.1)

(рис.1)

    Один из известных французских специалистов по вопросам детского чтения говорил о том, что происходит с маленьким ребенком, когда тот «читает», он рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома – художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым – родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Таким образом, общение – это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения. Эту же задачу, на мой взгляд, выполняют ментальные карты.

Когда-то, работая в 5 -6 классах, мы все, наверное, давали задание по литературе нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам, стихам. Создавая такие иллюстрации к произведению, школьник был вынужден прочитать текст, остановиться на описании героя или его жилища, представить себе ситуацию и изложить ее на бумаге. Ментальная карта, на мой взгляд, все то же самое, но с особыми требованиями и критериями.

На первых этапах внедрения метода интеллект – карт у нас было много сложностей, не все могли понять его назначения, практическую значимость. Затем постепенно, шаг за шагом, мы начали составлять ИК, это затянуло ребят.

При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику

С помощью карты можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Каждый учитель литературы понимает, как важно научить ребенка умению читать. Только когда человек поймет важность чтения и книга станет для него необходимостью, мы сможем говорить о качественном образовании. Научить ребенка любить читать, получать удовольствие от самого процесса чтения и от общения с авторами произведений – главнейшая задача на сегодняшний день.

(рис.2)

   Одной из главных задач уроков литературы является развитие навыков монологической речи, но время урока ограничено. И здесь как раз выручают интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. Интеллект - карты помогают собрать материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях. Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений. Учащиеся не очень любят составлять конспекты, а при работе над ИК не требуется много писать, её создаешь, проявляя творчество (рис. 3).

(рис. 3)

   Каким образом строилась такая работа? Ученики читали статью в учебнике, определяли основные пункты, затем составляли интеллект - карты. Сначала намечалась только структура будущей карты, на следующих уроках - завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней (рис. 4).

(рис. 4)

   Одним из важнейших навыков, способствующих успешности ребенка, на мой взгляд, является навык осознанного чтения. Сегодняшний школьник в силу определенных причин не хочет читать произведения школьной программы, хотя при подготовке к декабрьскому сочинению с удовлетворением отметила, как много читают мои одиннадцатиклассники, но, к сожалению, все больше зарубежную литературу. Поэтому мне как учителю литературы было важно заинтересовать ребенка, показать ему, что классическая русская литература не менее интересна. На мой взгляд, особенно тяжело даются ребятам для чтения и анализа объемные произведения. Например, при изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» за месяц давалось задание составить ИК, включая в нее основные этапы жизни главных героев романа. Я считаю, что необходимо научить детей видеть за художественным словом литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И тогда он станет «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика оживает в ментальной карте (рис.5).

(рис.5)

 

   Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении произведения. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения (рис.6).

(рис.6)

 Одной из задач данного метода является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. ученик при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно ИК, на мой взгляд, учит бережному отношению к художественному тексту (рис.7)

(рис.7)

 

С чего мы начинали работу? Давались предварительные задания:

1.Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например, Наташа Ростова

2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы, например,

«Чувство» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой

«Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера

«Черты характера» и т.д.

3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.

4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.

5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.

6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.

7. Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.

   В течение месяца велась консультация, давались рекомендации. Итог превзошел все ожидания. Я твердо уверена, не прочитав роман, таких интересных карт мои дети составить не смогли бы. После того, как интеллект - карты были готовы, каждая группа должна была представить свою работу и проанализировать работы других групп, дать оценку (рис.8)

(рис.8)

 Так учащиеся незаметно для себя обучались анализировать, классифицировать, систематизировать, структурировать информацию, переводить из текстового формата в графический, связывать ее между собой. Кроме этого дети учатся сотрудничать: слушать, поддерживать, оценивать и корректировать друг друга. А самое главное, детей заинтересовал роман, читали даже те, кто говорил, что произведение скучное и сложное для восприятия. С удовлетворением отметила, что в этом году на итоговом сочинении многие мои ученики привлекали для примера «Войну и мир». Значит, такую работу можно и нужно продолжать (рис.9)

(рис.9)

 Умение читать – это способность понять, воспроизвести, истолковать и оценить художественное произведение в целом и каждое слово. Описанный метод ИК развивает читательский интерес у учащихся, позволяет более детально рассмотреть художественный текст. Данный метод гибко вписывается в рамки устоявшихся методик. Практическая реализация ментальных карт показывает значительный рост интереса учащихся к литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и как следствие общий рост эстетического и интеллектуального образования (рис.10)

(рис.10)

Результаты применения ментальной карты:

экономия времени на конспект;

концентрация внимания на важных моментах;

визуально четкие ассоциации;

повышение мотивации, качества знаний;

развитие предметных и коммуникативных компетенций, творческих способностей;

активизация деятельности;

корректировка знаний учащихся;

(рис.11)

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её, поэтому по возможности нужно использовать интеллект - карты при повторении пройденного материала, при изучении нового, при проверке изученного, т.е. практически на всех этапах урока.

Технология обучения на уроках литературы через создание ментальных карт имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно. Ученики должны почувствовать её преимущество, а на это нужно время.

Ментальные карты - это интересно и современно. Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты (рис.11)

Использованная литература:

Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

«Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя

«Методсовет» - http://metodsovet.su

BiblioFond.ruview.aspx?id=465408

http://www.mind-map.ru/

http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm

http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html?current_book_page=1

http://conceptdraw.fileburst.com/Full/CDMindMap

detmobib.ruupload/information_system_40/5/2/4/…

Приложение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (2)

Oleg Gavryliuk, 12.04.17 в 12:07 0 Ответить Пожаловаться
Для создания майнд карт рекомендую http://mindmeister.net/ . Как по мне, это лучший софт для майндмэппинга. Есть все что нужно - облачное хранение, шеринг карт, мобильные приложения под Android и iOS, а также много других функций.
Касимова Людмила Михайловна, 10.05.17 в 21:49 1 Ответить Пожаловаться
Очень приятно встретить единомышленника. Я работаю с ментальными картами на уроках русского языка и литературы три года. Считаю,что это продуктивный метод работы. Заставляет школьника внимательно относиться к тексту произведения. Особенно в условиях сельской школы, когда Интернет слабенький, медленный, непостоянный. Электронные ментальные карты в наших условиях пока невозможны по техническим причинам (к сожалению). Главное, что по составленной ими самими картам ученики уверенно рассказывают о прочитанном произведении, выделяя главное.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.