Мастер-класс по теме: «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности»

0
0
Материал опубликован 27 November 2022

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Рождественская средняя общеобразовательная школа

 

 



Мастер-класс по теме:

«Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности»


Номинация: «Развитие математической грамотности на занятиях дополнительных общеразвивающих программ, внеурочной деятельности»






 

Выступление на августовских встречах педагогов 




Подготовила: Матонина Татьяна Петровна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

2022 г.

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом формирования математической грамотности во внеурочной деятельности.

Ход проведения мастер - класса

1. Вступление

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности».

2. Основная часть мастер-класса

Слайд 2. Время не стоит на месте. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни».  Американский писатель Элберт Хабборт сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

На внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся.

Слайд 3. Я стараюсь по максимуму решать практические задачи по формированию математической грамотности, и сейчас я хочу поделиться с вами теми наработками, которые имею на сегодняшний день.Например,на занятиях внеурочной деятельности«Умелые ручки», где мы лепим из солёного теста.

Ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие дошкольника находится на «кончике его пальцев».

Казалось бы, нет ничего общего между развитием математической грамотности и лепкой из соленого теста.

Слайд 4. Если обратиться к теории, то согласно предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на занятиях лепкой используются начальные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Слайд 5. Математическая грамотность младшего школьника как компонента функциональной грамотности выражается

в потребности и умении применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности;

в способности различать математические объекты (величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче), сравнивать;

в совокупности умений: действовать по инструкции (алгоритму), формулировать суждения с использованием математических терминов.

Каким же образом возможно развитие математической грамотности в процессе занятия лепкой из соленого теста?

Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений (о геометрических фигурах, о симметрии, форме и объёме фигур и др.). Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину).

Слайд 6. Часто использую загадки по теме занятия, стараюсь подобрать загадки математического содержания на счёт, сложение и вычитание. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.) Отгадывая - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс.Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

На занятии по лепке использую дидактические игры и игровые упражнения. В нашем случае дети не получают готовый материал для обучения (счетные палочки, фигуры и т. п.), а изготавливают их самостоятельно для дальнейшего использования. На слайдах представлены некоторые изделия, которые использую как наглядное пособие и счетный материал для работы.

Слайд 7. Например, для игры в шашки в свободное время дети используют вот такие фигуры, выполненные из соленого теста.Игры в шашки развивают ребёнка умственно, развивают логическое мышление, воспитывают усидчивость, приучают к культурному проведению свободного времени, развивают умения действовать в уме, прогнозировать ситуацию, просчитывать способы решения проблемы.

Игра «Мнемозина».Раскатайте на дощечке для лепки соленое тесто слоем не толще 0,5 см. Аккуратно вырежьте маленькие квадратики. На каждом квадрате нарисуйте какой-нибудь предмет (в данном случае геометрические фигуры различного цвета или цифры), причем один и тот же рисунок нарисуйте на двух квадратиках, что бы все они были парные. Затем покройте их лаком. Выигрывает тот, кто раскроет больше одинаковых фишек.

Слайд 8. Игра «Чаепитие». Эта игра на счет и пространственную ориентировку. Цель игры– обучение ориентации во времени, умению определять часы и минуты. Также можно подготовить карточки с цифровым начертанием времени. С помощью циферблата можно давать разнообразные интересные задания, например:

Разложить карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Открывать каждую поочередно, а дети должны правильно установить стрелки на аналогичное время.

Показать карточку. Попросить передвинуть стрелки так, чтобы они показывали на полчаса раньше или позже, чем указано (или на 15 минут, или на какое-либо другое количество минут).

На 3 циферблатах установить определенное время, на каждом разное. Назвать сколько-то часов и минут, попросить детей выбрать из трех вариантов тот, что показывает названое значение.

Игра «Торт». Использую для закрепления навыков счёта. Предлагаю детям сосчитать свечки, цветочки, листики, слои и кусочки торта.

"Часть и целое».Детям предлагается обратить внимание на целый торт, рассмотреть его, описать. Затем торт делится на части. Вопросы: Сколько частей? Покажите мне одну часть (две части и т. д.)

«Закрепление состава чисел».В зависимости от определенного числа, убираем или добавляем необходимое количество дидактического материала, попутно закрепляя такие понятия, как "больше", "меньше", "столько же".

Слайд 9.  При работе с вырезанным квадратом из теста прошу отгадать: «Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?» (На 4 треугольника по диагоналям). А при раскатывании жгутов из теста, такую задачу: «Сколько концов у палки? У двух палок? А у двух с половиной?» (6 концов).

Слайд 10.   «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его математических способностей. Дети с большим интересом занимаются тем, что дома им часто недоступно: пачкаться в муке, лепить из теста всё, что ты хочешь. Да ещё к тому же за это хвалят.

Слайд 11. Во время внеурочной деятельности «Занимательная математика» уделяю особое внимание логическому мышлению детей. Я начинаю занятие с графических диктантов.

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении красиво и аккуратно писать, но и логически мыслить. Развивается пространственное и абстрактное мышление. Закрепляется умение считать. Повышается внимание и сосредоточенность. Появляется стимул доводить начатое до конца. На занятиях ребята сначала выполняют под мою диктовку графический рисунок, а затем дополнительно можно его заштриховать, дорисовать элементы фигуры или просто закрасить.

Слайд 12. Использую математические игры, кроссворды, ребусы, математические головоломки. Например, часто использую игру «Танграм».Упражнения с головоломкой развивают полезные умения: учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия цвета и формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.                                                                            

Так же использую новый формат проведения занятий с помощьюплатформы Учи. ру., где достаточно хорошо представлены разнообразные, интересные задания. Это помогает мне и даёт возможность проектировать занятие с использованием карточек, которые там представлены, а также даёт возможность понимать, как цифровой инструмент сегодня красиво, логично интегрируется в содержание занятий.

Слайд 13. На платформе в разделе математика есть закладка «Лаборатория», которой посвящена умению решать олимпиадные задания. Эти задания потрясающий тренинг для формирования математической грамотности, которые я использую во внеурочной деятельности. Если посмотреть эти задания, то мы даём ребёнку возможность не просто освоить какое-то знание, а научиться им управлять. Я рекомендую учителям зайти на платформу Учи.ру и использовать закладку «Лаборатория» для формирования математической грамотности.

Слайд 14. Что нужно сделать сегодня, чтоб стать успешным завтра?

Математику нужно трогать!Мы знаем, что дети – сенсорики. Математику важно и нужно трогать.

Дети еще до школы знакомы с фигурой треугольник. Они понимают понятие треугольник. С помощью этого задания можно применить полученные знания в нестандартной ситуации. Предлагаю найти все треугольники, которые они видят? Дети вспоминают определение, как держали в руках треугольник, какой он и выполняют задание. Эти задания даются от простого случая к сложному.

Математику надо проживать!

Постарайтесь в начальной школе сделать как можно больше математических заданий, которые вы проживали бы через собственную деятельность детей.

Например, когда строитесь в столовую парами. Мы делаем это каждый день. Разбились на пары мальчиков и девочек. Сколько пар получилось? Сколько пар девочек? Сколько пар мальчиков? Кто остался без пары? Даже этот ежедневный ритуал можно использовать, чтобы показать ребятам для чего нужна математика, где она встречается в повседневной жизни.

Слайд 15. Эту ситуацию можно разыграть с детьми во внеурочной деятельности через раздел «лаборатория». Ребёнок знает, что такое пара, так как ежедневно строится в столовую. Понятие «пара» в голове отложилось. Теперь это знание нужно перенести в жизненную ситуацию ипопробовать этим знанием воспользоваться и применить на практике, то есть формировать математическую грамотность, используя в реальных ситуациях.

Слайд 16. Математика – это реальная жизнь!

Ситуация, когда в 1 классе даём понятие длина, измеряем отрезки нужно переходить на реальные объекты. Если мы строим или измеряем отрезки заданной длины, то ребёнок не выстроит цепочку между понятием измерения длины и реальной жизни. Нужно использовать предмет из реальной жизни для того, чтобы он понимал, что измерять можно все.

А чтобы ребёнок понимал зачем, можно воспользоваться ситуацией из реальной жизни. Например, по теме «Календарь» эту ситуацию можно разыграть с помощью задания, представленного на слайде.

Слайд 17. Математика для жизни. Каждый день мы возвращаемся из магазина, стараясь разделить пакеты по весу так, чтобы было удобно нести. Мы это делаем непроизвольно, а у младших школьников это учебная ситуация.

Эти задания дают возможность формировать математическую грамотность.

Таким образом, внеурочная работа даёт школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы — не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач, а также развитие памяти, внимания, мышления.


Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться  –  вот наша задача.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации