Мастер-класс по теме «Организация работы над исследовательским проектом при помощи чек-листа»

10
2
Материал опубликован 18 April 2021 в группе

Мастер-класс по теме:

«Организация работы над исследовательским проектом при помощи чек-листа»


Титульный слайд Важнейшей задачей образования, по определению Федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся основ умения учиться. Для реализации поставленной задачи я на протяжении 8 лет работаю по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. За данный период мною накоплен большой опыт, имеются методические рекомендации для учителей и родителей, а также публикации отработанной системы.

Младшие школьники, в силу своего возраста, не могут полностью самостоятельно работать над исследованием, им необходима организующая, руководящая и направляющая помощь. В организации исследовательской работы большую роль, безусловно, играет педагог, так как мотивировать ребенка на познавательную, творческую, исследовательскую деятельность может только заинтересованный и нацеленный на результат учитель. Но, эффективность работы над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).

Слайд 2 Организация исследовательской деятельности включает в себя 6 основных этапов: Проблему, Проектирование, Исследование, Выводы, Защиту, Оценку результатов и процесса исследовательской деятельности. Помощь детям на разных этапах обязательна, но она различна. Перед педагогом, работающим с детьми в данном направлении часто встает проблема: Как правильно и эффективно организовать эту работу? У каждого учителя есть свои секреты успешной работы, я организую исследовательскую деятельность с учениками при помощи чек-листа.

Слайд 3 Наш чек-лист представлен в виде таблицы. Его структура отражает основные этапы работы, запланированные мероприятия, определение сроков, отслеживание результатов выполнения/невыполнения отдельных пунктов. В случае объективных причин сдвига сроков или невыполнения каких-либо мероприятий, в чек-лист вносится корректировка по датам. Чек-лист заполняется детьми и родителями совместно с педагогом, все мероприятия и сроки обсуждаются и согласуются. Возможно включение в чек-лист и других дополнительных важных мероприятий.

Слайд 4 В целом заполненный чек-лист выглядит вот так (на слайде).

Чтобы было понятно, как составить чек-лист, я приглашаю вас поучаствовать в планировании данных мероприятий: по 1, 3, 5 этапам я озвучу вам свои запланированные мероприятия, а по 2, 4, 6 этапам предлагаю вам составить их перечень.

- Для начала всем желающим поработать необходимо объединиться в группы от 3 до 5 человек. Каждой группе будут выданы пустые чек-листы, которые, по ходу работы вы будете заполнять.

Слайд 5 - Посмотрите, пожалуйста, на мероприятия, которые мы включили в свой чек-лист для 1 этапа:

Этапы работы, мероприятия

Сроки

Отметка о выполнении

Корректировка сроков, примечание



І этап. Проблема (Подготовка к

исследовательскому проекту)




1

Постановка проблемы, выбор темы и ее конкретизация

01.10

+


2

Определение актуальности и новизны исследования

01.10

+ частично

до 15.10

3

Постановка цели, формулирование задач

01.10

+ частично

до 15.10

4

Выдвижение гипотезы

01.10

+


5

Обсуждение методов исследования

01.10

+


Слайд 6 - На 2 этапе: Проектирование (Планирование исследовательского проекта) определяется его структура и вырабатывается план реализации (подбор источников информации, методов исследования, способа представления результатов, планирование итогового продукта, формы защиты и др.).

Работа в группах: - Уважаемые коллеги, в течение 2 минут попробуйте спланировать мероприятия для 2 этапа: Проектирование (Планирование исследовательского проекта).

- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап «Проектирования» (читают, другие группы дополняют).


Слайд 7 - Посмотрите, пожалуйста, что мы включаем в этот этап (показ на слайде). План в процессе деятельности может быть изменен, дополнен, уточнен или расширен.



ІІ этап. Проектирование

(Планирование исследовательского проекта)




6

Поиск источников информации

до 15.10

+ частично

до 20.10

7

Определение структуры исследовательского проекта

01.10

+


8

Обозначение разделов для теоретической части

10.10

+


9

Подбор методов исследования для практической части

10.10

+


10

Выбор формы представления результатов и итогового продукта

10.10

+ частично

до 15.10


Слайд 8 - Следующий ІІІ этап «Исследование (Процесс исследования, эксперимента)» в нашем чек-листе содержит такие пункты:



ІІІ этап. Исследование

(Процесс исследования, эксперимента)




11

Подготовка к исследованию

15.10

+


12

Проведение исследования (опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, опыты и т. д.)

до 1.11

+ частично

до 10.11

13

Сбор и систематизация полученных материалов

до 10.11

+ частично

до 10.11

14

Описание и фиксация предварительных результатов работы

до 15.11

+


15

Формулировка выводов по исследованию

15.11

+




Слайд 9 Работа в группах: - Какие пункты, на ваш взгляд, могут быть включены в ІV этап «Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)». Запишите их.

- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)» (читают, другие группы дополняют).


Слайд 10. - На этом слайде представлены мероприятия из нашего чек-листа. Сюда мы включили:



ІV этап. Выводы

(Формулирование результатов и оформление работы)




16

Анализ полученных данных и формулирование окончательных выводов

до 20.11

+ частично

до 25.11

17

Проверка текста работы и устранение ошибок и недочетов

до 1.12

+ частично

до 05.12

18

Структурирование проекта согласно требованиям и Положению

до 1.12

+


19

Распечатка готовой работы, ее сшивание и оформление

до 05.12

-

06.12

20

Подготовка стендового материала, созданных продуктов и др.

до 10.12

+ частично

до 15.12

Слайд 11 - На 5 этапе «Защита (Отчет и защита исследовательского проекта)» мы предлагаем такие мероприятия:



V этап. Защита

(Отчет и защита исследовательского проекта)




21

Создание презентации к защите работы

до 5.12



22

Составление предварительного текста выступления

до 7.12



23

Репетиция презентации защиты исследовательского проекта

08.12

-

10.12.

24

Корректировка презентации и текста защиты с учетом замечаний и предложений

12.12



25

Генеральная репетиция защиты исследовательского проекта

15.12

-

16.12

26

Публичная защита исследовательского проекта

18.12

+



Слайд 12

Работа в группах: - И последний, заключительный этап – это «Оценка (Анализ результатов работы)». Что, по-вашему мнению, должно быть здесь?

- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап «Оценка (Анализ результатов работы)» (читают, другие группы дополняют).


Слайд 13 - Вот как представлен данный этап на нашем чек-листе.



VІ этап. Оценка

(Анализ результатов работы)




27

Подведение итогов работы: позитивные результаты (дипломы, положительные отзывы слушателей, приглашение выступить в других местах и т. д.)

18.12

+


28

Рефлексия в форме «группового интервью»

18.12

+


29

Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов, самоанализ и самооценка деятельности

20.12

+


30

Выстраивание дальнейших перспектив работы

20.12

+



Интересным приемом работы, применяемым мною на данном этапе, является рефлексия в форме «группового интервью», оно содержит высказывания слушателей в виде позитивного пожелания или совета.


Слайд 14

- Как показывает практика, дети и родители боятся браться за исследовательские проекты и работы, так как они не знакомы с данным видом деятельности и не знают, как его правильно делать. Эту проблему я постаралась решить с помощью памятки, которую составила для своих учеников - Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект». Ее я оформила в виде брошюры, взяв за основу рабочую тетрадь для младших школьников Савенкова Александра Ильича «Я – исследователь». Также добавила в нее некоторые собственные советы и рекомендации по формулировке гипотезы исследования, определению новизны работы, теоретической и практической значимости, критерии оформления исследовательской работы, организацию работы с помощью чек-листа и др.

В помощь родителям разработала буклет по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов). Данные разработки очень помогают в работе и детям, и родителям, и педагогу, благодаря им они увереннее чувствуют себя и добиваются высоких результатов.

Слайд 15

- Данная система работы дает положительные результаты, это выражается победами моих учащихся в НПК разных уровней (от районного до Всероссийского). Ежегодно ученики становятся победителями и лауреатами НПК «Мое первое открытие» (районный и городской этапы), «В мире тайн». Активно и результативно участвуют во Всероссийских очных и заочных конкурсах исследовательских работ, организованных Малой Академией Наук «Интеллект будущего», г. Обнинск и других.

Работа с младшими школьниками по исследовательской деятельности очень сложная и трудоёмкая, достичь высоких результатов можно только при условии заинтересованности самого педагога, именно учитель может зажечь в ребенке искорку «исследователя». Если вас заинтересовал мой чек-лист, буду рада с вами им поделиться.

Желаю вам успехов в работе и побед вашим исследователям!


Слайд 16 Благодарю за внимание!









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за представленный материал!

13 May 2021

Алефтина Викторовна, благодарю за полезный материал.

30 March 2022

Похожие публикации