Мастер-класс по теме «Организация работы над исследовательским проектом при помощи чек-листа»
Мастер-класс по теме:
«Организация работы над исследовательским проектом при помощи чек-листа»
Титульный слайд Важнейшей задачей образования, по определению Федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся основ умения учиться. Для реализации поставленной задачи я на протяжении 8 лет работаю по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. За данный период мною накоплен большой опыт, имеются методические рекомендации для учителей и родителей, а также публикации отработанной системы.
Младшие школьники, в силу своего возраста, не могут полностью самостоятельно работать над исследованием, им необходима организующая, руководящая и направляющая помощь. В организации исследовательской работы большую роль, безусловно, играет педагог, так как мотивировать ребенка на познавательную, творческую, исследовательскую деятельность может только заинтересованный и нацеленный на результат учитель. Но, эффективность работы над исследовательскими проектами возможна только при совместном тесном взаимодействии и сотрудничестве учителя, ребенка и родителей (правило «триединства»).
Слайд 2 Организация исследовательской деятельности включает в себя 6 основных этапов: Проблему, Проектирование, Исследование, Выводы, Защиту, Оценку результатов и процесса исследовательской деятельности. Помощь детям на разных этапах обязательна, но она различна. Перед педагогом, работающим с детьми в данном направлении часто встает проблема: Как правильно и эффективно организовать эту работу? У каждого учителя есть свои секреты успешной работы, я организую исследовательскую деятельность с учениками при помощи чек-листа.
Слайд 3 Наш чек-лист представлен в виде таблицы. Его структура отражает основные этапы работы, запланированные мероприятия, определение сроков, отслеживание результатов выполнения/невыполнения отдельных пунктов. В случае объективных причин сдвига сроков или невыполнения каких-либо мероприятий, в чек-лист вносится корректировка по датам. Чек-лист заполняется детьми и родителями совместно с педагогом, все мероприятия и сроки обсуждаются и согласуются. Возможно включение в чек-лист и других дополнительных важных мероприятий.
Слайд 4 В целом заполненный чек-лист выглядит вот так (на слайде).
Чтобы было понятно, как составить чек-лист, я приглашаю вас поучаствовать в планировании данных мероприятий: по 1, 3, 5 этапам я озвучу вам свои запланированные мероприятия, а по 2, 4, 6 этапам предлагаю вам составить их перечень.
- Для начала всем желающим поработать необходимо объединиться в группы от 3 до 5 человек. Каждой группе будут выданы пустые чек-листы, которые, по ходу работы вы будете заполнять.
Слайд 5 - Посмотрите, пожалуйста, на мероприятия, которые мы включили в свой чек-лист для 1 этапа:
№ | Этапы работы, мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | Корректировка сроков, примечание | ||||
| І этап. Проблема (Подготовка к исследовательскому проекту) | | | | ||||
1 | Постановка проблемы, выбор темы и ее конкретизация | 01.10 | + | | ||||
2 | Определение актуальности и новизны исследования | 01.10 | + частично | до 15.10 | ||||
3 | Постановка цели, формулирование задач | 01.10 | + частично | до 15.10 | ||||
4 | Выдвижение гипотезы | 01.10 | + | | ||||
5 | Обсуждение методов исследования | 01.10 | + | |
Слайд 6 - На 2 этапе: Проектирование (Планирование исследовательского проекта) определяется его структура и вырабатывается план реализации (подбор источников информации, методов исследования, способа представления результатов, планирование итогового продукта, формы защиты и др.).
Работа в группах: - Уважаемые коллеги, в течение 2 минут попробуйте спланировать мероприятия для 2 этапа: Проектирование (Планирование исследовательского проекта).
- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап «Проектирования» (читают, другие группы дополняют).
Слайд 7 - Посмотрите, пожалуйста, что мы включаем в этот этап (показ на слайде). План в процессе деятельности может быть изменен, дополнен, уточнен или расширен.
| ІІ этап. Проектирование (Планирование исследовательского проекта) | | | |
6 | Поиск источников информации | до 15.10 | + частично | до 20.10 |
7 | Определение структуры исследовательского проекта | 01.10 | + | |
8 | Обозначение разделов для теоретической части | 10.10 | + | |
9 | Подбор методов исследования для практической части | 10.10 | + | |
10 | Выбор формы представления результатов и итогового продукта | 10.10 | + частично | до 15.10 |
Слайд 8 - Следующий ІІІ этап «Исследование (Процесс исследования, эксперимента)» в нашем чек-листе содержит такие пункты:
| ІІІ этап. Исследование (Процесс исследования, эксперимента) | | | |
11 | Подготовка к исследованию | 15.10 | + | |
12 | Проведение исследования (опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, опыты и т. д.) | до 1.11 | + частично | до 10.11 |
13 | Сбор и систематизация полученных материалов | до 10.11 | + частично | до 10.11 |
14 | Описание и фиксация предварительных результатов работы | до 15.11 | + | |
15 | Формулировка выводов по исследованию | 15.11 | + | |
Слайд 9 Работа в группах: - Какие пункты, на ваш взгляд, могут быть включены в ІV этап «Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)». Запишите их.
- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап Выводы (Формулирование результатов и оформление работы)» (читают, другие группы дополняют).
Слайд 10. - На этом слайде представлены мероприятия из нашего чек-листа. Сюда мы включили:
| ІV этап. Выводы (Формулирование результатов и оформление работы) | | | |
16 | Анализ полученных данных и формулирование окончательных выводов | до 20.11 | + частично | до 25.11 |
17 | Проверка текста работы и устранение ошибок и недочетов | до 1.12 | + частично | до 05.12 |
18 | Структурирование проекта согласно требованиям и Положению | до 1.12 | + | |
19 | Распечатка готовой работы, ее сшивание и оформление | до 05.12 | - | 06.12 |
20 | Подготовка стендового материала, созданных продуктов и др. | до 10.12 | + частично | до 15.12 |
Слайд 11 - На 5 этапе «Защита (Отчет и защита исследовательского проекта)» мы предлагаем такие мероприятия:
| V этап. Защита (Отчет и защита исследовательского проекта) | | | |
21 | Создание презентации к защите работы | до 5.12 | | |
22 | Составление предварительного текста выступления | до 7.12 | | |
23 | Репетиция презентации защиты исследовательского проекта | 08.12 | - | 10.12. |
24 | Корректировка презентации и текста защиты с учетом замечаний и предложений | 12.12 | | |
25 | Генеральная репетиция защиты исследовательского проекта | 15.12 | - | 16.12 |
26 | Публичная защита исследовательского проекта | 18.12 | + | |
Слайд 12
Работа в группах: - И последний, заключительный этап – это «Оценка (Анализ результатов работы)». Что, по-вашему мнению, должно быть здесь?
- Зачитайте, пожалуйста, мероприятия, которые вы включили в этап «Оценка (Анализ результатов работы)» (читают, другие группы дополняют).
Слайд 13 - Вот как представлен данный этап на нашем чек-листе.
| VІ этап. Оценка (Анализ результатов работы) | | | |
27 | Подведение итогов работы: позитивные результаты (дипломы, положительные отзывы слушателей, приглашение выступить в других местах и т. д.) | 18.12 | + | |
28 | Рефлексия в форме «группового интервью» | 18.12 | + | |
29 | Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов, самоанализ и самооценка деятельности | 20.12 | + | |
30 | Выстраивание дальнейших перспектив работы | 20.12 | + | |
Интересным приемом работы, применяемым мною на данном этапе, является рефлексия в форме «группового интервью», оно содержит высказывания слушателей в виде позитивного пожелания или совета.
Слайд 14
- Как показывает практика, дети и родители боятся браться за исследовательские проекты и работы, так как они не знакомы с данным видом деятельности и не знают, как его правильно делать. Эту проблему я постаралась решить с помощью памятки, которую составила для своих учеников - Памятка юному исследователю «Как выполнить и защитить исследовательскую работу или проект». Ее я оформила в виде брошюры, взяв за основу рабочую тетрадь для младших школьников Савенкова Александра Ильича «Я – исследователь». Также добавила в нее некоторые собственные советы и рекомендации по формулировке гипотезы исследования, определению новизны работы, теоретической и практической значимости, критерии оформления исследовательской работы, организацию работы с помощью чек-листа и др.
В помощь родителям разработала буклет по организации совместной деятельности с детьми при выполнении исследовательских работ (проектов). Данные разработки очень помогают в работе и детям, и родителям, и педагогу, благодаря им они увереннее чувствуют себя и добиваются высоких результатов.
Слайд 15
- Данная система работы дает положительные результаты, это выражается победами моих учащихся в НПК разных уровней (от районного до Всероссийского). Ежегодно ученики становятся победителями и лауреатами НПК «Мое первое открытие» (районный и городской этапы), «В мире тайн». Активно и результативно участвуют во Всероссийских очных и заочных конкурсах исследовательских работ, организованных Малой Академией Наук «Интеллект будущего», г. Обнинск и других.
Работа с младшими школьниками по исследовательской деятельности очень сложная и трудоёмкая, достичь высоких результатов можно только при условии заинтересованности самого педагога, именно учитель может зажечь в ребенке искорку «исследователя». Если вас заинтересовал мой чек-лист, буду рада с вами им поделиться.
Желаю вам успехов в работе и побед вашим исследователям!
Слайд 16 Благодарю за внимание!
Савкина Юлия Камильевна
Кузнецова Виктория Владимировна