12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ромашка199
Россия, Владимирская обл., Меленки



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Меленки







МАСТЕР-КЛАСС

«ТОЛЬКО РУКИ ДОБРЫЕ ТЫ ПРОТЯНИ…»





Романова Т.С., учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории







Меленки, 2019 г.



Мастер-класс по теме «Только руки добрые ты протяни…»

(«Использование разных методов и приемов для формирования УУД»)

Цель: показать бесценную значимость природы для человека и окружающей среды с целью её сохранения через использование инновационных технологий, методов и приемов.

Задачи:

Обучающие: обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций, целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, обеспечить в ходе мероприятия понимание существования глобальных экологических проблем, их влияния на экологическую обстановку окружающей среды, важности деятельности каждого человека для сохранения бесценного мира природы.

Развивающие: развивать навыки работы с Интернет-сервисами, создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, продолжить формирование бережного отношения к природе.

СРЕДСТВА: экран, проектор, презентация, ноутбук

Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнуюсаморегуляцию и самоподдержку.

Общепредметные (базовые) компетенции учителя. Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем.

Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).

Предметные компетенции.Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

научных знаний;

способов деятельности (умения действовать по образцу);

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Технологии: ИКТ-технология, лэпбук-технология

Методы и приемы: исследовательский, метод наглядности, прием проектирования.













Этап мастер-класса

Деятельность учителя

Деятельность учителей

Методы и технологии

1

Организационный




Уважаемые коллеги, здравствуйте, я попрошу вас принять участие в небольшом исследовании.


1.Приветствуют друг друга









2







































































































































































































































































































































3

Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)























































































































































































































































































































Заключительный (подведение итогов, рефлексия)




























Сейчас я вам покажу небольшое видео, ваша задача его внимательно посмотреть и посчитать сколько передач сделают игроки в белых футболках. Готовы?

Хорошо. Сколько?

(ответы разные)

А вы заметили на этом видео гориллу?

-Нет.

Значит, мы с вами также, как и 95 процентов опрошенных учителей и учащихся нашей школы и большинство людей, участвовавших в этом международном исследовании, не заметили гориллу. Такое явление было названо blindness of inattention или слепота невнимания.

Слепота невнимания (также «эффект невидимой гориллы»избирательное внимание или перцептивная слепота) – это психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер.

Таким образом, зачастую мы в реальности не обращаем внимания на то, на что нужно обращать наше внимание, поэтому я назвала мастер-класс «Только руки добрые ты протяни….». И, как вы поняли из названия, он будет связан с существующей сегодня экологической ситуацией.

Сегодня в частности мы будем создавать вот такую книгу. Вот посмотрите примеры (показывает примеры лэпбуков по разным темам)

Тема мастер-класса в нашей книге уже прописана и подписаны основные разделы, по которым мы будем сегодня работать. А еще для каждого раздела у нас есть конвертики, мы будем к ним возвращаться, когда в этом возникнет потребность. А пока хочется сказать следующее:

Нас окружают разные организмы: растения, грибы, животные, бактерии. Представители каждой из названных групп занимают определенное место в природе. Могут оказаться нам полезными и наоборот. А зачем же нам нужны эти организмы, и какое значение они имеют в природе? Зачем существуют грибы?

1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе. 2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических, которые далее усваиваются растениями. 3)Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в процессах почвообразования. В грибах накапливаются органические вещества, которые после разрушения грибницы превращаются в перегной. 4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. Несколько видов съедобных грибов, например шампиньоны и вешенки, искусственно выращивают в специальных помещениях. 5)Из многих плесневых грибов (пеницилл, аспергилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики. Они избирательно губительно воздействуют на клетки паразитических бактерий и грибов, не принося вреда клеткам хозяина.

А животные?

1)Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений.

2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки этих роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. 3)Птицы играют большую роль в распространении семян растений. 4)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству.

И вы наверняка подкармливаете птиц зимой. Мы с учащимися тоже это делаем и создали видео.

Видео создано в сервисе Kizoa. Данный сервис позволяет создавать слайд-шоу под различную музыку с использованием разных анимаций и спецэффектов.

А если бы не было бактерий…

1)Сапрофитные почвенные бактерии перерабатывают остатки растительных и животных организмов и помогают в образовании гумуса и перегноя, повышающих её плодородие. 2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты, «живущие» на корнях бобовые растений, улавливают азот из воздуха, связывают его и создают соединения в форме, доступной для растений, благодаря им почва обогащается ценными азотными соединениями, необходимым для роста растений.

3)Бактерии обладают отличными санитарными качествами, они удаляют грязь в сточных водах, расщепляют органические вещества, превращая их в безвредную неорганику. 4)Уникальные цианобактерии, зародившиеся в первозданных морях и океанах 2 миллиарда лет назад, были способны к процессу фотосинтеза, они поставляли в окружающую среду молекулярный кислород, и таким образом сформировали атмосферу Земли и создали озоновый слой, защищающий нашу планету от пагубноговлиянияультрафиолетовых лучей. 5)Многие полезные ископаемые создавались на протяжении многих тысяч лет под воздействием воздуха, температуры, воды и бактерий на биомассу.6)Бактерии - важное звено в трофических цепях питания, они выступают в роли редуцентов, раскладывая остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю. 7)Многие бактерии играют в организме млекопитающих роль симбионтов и помогают им разложить клетчатку, которую те не в состоянии переварить. 8)Процесс жизнедеятельности бактерий — источник витамина К и витаминов группы В, играющих важную роль в процессе нормального функционирования их организмов.

Таким образом, для нас эти организмы важны (учитель на доске магнитами прикрепляет фото царств живой природы).

Бросая пакет, жвачку, мы можем привести к гибели одного организма и многих организмов…Какие глобальные проблемы человечества можно выделить сегодня? Давайте посмотрим.

Видео создано в сервисе biteable, он позволяет создавать целые мультфильмы и видеофрагменты, снабженные большим количеством анимаций и дополнительных эффектов, что очень важно для активизации познавательной деятельности учащихся.

https://biteable.com/watch/recruitment-service-explainer-copy-2131322

(завершающее видео)

А теперь, что может сделать каждый для сохранения нашей природы? Я предлагаю сделать вам видео на эту тему в этой же программе по алгоритму.

Алгоритм

1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable.

2.Нажмите создать новое видео.

3.Выбираю я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля.

4.Выбираю концепция

Мой бизнес

Продукт

Как сделать что-то

Услуга

5.И нажимаю найти шаблон

6.Нажимаю на выбранный шаблон

7.Если не понравился шаблон, нажимаю снова на Biteable, выбираю новый шаблон.

8.Далее редактирую выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляю русские предложения.

9.Если мне нужно добавить какую-то сцену в мой фильм, я нажимаю на плюс в конце ленты и выбираю сцену.

10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image.

11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео.

Давайте посмотрим видео, получившееся у вас.

Рефлексия

«Архиватор 3,2,1»

1.Назовите 3 момента, понравившиеся вам больше всего.

2.Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

3.Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.

А теперь наш мастер-класс подходит к концу. Мы сегодня

поработали с различными сервисами для создания слайд-шоу и видеофрагментов, создали свой лэпбук, и я, надеюсь, что вы будете использовать эти сервисы и эту технологию-лэпбук в своей работе.

Спасибо за внимание.




1.Участвуют в исследовании





















2.Слушают руководителя мастер-класса

























3.Участвуют в поисковой беседе















4.Высказывают свое мнение и формируют личностную позицию

































5.Участвуют в поисковой беседе













6.Оформляют результаты обсуждения в книжечку













7.Решают проблемную ситуацию















8.Слушают руководителя-мастер-класса и участвуют в поисковой беседе с ним







9.Смотрят видеофрагмент







10.Создают свой небольшой видеофрагмент в программе Biteable





















































1.Отвечают на вопросы рефлексии




































































































































































































































































































































Исследовательский метод







Социализация (высказывание мнения)

Практическая демонстрация приема



















Лэпбук-технология

Афиширование

































ИКТ-технология (метод: использование видео)





































































































Практическая демонстрация приема (проектирование строения клеток)

Социоконструкция (групповая работа)





















ИКТ-технология (метод: использование видео)























Социализация















Афиширование




П

Зачем нужны грибы?

1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических.

3) В грибах накапливаются органические вещества, которые после

разрушения грибницы превращаются в перегной.

4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. 

5)Из многих плесневых грибов (пеницилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики. t1618347022aa.jpg





Зачем нужны грибы?

1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.

2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических.

3) В грибах накапливаются органические вещества, которые после

разрушения грибницы превращаются в перегной.

4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. 

5)Из многих плесневых грибов (пеницилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики. t1618347022aa.jpg





риложение 1




















Зачем нужны животные и птицы?

1)Многие растения опыляются только животными.

2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные способствуют созданию перегноя.

3)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству.

4)Птицы и животные распространяют семена растений.

4)Эстетическое значение

t1618347022ab.jpgt1618347022ac.jpg

Зачем нужны животные и птицы?

1)Многие растения опыляются только животными.

2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные способствуют созданию перегноя.

3)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству.

4)Птицы и животные распространяют семена растений.

4)Эстетическое значение

t1618347022ab.jpgt1618347022ac.jpg
























Зачем нужны бактерии?

1)Сапрофитные почвенные бактерии помогают в образовании перегноя.

2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты обогащают почву азотом. 3)Цианобактерии создали озоновый слой.

4)Бактерии - редуценты, расщепляют остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю.

5)Многие бактерии помогают расщеплять клетчатку.

6)В процессе жизнедеятельности бактерии кишечника образуют витамин К и витамины группы В.t1618347022ad.jpg







Зачем нужны растения?

1.Выделяют в процессе фотосинтеза кислород, которым мы дышим. Растения – «легкие» планеты!!!

2.Формируют плоды и семена для питания других организмов.

3.Являются индикатором чистоты воды и воздуха.

4.Эстетическое значение.

t1618347022ae.jpgt1618347022af.jpg
















Зачем нужны бактерии?

1)Сапрофитные почвенные бактерии помогают в образовании перегноя.

2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты обогащают почву азотом. 3)Цианобактерии создали озоновый слой.

4)Бактерии - редуценты, расщепляют остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю.

5)Многие бактерии помогают расщеплять клетчатку.

6)В процессе жизнедеятельности бактерии кишечника образуют витамин К и витамины группы В.t1618347022ad.jpg









Зачем нужны растения?

1.Выделяют в процессе фотосинтеза кислород, которым мы дышим.Растения – «легкие» планеты!!!

2.Формируют плоды и семена для питания других организмов.

3.Являются индикатором чистоты воды и воздуха.

4.Эстетическое значение.

t1618347022ae.jpgt1618347022af.jpg





















2.Строение клеток растений, животных, грибов и бактерий



Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов

t1618347022ag.jpgt1618347022ah.jpgt1618347022ai.jpg

t1618347022aj.jpg t1618347022ak.jpg t1618347022ak.jpg















Основные виды деятельности человека, приводящие к уничтожению мира природы



t1618347022al.jpg t1618347022am.jpg t1618347022an.jpg

t1618347022ao.jpg t1618347022ap.jpg

t1618347022aq.jpg

t1618347022ar.jpg t1618347022as.jpg















Ч

Проводить беседы о вреде мусора на живые организмы.

Экономнее относиться к свету и воде.

Сажать деревья или кустарники (на месте сгоревшего леса, во дворе и др.)

Участвовать в субботниках.

Покупать искусственные елки.

Очищать берег реки Унжа

Уборка мусора после отдыха на природе и др.





то могу сделать я для сохранения мира природы?



Подкармливать птиц и других животных зимой

t1618347022at.jpg

Оказывать помощь животным

t1618347022au.jpg

Выбрасывать мусор в урну или контейнер, предназначенный для мусора.t1618347022av.jpg





















Проводить беседы о вреде мусора на живые организмы.

Экономнее относиться к свету и воде.

Сажать деревья или кустарники (на месте сгоревшего леса, во дворе и др.)

Участвовать в субботниках.

Покупать искусственные елки.

Очищать берег реки Унжа

Уборка мусора после отдыха на природе и др.









Что могу сделать я для сохранения мира природы?



Подкармливать птиц и других животных зимой

t1618347022at.jpg

Оказывать помощь животным

t1618347022au.jpg

Выбрасывать мусор в урну или контейнер, предназначенный для мусора.t1618347022av.jpg

























Алгоритм работы с сайтом Biteable.

1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable.

2.Нажмите создать новое видео.

3.Выберите я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля.

4.Выберите концепция

Мой бизнес

Продукт

Как сделать что-то

Услуга

5.Нажмите найти шаблон

6.Нажмите на выбранный шаблон

7.Если не понравился шаблон, нажмите снова на Biteable, выбираю новый шаблон.

8.Далее отредактируйте выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляйте русские предложения.

9.Если вам нужно добавить какую-то сцену в ваш фильм, нажмите на плюс в конце ленты и выберите сцену.

10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image.

11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео.



Алгоритм работы с сайтом Biteable.

1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable.

2.Нажмите создать новое видео.

3.Выберите я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля.

4.Выберите концепция

Мой бизнес

Продукт

Как сделать что-то

Услуга

5.Нажмите найти шаблон

6.Нажмите на выбранный шаблон

7.Если не понравился шаблон, нажмите снова на Biteable, выбираю новый шаблон.

8.Далее отредактируйте выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляйте русские предложения.

9.Если вам нужно добавить какую-то сцену в ваш фильм, нажмите на плюс в конце ленты и выберите сцену.

10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image.

11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео.



























































Список интернет-ресурсов

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/3/3SlUPFAQr7RqZ1gkz0tMY8TJxXuGceNmBpfynWa5w/slide-9.jpg

клетка гриба

2.http://900igr.net/up/datas/237417/040.jpg животная клетка

3.https://bigslide.ru/images/19/18860/960/img6.jpg бактерия

4.https://raspp.ru/upload/medialibrary/eaa/63620084842.jpg вырубка леса

5.https://soyuz-ekspert.ru/wp-content/uploads/2016/10/truba_1.jpg сброс сточных вод

6.https://lawlinks.ru/wp-content/uploads/2018/01/maxresdefault-1-1.jpg отстрел животных

7.https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a93/0005ea7a-6f65a24b/640/img5.jpg выбросы вредных веществ

8.http://5biologiya.net/datas/biologija/Opisanie-Krasnoj-knigi-Rossii/0009-009-Morskaja-korova.jpg вымершие животные

9.https://i1.imageban.ru/out/2013/11/25/6eef4858dbc3ac09f4e569e4c9eb6bbc.jpg вымершие животные 3

10.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0815/00119444-3adeee61/img20.jpg исчезающие

11.http://sweetpanda.ru/wp-content/uploads/2017/05/javljajutsja-li-pandy-vymirajushhim-vidom-ili-oni-uzhe-ne-vymirajut-sweetpanda.ru_.07583961.jpg панда

12.https://diy.obi.ru/uploads/articles/000/018/18890/0.jpg зимняя подкормка

13.http://vet-dok.ru/images/stati-novosti/Obmorozhenija-ozhogi-ukusy-u-sobaki/Obmorozhenija-ozhogi-ukusy-u-sobaki-3.jpg помощь животным

14.https://st2.depositphotos.com/6025596/9459/v/950/depositphotos_94595826-stock-illustration-do-not-litter-sign.jpg мусор



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.04.21 в 06:03 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за подборку материалов!
Трефилова Раиса Поликарповна, 15.04.21 в 00:59 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за мастер-класс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.