Мастер-класс по теме «Только руки добрые ты протяни...»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Меленки
МАСТЕР-КЛАСС
«ТОЛЬКО РУКИ ДОБРЫЕ ТЫ ПРОТЯНИ…»
Романова Т.С., учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
Меленки, 2019 г.
Мастер-класс по теме «Только руки добрые ты протяни…»
(«Использование разных методов и приемов для формирования УУД»)
Цель: показать бесценную значимость природы для человека и окружающей среды с целью её сохранения через использование инновационных технологий, методов и приемов.
Задачи:
Обучающие: обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций, целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, обеспечить в ходе мероприятия понимание существования глобальных экологических проблем, их влияния на экологическую обстановку окружающей среды, важности деятельности каждого человека для сохранения бесценного мира природы.
Развивающие: развивать навыки работы с Интернет-сервисами, создать условия для развития таких аналитических способностей, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, продолжить формирование бережного отношения к природе.
СРЕДСТВА: экран, проектор, презентация, ноутбук
Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнуюсаморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя. Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем.
Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).
Предметные компетенции.Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
научных знаний;
способов деятельности (умения действовать по образцу);
опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Технологии: ИКТ-технология, лэпбук-технология
Методы и приемы: исследовательский, метод наглядности, прием проектирования.
№ | Этап мастер-класса | Деятельность учителя | Деятельность учителей | Методы и технологии |
1 | Организационный | Уважаемые коллеги, здравствуйте, я попрошу вас принять участие в небольшом исследовании. | 1.Приветствуют друг друга | |
2 3 | Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме) Заключительный (подведение итогов, рефлексия) | Сейчас я вам покажу небольшое видео, ваша задача его внимательно посмотреть и посчитать сколько передач сделают игроки в белых футболках. Готовы? Хорошо. Сколько? (ответы разные) А вы заметили на этом видео гориллу? -Нет. Значит, мы с вами также, как и 95 процентов опрошенных учителей и учащихся нашей школы и большинство людей, участвовавших в этом международном исследовании, не заметили гориллу. Такое явление было названо blindness of inattention или слепота невнимания. Слепота невнимания (также «эффект невидимой гориллы», избирательное внимание или перцептивная слепота) – это психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Таким образом, зачастую мы в реальности не обращаем внимания на то, на что нужно обращать наше внимание, поэтому я назвала мастер-класс «Только руки добрые ты протяни….». И, как вы поняли из названия, он будет связан с существующей сегодня экологической ситуацией. Сегодня в частности мы будем создавать вот такую книгу. Вот посмотрите примеры (показывает примеры лэпбуков по разным темам) Тема мастер-класса в нашей книге уже прописана и подписаны основные разделы, по которым мы будем сегодня работать. А еще для каждого раздела у нас есть конвертики, мы будем к ним возвращаться, когда в этом возникнет потребность. А пока хочется сказать следующее: Нас окружают разные организмы: растения, грибы, животные, бактерии. Представители каждой из названных групп занимают определенное место в природе. Могут оказаться нам полезными и наоборот. А зачем же нам нужны эти организмы, и какое значение они имеют в природе? Зачем существуют грибы? 1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе. 2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических, которые далее усваиваются растениями. 3)Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в процессах почвообразования. В грибах накапливаются органические вещества, которые после разрушения грибницы превращаются в перегной. 4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи. Несколько видов съедобных грибов, например шампиньоны и вешенки, искусственно выращивают в специальных помещениях. 5)Из многих плесневых грибов (пеницилл, аспергилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики. Они избирательно губительно воздействуют на клетки паразитических бактерий и грибов, не принося вреда клеткам хозяина. А животные? 1)Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. 2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки этих роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. 3)Птицы играют большую роль в распространении семян растений. 4)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству. И вы наверняка подкармливаете птиц зимой. Мы с учащимися тоже это делаем и создали видео. Видео создано в сервисе Kizoa. Данный сервис позволяет создавать слайд-шоу под различную музыку с использованием разных анимаций и спецэффектов. А если бы не было бактерий… 1)Сапрофитные почвенные бактерии перерабатывают остатки растительных и животных организмов и помогают в образовании гумуса и перегноя, повышающих её плодородие. 2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты, «живущие» на корнях бобовые растений, улавливают азот из воздуха, связывают его и создают соединения в форме, доступной для растений, благодаря им почва обогащается ценными азотными соединениями, необходимым для роста растений. 3)Бактерии обладают отличными санитарными качествами, они удаляют грязь в сточных водах, расщепляют органические вещества, превращая их в безвредную неорганику. 4)Уникальные цианобактерии, зародившиеся в первозданных морях и океанах 2 миллиарда лет назад, были способны к процессу фотосинтеза, они поставляли в окружающую среду молекулярный кислород, и таким образом сформировали атмосферу Земли и создали озоновый слой, защищающий нашу планету от пагубноговлиянияультрафиолетовых лучей. 5)Многие полезные ископаемые создавались на протяжении многих тысяч лет под воздействием воздуха, температуры, воды и бактерий на биомассу.6)Бактерии - важное звено в трофических цепях питания, они выступают в роли редуцентов, раскладывая остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю. 7)Многие бактерии играют в организме млекопитающих роль симбионтов и помогают им разложить клетчатку, которую те не в состоянии переварить. 8)Процесс жизнедеятельности бактерий — источник витамина К и витаминов группы В, играющих важную роль в процессе нормального функционирования их организмов. Таким образом, для нас эти организмы важны (учитель на доске магнитами прикрепляет фото царств живой природы). Бросая пакет, жвачку, мы можем привести к гибели одного организма и многих организмов…Какие глобальные проблемы человечества можно выделить сегодня? Давайте посмотрим. Видео создано в сервисе biteable, он позволяет создавать целые мультфильмы и видеофрагменты, снабженные большим количеством анимаций и дополнительных эффектов, что очень важно для активизации познавательной деятельности учащихся. https://biteable.com/watch/recruitment-service-explainer-copy-2131322 (завершающее видео) А теперь, что может сделать каждый для сохранения нашей природы? Я предлагаю сделать вам видео на эту тему в этой же программе по алгоритму. Алгоритм 1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable. 2.Нажмите создать новое видео. 3.Выбираю я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля. 4.Выбираю концепция Мой бизнес Продукт Как сделать что-то Услуга 5.И нажимаю найти шаблон 6.Нажимаю на выбранный шаблон 7.Если не понравился шаблон, нажимаю снова на Biteable, выбираю новый шаблон. 8.Далее редактирую выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляю русские предложения. 9.Если мне нужно добавить какую-то сцену в мой фильм, я нажимаю на плюс в конце ленты и выбираю сцену. 10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image. 11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео. Давайте посмотрим видео, получившееся у вас. Рефлексия «Архиватор 3,2,1» 1.Назовите 3 момента, понравившиеся вам больше всего. 2.Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе. 3.Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос. А теперь наш мастер-класс подходит к концу. Мы сегодня поработали с различными сервисами для создания слайд-шоу и видеофрагментов, создали свой лэпбук, и я, надеюсь, что вы будете использовать эти сервисы и эту технологию-лэпбук в своей работе. Спасибо за внимание. | 1.Участвуют в исследовании 2.Слушают руководителя мастер-класса 3.Участвуют в поисковой беседе 4.Высказывают свое мнение и формируют личностную позицию 5.Участвуют в поисковой беседе 6.Оформляют результаты обсуждения в книжечку 7.Решают проблемную ситуацию 8.Слушают руководителя-мастер-класса и участвуют в поисковой беседе с ним 9.Смотрят видеофрагмент 10.Создают свой небольшой видеофрагмент в программе Biteable 1.Отвечают на вопросы рефлексии | Исследовательский метод Социализация (высказывание мнения) Практическая демонстрация приема Лэпбук-технология Афиширование ИКТ-технология (метод: использование видео) Практическая демонстрация приема (проектирование строения клеток) Социоконструкция (групповая работа) ИКТ-технология (метод: использование видео) Социализация Афиширование |
|
П
Зачем нужны грибы?
1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.
2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических.
3) В грибах накапливаются органические вещества, которые после
разрушения грибницы превращаются в перегной.
4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи.
5)Из многих плесневых грибов (пеницилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики.
Зачем нужны грибы?
1)Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе.
2)Они разлагают органические вещества почвы до неорганических.
3) В грибах накапливаются органические вещества, которые после
разрушения грибницы превращаются в перегной.
4)В хлебопекарной промышленности используют дрожжи.
5)Из многих плесневых грибов (пеницилл и др.) получают лекарственные вещества – антибиотики.
Зачем нужны животные и птицы?
1)Многие растения опыляются только животными.
2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные способствуют созданию перегноя.
3)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству.
4)Птицы и животные распространяют семена растений.
4)Эстетическое значение
Зачем нужны животные и птицы?
1)Многие растения опыляются только животными.
2)Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные способствуют созданию перегноя.
3)Насекомоядные птицы, питаются личинками и гусеницами различных насекомых, приносящими растениям большой вред. Особенно большое количество насекомых поедают воробьиные, принося огромную пользу сельскому и лесному хозяйству.
4)Птицы и животные распространяют семена растений.
4)Эстетическое значение
Зачем нужны бактерии?
1)Сапрофитные почвенные бактерии помогают в образовании перегноя.
2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты обогащают почву азотом. 3)Цианобактерии создали озоновый слой.
4)Бактерии - редуценты, расщепляют остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю.
5)Многие бактерии помогают расщеплять клетчатку.
6)В процессе жизнедеятельности бактерии кишечника образуют витамин К и витамины группы В.
Зачем нужны растения?
1.Выделяют в процессе фотосинтеза кислород, которым мы дышим. Растения – «легкие» планеты!!!
2.Формируют плоды и семена для питания других организмов.
3.Являются индикатором чистоты воды и воздуха.
4.Эстетическое значение.
Зачем нужны бактерии?
1)Сапрофитные почвенные бактерии помогают в образовании перегноя.
2) Азотофиксирующие клубеньковые бактерии-симбионты обогащают почву азотом. 3)Цианобактерии создали озоновый слой.
4)Бактерии - редуценты, расщепляют остатки умерших животных и растений, тем самым очищая Землю.
5)Многие бактерии помогают расщеплять клетчатку.
6)В процессе жизнедеятельности бактерии кишечника образуют витамин К и витамины группы В.
Зачем нужны растения?
1.Выделяют в процессе фотосинтеза кислород, которым мы дышим.Растения – «легкие» планеты!!!
2.Формируют плоды и семена для питания других организмов.
3.Являются индикатором чистоты воды и воздуха.
4.Эстетическое значение.
2.Строение клеток растений, животных, грибов и бактерий
Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов
Основные виды деятельности человека, приводящие к уничтожению мира природы
Ч
Проводить беседы о вреде мусора на живые организмы.
Экономнее относиться к свету и воде.
Сажать деревья или кустарники (на месте сгоревшего леса, во дворе и др.)
Участвовать в субботниках.
Покупать искусственные елки.
Очищать берег реки Унжа
Уборка мусора после отдыха на природе и др.
Подкармливать птиц и других животных зимой
Оказывать помощь животным
Выбрасывать мусор в урну или контейнер, предназначенный для мусора.
Проводить беседы о вреде мусора на живые организмы.
Экономнее относиться к свету и воде.
Сажать деревья или кустарники (на месте сгоревшего леса, во дворе и др.)
Участвовать в субботниках.
Покупать искусственные елки.
Очищать берег реки Унжа
Уборка мусора после отдыха на природе и др.
Что могу сделать я для сохранения мира природы?
Подкармливать птиц и других животных зимой
Оказывать помощь животным
Выбрасывать мусор в урну или контейнер, предназначенный для мусора.
Алгоритм работы с сайтом Biteable.
1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable.
2.Нажмите создать новое видео.
3.Выберите я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля.
4.Выберите концепция
Мой бизнес
Продукт
Как сделать что-то
Услуга
5.Нажмите найти шаблон
6.Нажмите на выбранный шаблон
7.Если не понравился шаблон, нажмите снова на Biteable, выбираю новый шаблон.
8.Далее отредактируйте выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляйте русские предложения.
9.Если вам нужно добавить какую-то сцену в ваш фильм, нажмите на плюс в конце ленты и выберите сцену.
10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image.
11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео.
Алгоритм работы с сайтом Biteable.
1.Зарегистрируйтесь на сайте Biteable.
2.Нажмите создать новое видео.
3.Выберите я делаю видео для объяснять подарок содействовать доля.
4.Выберите концепция
Мой бизнес
Продукт
Как сделать что-то
Услуга
5.Нажмите найти шаблон
6.Нажмите на выбранный шаблон
7.Если не понравился шаблон, нажмите снова на Biteable, выбираю новый шаблон.
8.Далее отредактируйте выбранный шаблон: вместо английских слов, вставляйте русские предложения.
9.Если вам нужно добавить какую-то сцену в ваш фильм, нажмите на плюс в конце ленты и выберите сцену.
10.Можно вставить целые картинки в фильм, если на сцене будет запись image.
11.После этого вставляем музыку и сохраняем видео.
Список интернет-ресурсов
https://cf.ppt-online.org/files1/slide/3/3SlUPFAQr7RqZ1gkz0tMY8TJxXuGceNmBpfynWa5w/slide-9.jpg
клетка гриба
2.http://900igr.net/up/datas/237417/040.jpg животная клетка
3.https://bigslide.ru/images/19/18860/960/img6.jpg бактерия
4.https://raspp.ru/upload/medialibrary/eaa/63620084842.jpg вырубка леса
5.https://soyuz-ekspert.ru/wp-content/uploads/2016/10/truba_1.jpg сброс сточных вод
6.https://lawlinks.ru/wp-content/uploads/2018/01/maxresdefault-1-1.jpg отстрел животных
7.https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0a93/0005ea7a-6f65a24b/640/img5.jpg выбросы вредных веществ
8.http://5biologiya.net/datas/biologija/Opisanie-Krasnoj-knigi-Rossii/0009-009-Morskaja-korova.jpg вымершие животные
9.https://i1.imageban.ru/out/2013/11/25/6eef4858dbc3ac09f4e569e4c9eb6bbc.jpg вымершие животные 3
10.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0815/00119444-3adeee61/img20.jpg исчезающие
12.https://diy.obi.ru/uploads/articles/000/018/18890/0.jpg зимняя подкормка
13.http://vet-dok.ru/images/stati-novosti/Obmorozhenija-ozhogi-ukusy-u-sobaki/Obmorozhenija-ozhogi-ukusy-u-sobaki-3.jpg помощь животным
Потамошнева Наталья Алексеевна
Трефилова Раиса Поликарповна