Мастер-класс «Практические шаги педагогов по включению школьников в активную познавательную деятельность (современные формы работы)»
МБОУ "Новокурская основная общеобразовательная школа"
МАСТЕР-КЛАСС
"Практические шаги педагогов по включению школьников в активную познавательную деятельность
(современные формы работы)".
Учитель русского языка и литературы: Приставкина И.В.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок».
Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?
Роль учителя я вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.
Изучив педагогическую литературу по теме, проанализировав опыт своей работы, я выделила несколько педагогических условий работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Первое педагогическое условие - использование игровых технологий (технологии имитационного моделирования). Ведущий метод – игра.
Второе педагогическое условие – использование исследовательских технологий (проблемно-поисковые). Данная технология требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие». Ведущий метод – проблемное обучение.
Третье педагогическое условие – использование информационно компьютерных технологий. Используем компьютер на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, для закрепления изученного, для отработки изученного, для тестирования, проверки знаний.
Четвёртое педагогическое условие – использование групповой формы работы на уроке.
Пятое педагогическое условие – использование нетрадиционных типов уроков. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке.
Шестое педагогическое условие – использование дифференцированного метода обучения, о котором нельзя забывать.
Я проклассифицировала различные приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, которые применяю в своей практике на разных этапах урока.
Важное условие начинать каждый урок с улыбки. Дорогие коллеги! Давайте подарим и мы друг другу свои улыбки, ведь улыбка располагает к совместной деятельности.
Я предлагаю вам сегодня вернуться в свое детство, и вспомнить то время, когда вы были учениками.
- Скажите, чему вас учили в школе?
- А с какими проблемами, будучи учениками, вы сталкивались?
Как видим, учиться в школе было нелегко всегда. Этот вопрос интересовал всех и всегда. Об учебе и о школе создано много прекрасных произведений, кинофильмов. А сейчас давайте вспомним, как данная тема отражалась в русских пословицах и поговорках.
Приём «Доскажи словечко».
Без муки нет …. и науки.
Корень учения горек, … да плод его сладок.
Кто больше знает, … тот меньше спит.
Без терпенья -… нет ученья.
Намучится - … научится.
Ученье – свет, … неученье – тьма.
Век живи – … век учись.
Учиться никогда … не поздно.
Учись смолоду -… пригодится в старости.
Мудрым никто не родился, … а научился.
Не стыдно не знать, - … стыдно не учиться.
Можно много говорить на эту тему, но давайте придерживаться русской пословицы «Лучше один раз увидеть», поэтому продемонстрирую вам, как я использую приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на своих уроках.
«Диаманта»
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
Предлагаем вам написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.
При изучении рассказа С-Щедрина «Премудрый пескарь»
Составить диаманту:
Мудрость
Внушенная, нелепая
Осмысливается, применяется, принимается
Мудрость по наследству, глупость в результате
Преобладает, затягивает, отталкивает
Неописуемая, чрезмерная
Глупость
Трехчастный дневник
«Трехчастные дневники» (в отличии от двухчастных) имеют третью графу – «письма к учителю». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.
Цитата |
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? |
Вопросы к учителю |
|
|
|
Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:
Цитата |
Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы) |
Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) |
Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников» может быть изменено.
«Создай паспорт»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемой темы; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Например, создание паспорта для понятия изучаемой части речи.
Психорисунок
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Задание: нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
(Данный приём можно использовать при подготовке к ГИА в 9 классе – сочинение 13.3. («сочинение по понятиям») или на уроках литературы, где анализируются такие черты характера героев как Советь, Жизнелюбие, Враждебность и т.д).
Прием «Шапка вопросов».
При чтении рассказа ученики составляют вопросы, записывают их на отдельных карточках и складывают их в шапку. После прочтения рассказа по цепочке вытягивают их и отвечают
Н-р, вопросы по рассказу «Бежин луг»
Кто из мальчиков первым рассказал страшную историю?
В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»?
Почему автор оказался в лесу ночью?
Как звали собаку автора?
Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
Что делали мальчишки ночью на лугу?
Как звали старшего мальчика?
Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь?
Приём “Шаг за шагом”.
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Прием «Горячий стул»
Формируемые навыки: совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений.
Сущность приема: Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга.
Алгоритм реализации:
1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают роль, имеющую отношение к поставленному вопросу.
2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле.
4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают. Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют.
5. Темой «горячего» стула может стать любая проблема.
Давайте попробуем взять для 2 горячего стула" тему нашего МО.
- Как вы считаете, почему успешность ученика зависит от педагогического мастерства?
- Какие новые средства активизации вы возьмете для своей педагогической копилки?
5
Ирина Владимировна Казарцева
Ирина