Мастер - класс «Познавательно - исследовательская деятельность»

9
2
Материал опубликован 14 October 2019

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность"

Подготовила: Малыгина Надежда Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №104»

Цель:  Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.

Участники: Педагоги дошкольных учреждений

Ход мастер – класса:

  1. Технология.

Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.

В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом  то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.

Алгоритм действий для осуществления исследования:

Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.

Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:

  • Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных  параметров;
  • Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
  • Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
  • Независимость количества от расположения;
  • Сравнения множества предметов;
  • Объёмные формы, развёртки.

Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия…, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. ( Пересыпать крупу из миски в стакан –  действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.

Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.

Уровни экспериментальной деятельности:

  •  Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.
  • Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.
  • По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.
  1. Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.


Приемы:

Методы:

  • Создание развивающей среды.
  • Проблемная ситуация.
  • Интрига
  • Наводящие вопросы
  • Уважительное отношение к высказыванию (не отвержение никаких гипотез)
  • Предоставление свободы выбора
  • Проблемные вопросы
  • Пополнение уголка новым материалом
  • Приемы межличностного сотрудничества
  • Работа по указанию целей педагогом


  • Беседа
  • Счет количества мер
  • Измерение условной мерой
  • Сравнение визуальное (зрительное)
  • Эксперимент
  • Анализ
  • Наблюдение



  1. Занятие  с демонстрацией приёмов.

Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).

Цель: Познакомить и научить способам  измерения  объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания  объёмов сыпучих веществ.

Задачи:

  • Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;
  • Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;
  • Подвести к использованию  одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;

Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.

Раздаточный материал: счетные палочки.


Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.

Мудрая сова даёт совет – проверить.

Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.

Проблема: Как измерить?

Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):

  • Посчитать зёрна;
  • Взвесить содержимое кормушек;
  • Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;
  • Переложить ложками и посчитать количество ложек;
  • Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.

Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):

  • Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать  попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по  количеству будет неверным.
  • Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.
  • Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.

От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).

Уточнение способов  и распределение работы (обсуждение):

  • Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.
  • Один будет мерять, другие считать.
  • Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.
  • Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.

Практическая работа.

Анализ и обсуждение результатов:

  • В стаканчиках зерна поровну.
  • Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.

Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.

  • Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.

Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!


  1. Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.


Карты для практической работы:


  • Познавательно – игровая деятельность (2 мл. гр.)

Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот.

Игра.


  • Старший дошкольный возраст. Формирование представления о звуках. Организованная деятельность.

Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой), только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом?





  • Совместная или инд. деятельность.

Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные?



  • Организованная деятельность (старший дошкольный возраст). ФЭМП.

Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом?



  • Тема «Значение звука в слове» (старший дошкольный возраст).

Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета.



  • Изучение свойств воды (старший дошкольный возраст).

Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар.



  • Измерение условной меркой длины. Шагами.

Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите.



  • Ориентировка в пространстве (старший дошкольный возраст). Совместная деятельность.

Дети рисовали кубик с натуры. У них получились такие рисунки. Все нарисовали правильно. Как  выглядел кубик? Почему ты так решил?

  Петя                 Вася                       Коля                    Лена                        Оля


s1571007192.png




















  1. Экспериментальная деятельность через проблему. Поскольку образовательные разделы «размыты» - проблема решённая порой поднимает другую (например, в качестве корма птицам служит зерно, откуда берётся зерно? - вырастает на колосьях. Переходим в раздел «злаки». То есть мы перешли из раздела «птицы» в раздел «злаки»). Постановкой новой проблемы можно завершить занятие организованной деятельности.
  2. Рефлексия. Ответы на вопросы слушателей. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Комментарии

Шрифт публикации должен быть одинаковым)))

14 October 2019

Надежда Михайловна, в следующий раз учту. Спасибо.

14 October 2019

Похожие публикации