12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малыгина Надежда Александровна97
Воспитатель высшей категории
Россия, Коми респ., Сыктывкар
9

Мастер - класс "Познавательно - исследовательская деятельность"

МАСТЕР-КЛАСС

Тема: «Познавательно - исследовательская деятельность"

Подготовила: Малыгина Надежда Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №104»

Цель:  Формирование компетентности педагогов ДОО - педагогические технологии. Организация познавательно - исследовательской деятельности.

Участники: Педагоги дошкольных учреждений

Ход мастер – класса:

  1. Технология.

Познавательно – исследовательская деятельность – это действия, направленные на познание (изучение чего-либо) через исследования, опыты, эксперименты. Технология – последовательность действий использования этого вида деятельности. Она применима во всех видах деятельности (специально организованной, совместной педагога с детьми, самостоятельной, игре, взаимодействиях родителей с детьми). Её можно использовать во всех образовательных областях (познании окружающего мира, ФЭМП, продуктивных видах: рисовании, лепке и конструировании, музыке и ФИЗО), как наглядный или практический метод, для более эффективного понимания изучаемого материала.

В основе лежит динамичность окружающего мира (Н.Е.Вераксы) т.е. превращения одного в другое, будь то состояние вещества, форма, размер, объём, цвет, сила и тон звука или другое. Исследуя чего-либо, мы преднамеренно, т. е. целенаправленно превращаем одно в другое. При этом  то, что было экспериментом в первый раз, в последующем будет применением полученного опыта в этом виде деятельности. Отличительной особенностью исследовательской деятельности, будь то опыты или эксперименты, является наличие проблемы. Работа проводится по определенному алгоритму.

Алгоритм действий для осуществления исследования:

Проблема – цель – гипотезы (поиск способов решений) – проверка гипотез – результат (+, -) – вывод.

Рассмотрим ФЭМП. Области применения исследовательской деятельности:

  • Измерения условными мерками жидкостей, сыпучих веществ, линейных  параметров;
  • Сравнение величин объёма, веса, длины, формы;
  • Счет с использованием одного анализатора (зрения, слуха, осязания) или исключением одного из них;
  • Независимость количества от расположения;
  • Сравнения множества предметов;
  • Объёмные формы, развёртки.

Целью педагога будет – познакомить, научить способам действия…, целью детей – открыть для себя способы действия…. Действия зависят от цели. ( Пересыпать крупу из миски в стакан –  действие. Цель – пересыпать. Проверить – насколько заполнится стакан? Цель – измерить уровень наполнения стакана крупой.) Для чего? Цель вытекает из проблемы.

Рекомендация: Менять условные мерки, чтобы не произошло зацикливания на мерке, как на эталоне. Условная мерка – это то, что под рукой в данный момент.

Уровни экспериментальной деятельности:

  •  Педагог сам ставит цель, выдвигает гипотезу, предлагает и демонстрирует способы реализации.
  • Педагог помогает ставить цель, принимает гипотезы детей, дополняет по необходимости, в совместной деятельности получают результат и делают вывод.
  • По поставленной педагогом, или самостоятельно, цели, дети самостоятельно реализуют выдвинутые гипотезы и делают вывод.
  1. Демонстрируемые приёмы и методы (способы достижения целей). Исследовательские методы и приемы помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить не случайную зависимость и определить причины и следствие.


Приемы:

Методы:

  • Создание развивающей среды.
  • Проблемная ситуация.
  • Интрига
  • Наводящие вопросы
  • Уважительное отношение к высказыванию (не отвержение никаких гипотез)
  • Предоставление свободы выбора
  • Проблемные вопросы
  • Пополнение уголка новым материалом
  • Приемы межличностного сотрудничества
  • Работа по указанию целей педагогом


  • Беседа
  • Счет количества мер
  • Измерение условной мерой
  • Сравнение визуальное (зрительное)
  • Эксперимент
  • Анализ
  • Наблюдение



  1. Занятие  с демонстрацией приёмов.

Рассмотрим тему «Ознакомление детей с условными мерками измерения объёма сыпучих веществ» (старший дошкольный возраст).

Цель: Познакомить и научить способам  измерения  объёма сыпучих веществ условной меркой, сравнивания  объёмов сыпучих веществ.

Задачи:

  • Научить фиксировать количественный счёт счетным материалом;
  • Наполнять одинаково веществом условную меру при измерении;
  • Подвести к использованию  одинаковых по объёму условных мерок при сравнении.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: 2 птицы, мудрая сова, 2 кормушки разные по форме и величине с равным количеством зерна;

Лаб. посуда:2 одинаковых пластиковых стаканчика + 1 другой, фломастер, 2 миски разной величины, 2 одинаковые ложки,1 большая и 1 маленькая ложки, доска.

Раздаточный материал: счетные палочки.


Разыгранная ситуация: 2 птицы поспорили между собой, в чьей кормушке больше зерна.

Мудрая сова даёт совет – проверить.

Мотивация: Помочь птицам разрешить спор.

Проблема: Как измерить?

Предполагаемые гипотезы, которые могут предложить дети (принимаются все предлагаемые варианты, включая парадоксальные):

  • Посчитать зёрна;
  • Взвесить содержимое кормушек;
  • Пересыпать из кормушек в 2 стаканчика и сравнить уровень зерна;
  • Переложить ложками и посчитать количество ложек;
  • Пересыпать из одной кормушки в стаканчик, отметить уровень фломастером, затем из другой и сравнить.

Проверка гипотез (обсуждение возможной реализации):

  • Зёрен очень много – займёт много времени и можно ошибиться в счете. Это можно сделать  попозже. Рассмотреть и сравнить зерна в кормушках – семечки крупнее зерен ячменя – сравнение по  количеству будет неверным.
  • Сравнение будет очень точным, но в данный момент нет весов. Найти весы и проверить в другое время.
  • Пересыпать из кормушки в стаканчики будет неудобно – можно рассыпать. Удобнее пересыпать в миски и переложить ложками в стаканчики, заодно посчитать количество ложек.

От имени птиц преднамеренно спровоцировать выбор разновеликих ложек (для измерения).

Уточнение способов  и распределение работы (обсуждение):

  • Как работу сделать быстрее? Разделиться на 2 группы. Измерять сразу из двух кормушек.
  • Один будет мерять, другие считать.
  • Как набирать зерно по сколько? Полную ложку, одинаково каждый раз.
  • Как можно посчитать, чтобы не ошибиться в подсчете? Использовать счетные палочки.

Практическая работа.

Анализ и обсуждение результатов:

  • В стаканчиках зерна поровну.
  • Количество отмерянных ложек разное. Почему? Ложки разной величины.

Вывод: Использовать ложки одинаковые. Проверить.

  • Использовать один стаканчик с отметкой уровня фломастером для проверки предыдущего сравнения. Проверить гипотезу.

Анализ результатов независимости объема от формы и размера посуды (кормушки) от имени птиц. Мудрая сова – Проверили? Проверили – поровну. – Клюйте на здоровье и других угощайте и запомните: ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО ВЫШЛО НЕСОГЛАСИЕ – НУЖНО ПРОВЕРИТЬ!


  1. Практическая работа: самостоятельная работа слушателей. Карточки на определение наличия элементов исследовательно – эспериментальной деятельности по фрагменту. Доказать.


Карты для практической работы:


  • Познавательно – игровая деятельность (2 мл. гр.)

Нам для игры сегодня понадобятся 2 веревки – длинная и короткая. Вот они. Показать 2 клубка из веревок разной длины и толщины. Вопрос детям: В каком клубке веревка длинная? В каком – короткая? (Ответы). Как узнать? (Предложения детей). Размотать и сравнить. Обозначить словами. Снова смотать. Вопрос: Какая сейчас длинная? Какая короткая? (Ответы) Как вы догадались? (Ответы) Почему тогда клубки одинаковой величины? (Ответы) Рассмотреть и обозначить словом толщину веревок. Из чего сделаны веревки? (Ответы) Где ниток больше в толстой или тонкой веревке? (Ответы) Словесное обозначение. Нам для игры понадобиться змея и ворота. Какая веревка похожа на змею? Из какой веревки можно построить ворота, и каким образом? (Ответы) Построение ворот.

Игра.


  • Старший дошкольный возраст. Формирование представления о звуках. Организованная деятельность.

Сказочная ситуация: Иван-Царевич с Василисой Премудрой спасаются бегством от Бабы-Яги. Баба-Яга настигает. Василиса -Премудрая советует Ивану бросать «волшебные банки» с веществами за спину. (Банка с водой – река широкая, с зерном – лес густой до самого неба, с кубиком – гора крутая, с воздухом – туман густой), только банки открывать нельзя – волшебство пропадет. В какой банке что находится? (вода, зерно, кубик, воздух). Как определить, не открывая банки? Возможно ли? Почему? Каким образом?





  • Совместная или инд. деятельность.

Определить банки по весу: самую тяжелую, самую легкую, не трогая банок. Если: самая тяжелая стоит справа от банки с синей крышкой, а у самой легкой банки крышка не красного цвета. Возможно ли? Почему? Каким образом? Что может находиться внутри, если все банки полные?



  • Организованная деятельность (старший дошкольный возраст). ФЭМП.

Чтобы добраться до клада, нужно подобрать ключ – код к сейфу (двери) с цифровым набором 613527 количественным счетом с помощью мешочков с пуговицами (бобами). (Ознакомление с приемом счета на ощупь). Каким образом?



  • Тема «Значение звука в слове» (старший дошкольный возраст).

Поработаем волшебниками: Можно ли превратить ДОМ в ДЫМ, РУКУ в РЕКУ и т. п.? Каким образом? Зависимость звукового набора слова и предмета.



  • Изучение свойств воды (старший дошкольный возраст).

Иван решил освободить пленников из заточения у Кощея. Добрался до двери в подземелье. На двери висит заколдованная бутылка с заветным ключом внутри, на дне вода. Ничем не смог Иван разбить бутылку, ни пробку открыть. Позвонил тогда он Василисе Премудрой. Дала она ему совет. Иван быстро справился с задачей, достал ключ, открыл дверь и выпустил пленников. Что посоветовала Василиса Ивану? Гипотезы. Демонстрация опыта по превращению воды в пар.



  • Измерение условной меркой длины. Шагами.

Бабушка решила сделать внучке подарок. По телефону она попросила измерить длину комнаты шагами, связала дорожку и привезла внучке. Она очень огорчилась, увидев, что дорожка длиннее комнаты? Почему так получилось? Докажите.



  • Ориентировка в пространстве (старший дошкольный возраст). Совместная деятельность.

Дети рисовали кубик с натуры. У них получились такие рисунки. Все нарисовали правильно. Как  выглядел кубик? Почему ты так решил?

  Петя                 Вася                       Коля                    Лена                        Оля


s1571007192.png




















  1. Экспериментальная деятельность через проблему. Поскольку образовательные разделы «размыты» - проблема решённая порой поднимает другую (например, в качестве корма птицам служит зерно, откуда берётся зерно? - вырастает на колосьях. Переходим в раздел «злаки». То есть мы перешли из раздела «птицы» в раздел «злаки»). Постановкой новой проблемы можно завершить занятие организованной деятельности.
  2. Рефлексия. Ответы на вопросы слушателей. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Опубликовано


Комментарии (2)

Фролова Надежда Михайловна, 14.10.19 в 04:09 1Ответить Пожаловаться
Шрифт публикации должен быть одинаковым)))
Малыгина Надежда Александровна, 14.10.19 в 23:39 0Ответить Пожаловаться
Надежда Михайловна, в следующий раз учту. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.