Активные формы работы на уроках истории как способ развития познавательных способностей школьников

3
0
Материал опубликован 16 April 2020

Активные формы работы на уроках истории как способ развития познавательных способностей школьников

Слайд 1 - Кто владеет информацией, тот владеет миром. Так было всегда, несколько тысяч лет назад, так есть и сейчас. Насколько важна информация в современном обществе и как научиться фильтровать тот поток, который низвергается на каждого из нас ежедневно?

Слайд 2- Если несколько веков назад знания и опыт передавались из уст в уста, с помощью книг, писем, посыльных, то с развитием технологий способ получения и передачи информации стал более разнообразным, имеются безграничные возможности в изучении практически любого материала.

Слайд 3- Современное образование призвано научить человека адаптироваться под стремительно меняющийся мир. Что для этого нужно? Выбрать правильные источники, комфортную интенсивность, использовать свои знания с умом - вот формула успеха для современного человека.

Слайд 4 - Опираясь на требования современного мира, чиновники разного уровня проводят реформы, меняют образовательные системы, вырабатывают (слайд 4, щелчок) стратегии развития образования. Требуют, чтобы выпускник школы был любящим свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

Слайд 5 - Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни; способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность

Слайд 6 - А что мы получаем в действительности? Ученики совсем не умеют пересказывать, не понимают смысла прочитанного. Их память замусорена безумным количеством всяких понятий, (Слайд 6щелчок) смысла которых он чаще не понимает, Их с детства пичкают разными знаниями. И в итоге, получаем либо переутомление, либо как на слайде – потерю как минимум литра крови….

Слайд 7- Поток информации настолько велик, что не понять где истинное знание, а где ложное…..Не понятно, как успеть все выдать на уроке, как привлечь внимание школьников, (Слайд 7 – щелчок) не только прочитать текст параграфа, но еще и сохранить прочитанное где-то в мозгу наших подопечных…. Короче – тысяча вопросов ….

Слайд 8 - Поэтому предлагаю сегодня поговорить о том, как можно организовать работу с информацией на уроке, рассмотреть несколько приемов работы с разными источниками, предложить вашему вниманию некоторые приемы обработки и подачи этой самой информации. Правда, мы уже начали. Вы заметили, что слайды менялись автоматически и через определенный промежуток времени?

Слайд 9 - Прием – печа - куча в переводе с японского — «бла-бла-бла», «болтовня» или «звуки беседы». Автор по очереди показывает 20 слайдов по 20 секунд каждый, сопровождая их комментариями в течение 7 минут. Слайды сменяются автоматически, то есть никаких «следующий слайд, пожалуйста» или «можно назад?».

Слайд 10 - Формат «Печа-куча 20×20» позволил делать презентации короткими и динамичными. Из 150 фотографий выступающему нужно отобрать 20 самых лучших и интересных. 20-секундное ограничение тоже не позволяет растекаться мыслью по древу. В результате — сказано самое важное, внимание публики не потеряно, интерес к проекту возрос. Гениально. Просто.

ТОГИС – технология

(ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ СООБЩЕСТВЕ) – Гузеев В.В, с 2005 года

Основа технологии ТОГИС – задача

ТОГИС – технология деятельностно-ценностная. Ученики решают особым образом составленные задачи (извлекая необходимые данные из любых источников: книг, CD-ROM и информационной сети, бесед со специалистами) и сравнивают свои выводы с культурными образцами, предлагаемыми учителем. Акцент делается на способах решения, а не на содержании задач.

Соответственно и преобладающие методы обучения в этой технологии – проблемный и модельный. Педагогу приходится признать, что главная его функция в сложившейся ситуации – не передача информации, не контроль и принуждение, а менеджмент образовательного процесса, экспертиза достигнутых результатов.

Естественно, ТОГИС не нуждается в учебниках, они даже вредны (чересчур догматичны). То, что нужно узнать детям, спрятано внутрь культурных образцов, с которыми сопоставляются ученические решения.

Проверка и контроль

Для успешного управления деятельностью учеников, планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Для этого существует гибкая система срезового контроля. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет. Общие правила таковы:

Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал.

Никто не становится хуже. Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже не получит задание более низкого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока в срезах не участвует. Он в это время работает над решением более трудных задач этого уровня.

По результатам срезов формируются новые группы, одни из которых работают над задачами следующего уровня, другие, не освоившие текущий уровень, – по-прежнему над задачами этого уровня, хотя достаточно разнообразными и увлекательными. Группы, чей уровень задач существенно отличается от уровня, достигнутого основным составом класса, – как в сторону запредельных высот, так и в область минимума, – отчитываются непосредственно перед учителем, без привлечения других учеников.

При этом ситуация складывается гораздо более щадящая, чем в обычном классе со стандартной системой оценивания. Ребенок, сотрудничая с разными группами сверстников, может при желании достичь как максимально высокого уровня, так и остаться на минимальном. Это не становится поводом к репрессиям, унижениям. В этой системе принципиально нет неуспевающих. Есть люди, достигшие разной степени совершенства.

Давайте посмотрим, как это действует на примере темы «Правление Ивана Грозного». Класс поначалу решает задачи минимального уровня, то есть такие, для которых можно найти готовое решение или прямое указание, к примеру, в учебнике или в интернете. Здесь большим помощником могут быть задания формата ЕГЭ. Например:

- В конце 40-х гг. XVI в. в Русском государстве накопился целый рад нерешенных проблем социального, экономического и политического характера. Проявлением народного недовольства стало восстание 1547 гг., в ходе которого были убиты некоторые родственники молодого царя. Царь и его окружение должны были отреагировать на это недовольство и провести необходимые преобразования. Однако в сложившихся условиях власти необходимо было заручиться поддержкой населения. Укажите одно положение, раскрывающее действия властей по получению данной поддержки. Назовите не менее двух целей намеченных преобразований. Укажите не менее трех реформ, проведенных в конце 40-х – 50-х гг. XVI в

Затем переходим к изучению опричнины и вводим обучающихся в проблему: вспоминаем детство Ивана, его первую жену, болезнь самого царя, «предательство» членов Избранной рады» и т.д. Короче, выстраиваем картинку, которая позволит выделить и охарактеризовать причины и основные мероприятия опричнины.

Предлагаю найти определение в интернете. Натыкаемся

Опричник залив Приморской обл., Северно-Уссурийского края, на побережье Сев. Японского моря, к С от залива св. Владимира, 44°28' с. ш. и 195°43' в. д. (от Пулкова). Углубляется в материк почти на 4 в.; столько же — расстояние между входными мысами…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - 1890-1907

Опричник (опера)

«Опричник» — опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870—1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Оказывается не все, что в интернете нам подходит. Конкретизируем «опричнина Ивана 4» и появляются словари, энциклопедии, картинки.

После того как группы представили свои выводы, учитель предлагает классу культурные образцы: определения опричнины как террора и части царских земель, так как группы работали в разных направлениях, то возникает спор. Затем переходим к более серьезной задаче. Она перед вами на листах и вначале самостоятельно в группах, а затем всем классом выясняем значение этого явления и сравниваем культурными образцами.

Подводя итог, следует отметить что реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:

- выделение основных целей усвоения учебного материала;

- отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

- определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

​​​​​​​


Активное обучение
PPTX / 4.39 Мб

Используемые ресурсы:

https://studbooks.net/2052879/pedagogika/rol_znachenie_aktivnyh_form_obucheniya_uchebnoy_deyatelnosti

https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200800407

https://infourok.ru/obobschayuschee-povtorenie-rossiya-v-vi-veke-1459391.html

https://nsportal.ru/veb-kvest-layfhaking-ili-21-vek-na-shkolnom-poroge/tehnologiya-pecha-kucha

http://narodnoe.org/journals/pedagogicheskie-tehnologii/2014-1/plani-prisoedineniya-konstantinopolya-i-prolivov-rossieiy-v-pervoiy-mirovoiy-voiyne-territorialnaya-ekspansiya-ili-geopoliticheskaya-i-ekonomicheskaya-neobhodimost

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.