12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
7

Целесообразность включения ИКТ в современный урок



Фурлова О.И.,

МАОУ СОШ № 20,

учитель истории

Целесообразность включения ИКТ в современный урок

 

Кадр 1

XX век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделенные пространством и временем. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Кадр 2

При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это  важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.  Это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование  на уроке ИКТ.

В преподавании различных предметов использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие учащимися информации. Почему же все большее количество учителей используют компьютер на уроке? Ответ прост. Компьютер на уроке сегодня это: наглядность и эмоциональность, энциклопедия, электронный учебник, доступный, щадящий контроль знаний.

Кадр 3

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. М.М.Поташник в своей книге «Требования к современному уроку» отметил, что ПК должен быть включен в процесс обучения органично. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.

Кадр 4

Формирование положительной мотивации на уроке должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать работу учащихся.

Кадр 5

Задача педагога заключается в том, чтобы сложное и непонятное сделать простым и ясным, громоздкое – компактным, продолжительное лаконичным, распределённое и рассредоточенное – концентрированным, фрагментарное – цельным. Решить эту задачу в какой-то степени учителю помогают новые информационные технологии, которые обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению интереса к предмету.

Кадр 6

Использование уроков-презентаций позволяет достигать высокой степени результативности. Необычность подачи материала, звуковое сопровождение, занимательность оказывают огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Заранее подготовленная презентация может сэкономить время на любом уроке.

Кадр 7

В своей работе презентации использую в разных целях:

в качестве иллюстративного материала на уроках-лекциях,

при подаче нового материала,

на уроках повторения и обобщения,

в качестве домашнего задания учащимся,

«Человеческое познание пользуется как бы двумя механизмами мышления: символическим и геометрическим. Сочетание двух способов представления информации (в виде последовательных символов и в виде картин-образов), умение работать с ними и соотносить оба способа представления друг с другом обеспечивают сам феномен человеческого мышления». Таким образом, создавая презентации к определённому уроку, каждый учитель и мы, в частности, должны использовать такие способы мышления, которые способствовали бы активизации познавательных процессов учащихся.

Размещение информации на слайде, а затем проецирование их на большой экран способствует лучшему усвоению материала каждым учеником. Ведь тогда ученик не только слышит то, что говорит учитель, но и видит, а при необходимости ещё и записывает полученную информацию. Таким образом, у ребят задействованы разные виды памяти.

Эта технология позволяет экономить время на уроке, не стоять спиной к классу, выводить информацию постепенно, дополняя текст рисунками, портретами политических деятелей, картами, схемами, таблицами, заданиями, графиками, диаграммами, фотографиями и видеосюжетами, музыкальными фрагментами.

Кадр 8

Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов.

Кадр 9

Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект.

Кадр 10

Прием погружения в предмет.

Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть

Кадр 11

представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Кадр 12-13

Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют учителю создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению.

Кадр 14-15

Анимация карты и боевых сражений позволяет учащимся четко проследить ход событий и лучше усвоить материал.

Кадр 16

Большинство учителей в своей работе формируют определенную систему проверки знаний. Однако можно сделать такую работу более эффективной, технологичной, разнообразной, применив технологию создания презентаций.

Кадры 17-18

Вопросы к проверочной работе обоих вариантов можно набрать в электронном виде и вывести на слайд. Дети лучше воспринимают информацию зрительно, мы не создаем им дополнительные сложности, диктуя вопросы, заставляя воспринимать на слух. Кроме того, можно дополнить задания иллюстративным материалам: кто изображен, соединить картинку и название и так далее.

Кадр 19

На уроках большая работа отводиться для работы с понятиями. Преимущество использования ИКТ состоит в том, что на экране появляются определения и не нужно писать и стирать на доске задание.

Например: Ниже приведены определения, все ли они соответствуют признакам государства?

1.Деление населения по признаку родства.

2.Суд на основе обычаев предков

3.Деление населения по территории проживания

4.Налоги

5.Управленческий труд не оплачивается

6.Наличие письменного законодательства

7.Наличие специальных учреждений по поддержке порядка.

8.Наличие регулярной армии

9.Наличие законов, регламентирующих порядок и поведение людей.

Кадр20

Еще один способ использование ИКТ на уроке - заполнение схемы или таблицы.

Кадр 21

Учащимся первоначально дается только схема и задание к ней. Затем правильный (заполненный) вариант. Такой вид работы позволяет за короткий период времени сделать большой объем работы, т.к. экономиться время по оформлению доски.

Кадр 22

Работа с документами на уроках истории проводится мною с использованием готовой презентации.

Кадр 23

Например, на уроке на экране сначала я предлагаю ознакомиться с текстом документа, затем выполняются задания к нему, и учащиеся дают ответы на вопросы, которые проецируются на экране.

Кадр 24-25

Большие возможности предоставляют презентации для самостоятельной деятельности учителя и учащихся. Работа с информацией в электронном виде давно стала привычной для наших школьников. Они постоянно обращаются к Интернету. Поэтому задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования, умения отбирать и структурировать информацию, сочетать устный ответ с электронной презентацией. Это может помочь не только в учебной, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Кадр 26

Программа Power Point изначально была придумана для иллюстрации публичных выступлений. Поэтому она может быть незаменимой при выступлении учителя на педсоветах, учительских конференциях, семинарах по обмену опытом. Презентация позволяет рассказать об уроке, вставив в нее текст краткого конспекта урока, фотографии и видеофрагменты урока, отсканированные творческие работы учащихся.

Кадр 27

С помощью компьютерной презентации можно учить ребят составлять опорный конспект, который выполняет по крайней мере две функции:

в краткой форме показывает учащимся, какой материал по теме они будут изучать на данном и последующих уроках;

учащиеся наглядно воспринимают абстрактно-теоретический материал.

Кадр 28

В результате, во-первых, «ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не её часть, увидеть, что ждёт впереди» (В.Ф.Шаталов); во-вторых учащиеся оперируют абстрактно-теоретическими знаниями с помощью наглядно-образных опор.

Такие опоры можно создать, используя определённое кодирование информации: знаковое, рисуночное, цветовое.

На своих уроках чаще использую рисуночное (пиктографическое) кодирование.

Также при создании­ презентаций используется цветовое кодирование, которое в зависимости от темы урока можно подразделить на:

фоновое выделение важной информации;

расположение содержательно близкого или родственного материала на одном цветовом пространстве (или его оттенках);

контрастное выделение противоположной информации, принадлежащей к одному учебному блоку.

Кадр 29

При изучении или повторении тем, связанных с правописанием, разные

орфограммы обозначаются различными цветами. (Безударные гласные, проверяемые ударением – красным, непроверяемые – синим, чередующиеся гласные – зелёным и т.п).

При разборе данного предложения ребята видят орфограмму, зная условия кодирования могут быстро определить её тип. Вот так выглядит один из слайдов данной презентации:

Несомненно, компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Развивая логическое мышление, обогащая учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер тем не мене не развивает монологическую и диалогическую речь. Следовательно, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Конечно, нельзя, да и нецелесообразно все уроки компьютеризировать, так как в этом случае не реализуется коммуникативно-прагматическая направленность предметов.

Таким образом, в методическом плане работа с мультимедийным продуктом может осуществляться в разных формах, педагогически целесообразных для конкретной учебной ситуации и видения педагога.

ИКТ придает процессу обучения новое дыхание. И для учителя становиться профессиональной необходимостью научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые представляют ему новые информационные технологии.

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461943738.ppt (Целесообразность включения ИКТ в современный урок)

Здесь будет файл: /data/edu/files/f1461943797.WAV (аудиофайл песни "Священная война")

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1461943844.avi (видеофрагмент из к-фа "Столыпин")

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.