Закрыть [4]

Мастер-класс «Развитие креативного мышления»

0
0
Материал опубликован 15 December 2024

Мастер-класс

«Развитие креативного мышления на занятиях по робототехнике» 
                                                                       

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Продолжительность мастер- класса: 20 минут

Цель проведения мастер-класса: 

Сформировать у участников мастер-класса представление о методах и приемах работы, которые используются для развития креативности

.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своем мастер - классе! Я предагог дополнительного образования и реализую Дополнительную образовательную программу «Робототехника» Зукол Елена Валерьевна и представляю Северо-Енисейский Детско-юношеский центр.

Сейчас очень много говорят о том, что важно формировать у детей не только Хард скилс, но и софт скилс, так как это поможет им приспособиться, адоптироваться и стать успешным человеком во взрослой жизни. И как же их развивать?

В рамках обновления содержания дополнительного образования на своих занятия я формирую и развиваю ключевые компетенции креативность, командная работа, критическое мышление и коммуникабельность.

На этом мастер-классе я хочу познакомить вас с приёмами по развитию креативности у детей.

Итак в качестве разминки предлагаю сыграть в игру Друдлы, они помогут вам так же сосредоточиться и направить своё мышление в нужном направлении. Друдл — это графическая головоломка, смысл «друдлов» — придумать как можно больше вариантов видения картинки, где правильного ответа просто не существует.

С чем у вас это ассоциируеться? Как считаете что это такое, что это вам напоминает, на что похоже? t1734273042aa.png t1734273042ab.png

Таких картинок очень много, они могу быть разныеt1734273042ac.jpg, но для разминки достаточно брать две три.

Более подробно я бы хотела остановиться на Креативной стратегии Уолта Диснея. Я хочу познакомить с креативной стратегией, которая является универсальной для большинства направленностей.

Техника позволяет генерировать идеи и рассматривать задачу с позиции мечты, возможностей и рисков, а также принимать взвешенное решение.


Уолт Дисней в поиске идей для создания новых мультфильмов использовал хитрую технику.

Представьте, что вы попали в дом из трех этажей. На третьем этаже находятся «мечтатели». Здесь есть только одна задача мечтать! Творить без ограничений!

На втором этаже живут «реалисты». Они не мечтают, а трезво оценивают ситуацию.

На первом этаже разместились «критики», они ищут каждый возможный изъян в идее.

Чтобы решить поставленную задачу, вам нужно посетить каждый из этажей.

Цели использования этой стратегии:

Сформулировать идеи

Оценить перспективы практического воплощения и попутные риски каждой из них

Сделать взвешенный выбор.


Для тот чтобы закрепить эту стратегию на практики, предлагаю поработать в двух командах по 4 человек

Я ставлю перед вами задачу:

Сделать фантастическое животное из набора Lego.


Да и здесь на этапе постановки задач и предлагаю использовать ещё одну технику - это слово ассоциация. У вас это слово «Дракон». Применяется эта техника, когда есть уже обозначенная тематика, или когда на занятии вы ограниченны по времени и конечно, что бы направить ваше мышление в нужное русло.

Далее каждая команда работает отдельно.

Сейчас все группы находятся на этаже мечтателей и у вас есть 2 минуты, чтобы придумать самые нестандартные, интересные идеи: нарисовать, описать фантастическое животное. Правило одно — только мечтать, критиковать вообще нельзя.

Возможные вопросы, на которые отвечают мечтатели:

Чего мы хотим?

Как это должно выглядеть?

Почему мы хотим это сделать?


Девиз мечтателей возможно все!


Следующий этаж реалистов. Следующие 2 минуты все думают о том, как реализовать то, что придумали на этаже мечтателей. Реалисты разрабатывают конкретные шаги по воплощению идеи, стараются посмотреть на ситуацию объективно.

Они трансформируют идеи в конкретные, реально возможные действия.

Вопросы, на которые отвечают реалисты:

Как эта идея может быть воплощена в жизнь, что для этого нужно?

Как мы узнаем, что цель достигнута?

Кто это будет делать?

Когда и как мы будем работать?


Девиз реалистов предположим, что мечта осуществима!


На этом этапе отсекаются фантастические, нереалистичные, нелогичные идеи.

После этого 2 минуты вы проводят на этаже критиков. Критики исследуют, что не сработает, что может помешать осуществлению мечты.

Вопросы, на которые отвечают критики:

Как идея повлияет на окружение, и как окружение может повлиять на идею?

Почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей?

Каковы риски?

Если один из шагов воплощения идеи не осуществится, как это повлияет на саму идею?


Девиз критиков а вдруг появится проблема!


На этом этапе отсеивается слишком рискованное, остается наиболее надежное и прагматичное.

Команды выбирают одну идею из оставшихся в последнем раунде, озвучивают и комментируют ее.

Важно учитывать:

В обсуждении и предложении идей участвуют все члены команды. Следует стимулировать участие всех членов команды в выдвижении и обсуждении идей.

Педагог играет роль модератора свое мнение не высказывает, но четко объясняет регламент и задачи работы на этаже, следит за соблюдением ролей на этажах.

Для этой техники важна атмосфера, которая на каждом этаже своя. Создайте ее с помощью звуков, музыки, освещения, визуальных образов.

Визуализируйте вопросы для каждого «этажа», зафиксируйте их на доске или распечатайте и раздайте командам.

Предложите ученикам фиксировать ключевые идеи на карточках.

В качестве обратной связи хочу попросить вас вытянуть карточку из разрезанного на кусочке сердца и ответить на вопросы: Важны ли эти развиваемые навыки в вашей направленности? И возможно ли применить креативную стратегию Уолта Диснея на ваших занятиях? Развиваемые навыки написанные на карточках

Оценка результатов исследования

Генерация идей/Совместная генерация идей

Проектирование

Выстраивание неожиданных связей между идеями, объектами или явлениями

Анализ и выявление проблем

Принятие решения/Совместное принятие решений

Обмен информацией

Сотрудничество



Приложение 

Карточка 1


Возможные вопросы, на которые отвечают

МЕЧТАТЕЛИ:

  • Чего мы хотим?
  • Как это должно выглядеть?
  • Почему мы хотим это сделать?

Девиз мечтателей — возможно все!

Карточка 2

Вопросы, на которые отвечают РЕАЛИСТЫ:

  • Как эта идея может быть воплощена в жизнь, что для этого нужно?
  • Как мы узнаем, что цель достигнута?
  • Кто это будет делать?
  • Когда и как мы будем работать?
  • Девиз реалистов — предположим, что мечта осуществима!
  • Карточка 3
  • Вопросы, на которые отвечают КРИТИКИ:

  • Как идея повлияет на окружение, и как окружение может повлиять на идею?
  • Почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей?
  • Каковы риски?
  • Если один из шагов воплощения идеи не осуществится, как это повлияет на саму идею?
  • Девиз критиков — а вдруг появится

    проблема!


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.