Мастер-класс «Развитие психомоторных процессов младших школьников с ОВЗ через использование приёмов мнемотехники»
Мастер- класс по теме: «Развитие психомоторных процессов младших школьников с ОВЗ, через использование приёмов мнемотехники»
Цель: учить детей использовать приёмы мнемотехники.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения с помощью графической аналогии понимать, составлять и рассказывать текст, стихи по мнемотаблице, мнемодорожкам, мнемокартинкам; обучать детей правильному звукопроизношению.
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
развивать психические процессы: мышление, внимание, воображение, память, связную и диалогическую речь.
Воспитательные:
воспитание познавательной активности и интереса к играм, содействовать решению школьниками изобретательских задач сказочного, игрового, этического характера.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
(звучит спокойная музыка)
Учитель: Внимательно послушайте загадку и подарите отгадку друг другу.
Есть у радуги подруга В виде полукруга,
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть, тоска её боится что это? (улыбка)
Подарите улыбку друг другу и присутствующим у нас гостям.
Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовем…….(зима)
А вот и сама с вьюгами, ветрами, холодами Русская зима.
Зима: Здравствуйте дети! (дети отвечают хором)
Вы меня не испугались (нет)
К теплой печке не прижались (нет)
Не пожаловались маме (Нет)
Можно жить я буду с вами (да)
Тебя зима и вас ребята, я приглашаю в зимнее путешествие!
2. Учитель: Сначала мы с вами отправимся путешествовать в страну чистоговорок о зиме. Слушайте внимательно и запоминайте (мнемодорожки).
Ра-ра-ра-пришла зимняя пора.
Ру-ру-ру- снега много наберу.
Ри-ри-ри – прилетели снегири.
Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорки по мнемодорожкам.
(Ребята по одному повторяют чистоговорки).
Молодцы! Зимнее путешествие продолжается.
3. А теперь предлагаю вам отправится путешествовать в страну загадок о зиме. Давайте к каждой фразе загадки нарисуйте рисунок или символ на мнемодорожке.
А) Нет ни ведра, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг (Зима)
(Ребята повторяют загадку используя символы и рисунки).
Б) Морковка белая,
Всю зиму росла,
Солнышко пригрело и морковку съело. (Сосулька)
(Ребята повторяют загадку используя символы и рисунки).
В) На деревья, на кусты,
Падают цветы,
Белые, пушистые только не душистые. (Снежинки)
Молодцы!
4. Беседа о зиме (показ слайдов о зиме).
Ребята, зима – это самое замечательное время года.
Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.
Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.
Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России.
В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей.
О зиме написано очень много стихотворений.
Учитель: А теперь предлагаю вам отправится путешествовать в страну стихотворений о зиме. Выучим одно из них (у детей стихотворение на листочках).
Будем заучивать стихотворение наизусть фразами по мнемотаблице.
1. Чтение учителем с опорой по мнемотаблице, дети следят за чтением.
Снежок. З. Александрова
Снежок порхает, кружится.
На улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри, -
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух.
И ловит кошка рыжая
Весёлых, белых мух.
- О каком времени года это стихотворение?
2. Прочитайте самостоятельно.
3. Повтори каждую строчку с опорой на мнемотаблицу.
4. Расскажи стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
5. Чтение хором с опорой на мнемотаблицу.
Молодцы!
Понравилось ли тебе стихотворение?
5. Учитель: А теперь, давайте вместе выполним веселую физминутку, поделимся друг с другом прекрасным зимним настроением. Но сначала подберём мнемокартинки к фразам стихотворения. (на столе у детей мнемокартинки).
Когда приходит к нам зима (руки на пояс)
Наступают холода (обхватывают себя за плечи) Много снега наметает (вращают руками)
И сугробы вырастают (руки вверх «домиком»)
Всюду кружатся снежинки (крутящиеся фонарики, крутятся)
На домах сосульки льдинки (руки над головой пальцы сомкнуты)
Наступила зима. Да! Да! (правую руку с кулаком вверх)
Веселится детвора! Ура! Ура! (прыгают руки вверх и хлопают в ладоши)
-Выполним весёлую физминутку по мнемокартинкам с движениями.
6. Релаксация
Мы сегодня веселились, развивались и резвились, а сейчас уже пора отдохнуть нам детвора.
Сядьте поудобнее, руки положите на колени, закройте глаза и представьте зимний лес (звучит тихая музыка).
- Открываем глаза.
- Молодцы ребята! Спасибо за урок.