Статья «Умственное развитие младших школьников в процессе ознакомления с природой»
Умственное развитие младших школьников в процессе ознакомления с природой.
О.С. Приходько
учитель -дефектолог,
ГОУ «Центр специального образования»
Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания.
И.В.Гёте
Умственное развитие младших школьников предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это — источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания — созерцания природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … проистекает из наблюдений над природой ...», а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идет как единый процесс.
Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относится к природе.
Выдающиеся педагоги всех времен (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Г. Багрова, М.А. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Л.А. Плуталова, Е.Г. Речицкая, Л.И. Руленкова, И.Л. Соловьева, Е.З. Яхнина Д. Б. Эльконин, Л.В. Занков и др.) обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи — чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей составлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа представляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
В педагогическом процессе начальной школы ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи младших школьников должно уделяться особое внимание.
Умственное развитие и воспитание младших школьников заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Деятельность должна ставить школьника «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем больше эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста младших школьников, необходимо широко использует развивающие игры, применять во время уроков игровые приемы и упражнения, предлагать детям несложные умственные задачи.
Развивающие игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения в начальной школе. Применение игр в учебном процессе является одним из средств, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу над всесторонним развитием младших школьников, расширением словарного запаса, формирования и развития связной речи. Игра на материале природы – это не только удовольствие, радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра как метод умственного развития может осуществляться от предметных игр на чувственное восприятие природы к сюжетно-ролевым играм, моделирующим процессы, явления природы и закономерности происходящих в ней изменений. Развивающие игры представляют собой специфическую, полноценную и достаточно содержательную для младших школьников деятельность, а также многоплановое, сложное педагогическое явление: они являются игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Планируя уроки, включающие игровые упражнения, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры.
В основе использования игровых упражнений лежат следующие педагогические принципы:
опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;
следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же в время доступна ребенку;
поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
постепенно усложнять дидактическую задачу;
конкретно и четко объяснять правила.
Развивающая игра как игровой метод обучения используется для повышения у младшего школьника интереса к уроку. Создавая игровую ситуацию, вносятся разнообразные игровые приемы, элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игрой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
Игры - уроки, при широком использовании разнообразных игровых приемов, относятся прямому обучению детей, т.к. с их помощью передаются определенные знания, формируются представления и навыки, развиваются умения.
Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Одна та же игра может выступать в нескольких функциях:
Обучающая функция – развитие общеучебных умений навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различных видов.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное событие.
Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Дети очень активны в восприятии учебных задач в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда учебная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. Задача педагога состоит в поиски путей развития ребенка, расширения словарного запаса, формирования и развития связной речи учащихся, активизации познавательной деятельности, развития их познавательных способностей и самостоятельности.
К приемам, открывающим богатые возможности для развития у младших школьников мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, необходимо их ставить в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Решение речевых логических задач развивает важнейший «признак мышления» - способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.
Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказыванию по картинке. Наметив дидактические цели, составляются речевые логические задачи, учитывая при этом опыт школьников. Содержание и цель логической задачи намечается в соответствии с содержанием систематически проводимых с детьми занятий, наблюдений, экскурсий, прогулок, имеющих целью подвести школьников к осознанию процессов развития в природе, пониманию сезонных изменений в ней, труда в природе. Решение одних речевых логических задач опирается на знания, полученные непосредственно путем, поэтому они не сложны для детей. Однако без задач этого типа нельзя приступить к более сложным, которые требуют сравнения, сопоставления разных фактов, наблюдаемых в течение длительного времени, раскрытия взаимосвязи и взаимозависимости явлений, установления причины. Наиболее трудны логические задачи, требующие выделения характерных особенностей разных периодов одного сезона.
Усложнение содержания задачи и задания, предполагаемого ребенку естественно, требует от ребенка и более сложного в языковом отношении ответа; от односложных ответов школьники должны переходить к подробным, развернутым с применением всех частей речи и различных видов простых и сложных предложений.
Речевые логические задачи можно использовать для поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения. Для поддержания устойчивого интереса у школьников к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.
Активизируя умственную деятельность детей, можно привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач. Предложение придумать загадку самим способствует появлению у детей желание сказать лучше, понятнее, повышает критическое отношение к речи.
Значительное повышение эффективности умственного развитие младших школьников в процессе ознакомления с природой может быть достигнута за счет применения в образовательном процессе развивающих игр, речевых логических задач, позволяющих организовать целенаправленную и систематическую работу, в процессе которой учащиеся на занятиях не только овладевают знаниями, умениями и навыками, но продвигаются в своем развитии.
Список литературы
1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических
играх. — М.: Просвещение, 1992.
2. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры
для детей младшего школьного возраста. — М,: Просвещение, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры. — М.: Просвещение, 1985.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1996. — № 6.
5. Карпова Е. В. Дидактические игры. — Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв., т.2. М., 1963.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.
8. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968.
Нургалиева Ляля Равильевна