Мастер-класс «Волшебные звуки». Учимся играть со звуками русского языка — волшебство слов и звуков.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ф.П. Хохрякова»
Мастер-класс «Волшебные звуки»
Федотова Светлана Викторовна
учитель коррекционных классов
Тема: Мастер-класс «Волшебные звуки». Учимся играть со звуками русского языка — волшебство слов и звуков.
Цель:
Познакомить детей с особенностями русских звуков, развивать слышание, артистичность и любовь к русскому языку через игру и творчество.
Возраст: 7–12 лет
Время: 30–40 минут
План проведения
Вступление
(Звучит легкая музыка, имитирующая звуки природы)
- Здравствуйте, ребята! Лето снова с нами! А вы слышите, как оно звучит? Сегодня мы с вами превратимся в настоящих волшебников и научимся улавливать и создавать самые чудесные летние звуки!
- А какие звуки вы услышали сегодня на улице или во дворе? (ответы детей)
2. Разминка «Звуковое волшебство»
• Проигрывание разных звуков природных объектов (пение птиц, шум ветра, плеск воды). • Просим детей повторять за учителем отдельные звуки, отгадывая, что это за шум. • Включение голосовых упражнений: «Пробуди звуки внутри себя» — произнесение гласных и согласных звуков с разным тоном и громкостью.
3. Основная часть: «Волшебные звуки»
Игра «Звуковая сказка»
- Ребята, я сейчас прочитаю вам сказку, а вы в том месте, где я остановлюсь заменяете обычные слова на звуки, например, "птицы" — «чири-чири», «вода» — «шур-шур». Я надеюсь, что вы будете меня слушать очень внимательно и вовремя выполнять свою задачу. И так..
Сказка «Весёлый оркестр»
В одном большом зелёном лесу, где деревья тихо (ш-ш-ш) шелестели, жила-была маленькая фея. Однажды она решила собрать вокруг себя всех лесных жителей и устроить настоящий оркестр.
Первым на полянку выскочил зайчонок. Он очень любил бегать, поэтому его бег сопровождался лёгким (топ-топ-топ) звуком бегущих лапок. Зайчонок принёс с собой две гладкие палочки и стал ими весело (стук-стук-стук) стучать друг о друга.
К нему присоединился ёжик. Он осторожно катил по земле большой (шур-шур-шур) шелестящий листочек. Ёжик взял листочек в лапки и стал им шуршать, как будто играл на барабане.
А с неба спустился воробей. Он весело (чик-чирик) чирикает и сел на высокую ветку. Воробей стал звонко (кап-кап-кап) капать, как будто капает вода, но здесь это символизирует чириканье) своими коготками по веточке.
И тут из высокой травы выскочил кузнечик. Он очень любил играть свою летнюю мелодию: (тррр-тррр-тррр) стрекотать. Кузнечик принялся старательно трещать своими лапками.
Лесные жители играли так весело и звонко, что их (шум-шум-шум) общий шум разносился по всему лесу. Фея улыбалась, слушая их музыку. Она видела, как каждый старался внести свою нотку в этот чудесный летний оркестр.
Вдруг из-под земли донеслось тихое (буль-буль-буль) звук воды, журчание ручья. Это ручеёк решил присоединиться к оркестру, и его журчание добавило мелодии нежности.
Так они играли до самого вечера, наполняя лес звуками радости и веселья. И фея поняла, что даже самые простые звуки, если их играть вместе, могут создать настоящую волшебную музыку.
- Молодцы, с заданием справились успешно.
"Эхо лета"
- Давайте послушаем тишину… А теперь я хлопну в ладоши! Слышите эхо? Сейчас мы будем ловить "эхо лета" – повторять звуки, которые вам встретятся в небольших стишках.
1. Жужжание пчелы:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я по цветку лечу. Собираю сладкий сок, Вот какой я работяга, дружок!
2. Пение птиц:
Чик-чирик, чик-чирик, Слышен звонкий голосок. Птичка на ветке сидит, Песенку свою дарит.
3. Стрекотание кузнечика:
Тр-р-р, тр-р-р, тр-р-р, На лужайке — музыка. Кузнечик стрекочет, Никогда не устанет.
4. Шелест листвы:
Ш-ш-ш, ш-ш-ш, тихо шелестят листья. Ветерок их колышет, дарит летний день.
5. Шум дождя:
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождик тихо барабанит. По листочкам, по траве, Лето радует меня!
6. Жужжание комара:
З-з-з, з-з-з, надоедливый комар. Улетай скорее, лети, ты мешаешь мне цвести!
7. Шум волн на море:
Ш-ш-ш-ух, ш-ш-ш-ух, Волны катятся к берегу. Море шумит, плещется, Встречает лето солнышком.
8. Крик лягушки:
Ква-ква-ква, ква-ква-ква, В пруду лягушка поёт. Песенка её слышна, Наступает летний вечер.
9. Звук грома:
Гр-р-р, гр-р-р, гром раскатисто гремит. Ветер, дождь, гроза, Лето — вот тебе краса!
10. Стрекотание сверчков:
Свист-свист-свист, наступил летний вечер. Сверчок на травинке сидит, нам свой концерт дарит.
"Музыка ветра"
- Представьте, что мы с вами деревья в лесу. Ветер дует, и листья шуршат. Давайте попробуем изобразить этот звук: "Ш-ш-ш-ш". А теперь сильнее: "Ш-Ш-Ш-Ш-Ш". А теперь пусть ветер запоет свою песенку! (Дети импровизируют, создавая звуки ветра).
"Солнечные скороговорки"
- Лето любит быстрые и веселые звуки! Попробуем выучить скороговорки!
"Солнце светит ярко, жарко! На лугу растут ромашки, васильки и кашки!" (Повторяем вместе несколько раз, постепенно ускоряясь).
"Звуковая поляна"
- Закройте глаза и представьте, что мы на полянке. Что вы слышите? (Ответы детей). Теперь каждый пусть изобразит один звук этой полянки: кузнечик стрекочет, лягушка квакает, ручеек журчит. Вместе мы создадим настоящую "звуковую поляну лета"!
(В конце все дети вместе создают общую "звуковую картину лета")
4. Заключение
- Ребятки, лето – это не только солнышко и цветы, но и целая симфония волшебных звуков! Слушайте внимательно, и вы обязательно их услышите! До новых встреч!
Методическая литература и пособия для педагога:
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для детей с нарушениями речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Акимова М. К., Козлова В. Т., Пулатов Р. И. Коррекция поведения детей. — М.:
Дьякова Н. Н. Логопедическая ритмика. — М.: Академия, 2009.
Колпакова М. В. Речевое развитие детей. — М.: Сфера, 2008.