Математическая игра «Крестики-нолики» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 3 November 2021 в группе

Игра «Крестики - нолики» (8 класс)

Цели и задачи:

формировать у учащихся интерес к играм с математическим содержанием;

закрепить основные понятия базового уровня;

расширить кругозор, развивать сообразительность и находчивость;

формировать потребность в приобретении знаний;

воспитывать дух соревнования; культуру общения и умение работать командой.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие, организация внимания, постановка целей и задач мероприятия.

Игроки делятся на две команды. В ходе жеребьёвки одна из команд получает название «крестиков», а другая «ноликов». Перед игрой каждая команда выбирает себе капитана. Капитан берёт на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над выполнением общего задания, умело распределяет задания между игроками команды.

Правила игры.

В клетках игрового поля записаны названия 9 конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс. Ведущий игры раскрывает суть конкурса, после чего каждая команда получает необходимые материалы.

Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справилась с предложенным заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время или дополнительное задание. Победившая команда имеет право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

Побеждает та команда, которой удалось построить три своих знака в один ряд или, если ни одной команде это не удалось, поставить на поле 5 своих знаков.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя, который объявляет результаты игры. Команды награждаются за победу и участие.

Игровое поле

Крылатые слова

Пятерочка

Четвёртый лишний

Устный счет

Темная лошадка

Перевертыши

Дешифровщик

Заморочки из бочки

Перекресток слов


Конкурсы.

1. Крылатые слова

Расшифруйте высказывание о математике выдающегося русского учёного, его фамилию и инициалы.

17

31

18

11

17

31

18

14

19

13


13

25

11


8

31

18

11

17


13

5

14

18

23


1

28

11

15

13

11

18

,

5

18

7


7

21

31


13

17


6


12

7

10

3

15

7

19


12

10

14

6

7

15

14

18


28

7

17

7

21

7

1

7

6


17

.

6

.



Ключ к разгадыванию:

28,13,5 – часть прямой;

6,10,11,17,3 – одна из двух величин, которую нужно знать для вычисления пройденного пути;

19,6,31,15,10,31,18 – геометрическая фигура;

13,17,21,7,25,11,21,14,11 – математическое действие;

18,10,31,21,1,12,7,10,18,14,10 – прибор для измерения углов;

8,21,31,17,11,21,31,18,11,28,23 – компонент дроби.

Ответ: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» Ломоносов М.В.


2. Пятерочка

Кросснамбер – вид числовых ребусов. В переводе с английского слово «Кросснамбер» означает «Кресточислица». В каждую клетку кросснамбера можно вписать только один знак (одну цифру: 0,1,2,3,4,5,6.7,8,9), работающий на горизонталь и на вертикаль. А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля.

image.png

КРОССНАМБЕР «Пятёрочка»

По горизонтали:

а) сумма чисел XCVI и CXLIV, записанная в арабской нумерации;

б) число страниц в книге, если ¾ её составляют 618 страниц;

г) площадь прямоугольного участка, ширина которого 18м, а длина на 26 м больше ширины.

По вертикали:

а) корень уравнения: (3х + 2) : 16 = 41;

в) третье число, если известно, что сумма трёх чисел равна 804, причём первое число составляет 14% суммы, а второе – 36%.

Подсказка: Наряду с десятичной, но гораздо реже, применяется римская нумерация, широко употреблявшаяся у римлян, или латинян, народа, занимавшего территорию современной Италии. В этой нумерации числа изображались при помощи следующих семи знаков:

Римские знаки

I

V

X

L

C

D

M

Их значение

1

5

10

50

100

500

1000

Ответы: а) 240; б) 824; в) 792.

а) 218; в) 402.


3. Четвертый лишний

а) Длина, ширина, радиус, высота.

б) Скорость, площадь, расстояние, время.

в) Семь, восемнадцать, двадцать восемь, тридцать девять.

г) Четырнадцать, сорок девять, двадцать один, шестьдесят пять.

д) Сантиметр, миллиметр, килограмм, километр.

е) Четыре, ноль, восемь, десять.


4. Устный счет

Задача 1. Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов сможет надеть хорошо обученный пожарный за 5 минут? (Ответ: 1 мин.=60 сек.; 60:3=20 штанов в 1 мин.; 20×5=100 штанов.)

Задача 2. В специальный ящик можно уложить 68 крупных яиц. Если уминать их ногами, получиться в 100 раз больше. Сколько уминаемых ногами яиц войдёт в 2 одинаковых ящика? (Ответ: 6800+6800=13600.)

Задача 3. С одного дерева сняли 164 груши, а со второго дерева – 5 мальчишек, каждый из которых съел по 27 груш. Сколько груш росло на двух деревьях? (Ответ: 164+5×27=299 груш.)

Задача 4. Курочка-ряба снесла яйцо, а мышка взяла и разбила. Ряба поднатужилась и снесла ещё 9 яиц, но бессовестная мышка расколола и эти. Сколько дней ели бы Дед и Баба яичницу из 5 яиц, если бы не разбаловали свою мышку? (Ответ: 1+9=10; 10:5=2 дня.)


5. Темная лошадка

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н. Толстой)

Вопрос 2: По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне? (М.В. Ломоносов)

Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н. Толстой для детей Яснополянской школы)

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.: Пифагора, Архимеда, Фалеса.

Вопрос 4: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес)

Вопрос 5: Кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед)

Вопрос 6: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор)


6. Перевертыши

Эта игра заключается в том, что слова какой–нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».

В этом конкурсе «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» – «куб», «параллельный» – «перпендикулярный», «площадь» – «периметр» и т.д.

Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!)

Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1)

Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого)

Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются)

Периметр треугольника не равен кубу чужого угла. (Площадь квадрата равна квадрату его стороны)


7. Дешифровщик

В этом задании необходимо расшифровать анаграммы:

ЙАКИЕНЛ, АВИНУРЕНЕ, КОЧТА, ВАРТАДК (Ответ: линейка, уравнение, точка, квадрат.)


8. Заморочки из бочки

Задача 1. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Каша должна вариться 15 минут. Как сварить её, перевернув часы минимальное количество раз? (Ответ: Одновременно перевернём часы, через 7 минут начнем варить кашу. После 4 минут (песок в часах на 11 минут закончится) вновь перевернуть часы на 11 минут)

Задача 2. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек, расстояние между ступеньками 30 см. Первая ступенька касается воды. Океан очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду на 15 см в час. Через сколько времени вода достигнет третьей ступени веревочной лестницы? (Ответ: Ступенька не покроется водой, т.к. вместе с водой поднимается и корабль)

Задача 3. Писатель Ю. Олеша писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, но он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инструмент согласно римскому поэту Овидию (I в.) был изобретен в Древней Греции. (Ответ: Циркуль)

Задача 4. Сережа пришел к своему другу Диме.

Что же ты у нас не был вчера? спросил Дима. Ведь вчера моя бабушка праздновала день рождения.

Я не знал, сказал Сережа. – А сколько лет твоей бабушке?

Дима ответил замысловато: «Моя бабушка говорит, что в её жизни не было такого случая, чтобы не справлялся её день рождения. Вчера она праздновала этот день в 15 раз. Вот сколько лет моей бабушке?» (Ответ: 60 лет – 29 февраля празднуется каждые четыре года)


9. Перекресток слов

Все слова кроссворда оканчиваются на «А» и пишутся, начиная с клетки – номера вопроса – по направлению к клетке с буквой «А».

image%281%29.png


​​​​​​​ Вопросы:

Мера времени, равная 60 секундам.

Математический знак, используемый для записи чисел.

Старинная русская мера длины.

Совокупность делений на линейках различных форм.

Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений.

Отрезок, соединяющий любые две точки окружности.

Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда, которого нет у прямоугольника.

Геометрическая фигура, являющаяся центром окружности.

Ответы: минута, цифра, верста, шкала, задача, высота, хорда, точка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.