Занятие «Математика с Лего»
Математика с Лего.
За год, а то и за два до первого класса многие родители начинают лихорадочно подыскивать своим деткам репетиторов или курсы по подготовке к школе. А ведь многому можно научиться дома, при этом без изнурительных занятий и казенной обстановки.
«Основная деятельность дошкольников – игра» — с этим утверждением не поспорит никто, так почему же не заняться подготовкой к школе дома, во время развлекательных игр? И специального оборудования не надо, и особых условий. Все под рукой.
Обучать основам математики можно чуть ли ни с годовалого возраста, выбрав в качестве «тренажера» любимые игрушки малыша. А уж у 4-х-5-тилеток в арсенале обязательно найдется конструктор Лего или его аналоги.
Детали конструктора станут и счетными палочками, и наглядным пособием, и подсказками.
Лего-математика для дошкольников.
Чему можно научить с помощью деталей Лего? Здесь будет приведена лишь часть материала, с которым дети встретятся в первой половине первого класса.
Ориентация в пространстве: понятия слева-справа, вверху, внизу.
Можно использовать любые детали от Лего, но обязательно отличные по цвету.
Чем младше ребенок, тем более сказочным и интересным должно быть задание (не кубики, а домики для гномов, стульчики для уставших фей и т.д.).
Слева-справа
Задание: Поставь желтый кубик. Слева от желтого кубика — красный. А справа – черный.
Возможные вариации заданий:
— расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а черный справа;
— желтый кубик стоит слева от черного, а красный слева от желтого;
— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – черный.
Вверху-внизу
Задание: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – черный.
Можно строить башенки, тогда будет знакомство с понятиями «над», «под».
Понятия перед-за (предыдущий-последующий), соседи
По такому же принципу знакомим с понятиями ЗА и ПЕРЕД (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).
Объяснение: В ряд расположились три кубика – красный, желтый, черный (слева направо). Красный стоит перед желтым, а черный – после. Чем больше «дорожка» из разноцветных деталей, тем больше вопросов можно задать.
Задание: Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед черным?
После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с «предыдущий» (перед), «последующий» (за), «соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).
Задание: Какой цвет у предыдущего кубика желтому (красный)? А у последующего (черный)? Назови цвет соседей желтого кубика (красный-черный).
Понятия «больше», «меньше», «равно»
1. Поставить в ряд произвольное количество кубиков, под ним сформировать еще один ряд, где на один кубик меньше. Посчитать с ребенком количество кубиков.
Где больше кубиков? На сколько?
Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта:
— добавить к меньшему ряду еще один кубик;
— забрать из большего ряда один кубик.
Теперь первый ряд и второй равны по количеству кубиков.
2. Понятия «больше», «меньше», «равно» можно закрепить и построениями башенок. Тут также хорошо видно, что больше (выше), что меньше (ниже).
Превратить в ряды. Уравнять количество кубиков в рядах.
3. Можно сравнивать и детали, которые состоят из разного количества шипов.
4. Позже можно познакомить ребенка со знаками «<» «>» «=» (в виде сказки о голодном цыпленке, который всегда широко открывал клюв — >, когда видел чего-то много, а когда еды было мало, он клюв закрывал — <. И смотрел этот цыпленок только влево).
Задание: перед тобой 2 группы кубиков.
Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Какой знак надо поставить?
Аналогично и с другими заданиями на неравенства.
Состав числа
С деталями Лего очень легко и просто объяснить состав числа и все возможные вариации.
Задание: сделай ряд из 5 кубиков (произвольное число до 10).
Можно в виде игры:
На поляне летало 5 пчел. Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает).
Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают).
И так далее.
Вывод: 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
Сложение и вычитание
Все в виде игры, как и в предыдущих случаях. Очень легко и просто объяснить.
К имеющемуся количеству деталек Лего прибавляем еще. Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т.д.
Знакомим со знаком «+».
Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т.д.
На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом».
Задание:
Лего-человечек решил построить дом. Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх).
Первый ряд – 3 кирпичика.
Второй ряд – на 1 кирпичик больше.
Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду.
Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем.
По игре можно задать много вопросов:
— сколько в каждом ряду?
— сколько всего ушло кирпичей?
— как сделать равными ряды?
— какой ряд самый длинный?
— самый короткий?
Игра — самый верный и легкий способ научить чему-то своего ребенка без всяких репетиторов и развивающих центров. Нужно лишь немного времени и желания.