12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина266
1

Материал для папки по самообразованию. Тема самообразования: «Интегрированные уроки при изучении имени существительного в 5-7 классах общеобразовательной школы»

t1603698888aa.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №4 ГОРОДА ТОРЕЗА»











Папка по самообразованию

учителя русского языка и литературы

Нижник И. О.













t1603698888aa.jpg







Тема самообразования:

«Интегрированные уроки

при изучении имени существительного

в 5-7 классах общеобразовательной школы»

















Аt1603698888aa.jpg нкетные данные

Образование: высшее (бакалавр).

В 2020 году окончила филологический факультет Донецкого национального университета по специальности «Русский язык и литература».

В данном учебном заведении работаю с сентября 2020 года.



Педагогическое кредо:

1. Учитель – это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить.

В. М. Лозинский


2. Поглубже выжитые в детстве, собственным

усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

чем самая облегченная школа…

Ф. М. Достоевский


3. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистерберг











Аt1603698888aa.jpg ктуальность этой проблематики продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между школьными предметами мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

В связи с этим мы разработали следующий аппарат исследования:

Цель работы заключается в том, чтобы разработать систему уроков, в том числе и интегрированных, при изучении имени существительного в 5–7 классах общеобразовательных школ.



Нt1603698888aa.jpg а достижение поставленной цели направлено решение следующих задач:

1. Путём критического анализа научно-методической литературы выработать рабочие определения таких терминов, как межпредметные связи, интеграция, интегрированный урок.

2. Рассмотреть и сопоставить существующие классификации уроков по языку, а также типологии интегрированных уроков.

3. Рассмотреть структуру интегрированного урока по языку, установить особенности и закономерности формирования интегрированных знаний обучающихся в процессе изучения русского языка.

4. Охарактеризовать программу и учебники русского языка в аспекте изучения темы «Имя существительное» в 5–7 классах.

5. Представить систему уроков (в частности интегрированных) и итоговых заданий при изучении темы «Имя существительное» в 5–7 классах.

Объектом исследования являются научно-методические принципы изучения темы «Имя существительное» в 5–7 классах.

Предмет исследования составляют особенности интегрированных уроков по языку, в частности возможности и принципы использования уроков названного типа в системе уроков при изучении имени существительного в 5–7 классах.

Цель и задачи работы определяют методы исследования. Ведущими в работе являются общенаучные и эмпирические методы – наблюдение, ана­лиз, синтез, дедукция, индукция, моделирование; методы лингвистического анализа: сопоставление, описание, компонентный анализ, метод словарных дефиниций, компонентный анализ, методы категоризации, классификации.





Пt1603698888aa.jpg лан реализации проблемы

Изучить литературу по данной проблеме:

Анурова О. В. Использование игровых технологий на уроках русского языка с целью развития мыслительной активности учащихся / О. В. Анурова // Исследовательский поиск ученых и их учеников в области методической науки / сост. Л. О. Денисова, С. Н. Молодцова. – М. : МПГУ, 2001. – 160 с.

Артёменко Н. А. Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты : учебно-методический комплекс ; авт.-сост. Н. А. Артёменко / ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск : Изд-во ТГПУ, 2009. – 284 с

Архипова Т. Межпредметные связи: в чём их актуальность / Т. Архипова // Учитель (Россия). — 2001. — № 4. — С. 34-36.

Бабкина М. В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. – 2004. – № 4. – С. 3–6.

Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / М. Т. Баранова, М. И. Тпполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; Под ред. М. Т. Баранова.. — М. : Издательский центр "Академия", 2001. 368 с.

Белов В. О О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе образовательной школы / В. О. Белов // Учитель (Россия). — 2000. — № 6. — С. 46-53.

Белова Н А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин. – М.: МАНПО, 2005.

Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. – М.: Совершенство, 1998.

Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя / Г. А. Богданова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1996. – 224 с.

Бt1603698888aa.jpg огданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя / Г. А. Богданова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1998. – 174 с.

Волков В. В. Лингвистические игры на уроке / В. В. Волков // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1987. – № 1. – С. 62–67

Дорожкина Н. /Как готовить интегрированные уроки: история +литература / Н. Дрожкина, Т. Нехорошева, Е. Семыкина, О. Ковальчук. – М. : Чистые пруды, 2006. — 32 с.

Как готовить интегрированные уроки: история + литература / Н. Дорожкина, Т. Нехорошева, Е. Семыкина, О. Ковальчук. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

Кравченко С. И. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика / С. И. Крваченко, Т. И. Гайдук // Начальная школа: плюс до и после. — 2002. — № 9. — С. 4248.

Плаксина Л. В. Интегрированный урок: в чем его суть? / Л. В. Плаксина // Открытая школа. — 2000. — № 6. — С. 24-28.

Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока / Е. Ю. Сухаревская. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 175 с

Шлапакова М. М. Приемы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку / М. М. Шлапакова. — Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. – 2010.

Ядровская Е. Р. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / Под общей ред. Е. Р. Ядровской, А. И. Дунева. – СПб. : Свое издательство, 2015. – 306 с.

Языков С. Н. Методическая статья по теме "Интегрированный урок" [Электронный ресурс] / С. Н. Языков. – Режим доступа :https://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya -60362.html (Дата обращения: 20.09.2020).

Ятайкина А. А. Об интегрированном подходе в обучении / А. А. Ятайкина // Школьные технологии. — 2001. — № 6. — С. 1015.


Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» (Н. Тихонов)


Цель урока: расширить представления о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устной и письменной речи.

Задачи:

- повторить и обобщить изученное в 5 классе по теме «Имя существительное»;

- приобщить учащихся к миру поэтических образов лирики С.А.Есенина; 

- совершенствовать умение систематизировать и использовать необходимую информацию, извлеченную из текста;

- развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; 

- воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: портрет поэта, карточки с заданиями, толковый словарь, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

- Здравствуйте те, у кого непогода на душе!

Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца тёплыми, добрыми чувствами.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа, тему урока «Роль имен существительных в речи».

Сегодня на уроке мы расширим представление о роли существительного в речи, вспомним о грамматических признаках имен существительных, их синтаксической роли в предложении. А спутником нашим будет поэзия. И каждый, возможно, откроет для себя что-то новое в творчестве великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, которому 3 октября исполнилось 116 лет со дня рождения. 

Рассказ ученицы

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. Детство его прошло “среди полей и степей”. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, а весной 1915года С.Есенин переезжает в Петроград. Здесь с благословения Александра Блока попадает в пеструю петербургскую литературную среду. Но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. И в радости, и в печали - всегда его сердце тянулось к родному очагу, к полевым тропинкам. 

II. Работа с текстом

* Прочитайте текст № 1.

Вот стою у дома, где учился Сергей Есенин, вспоминаю константиновские виды …

С пр..горка открывается пойма* д..лекой Оки, «рязанские раздолья». Вд..ли лес, край деревеньки, огромный луг. Так и видится юный поэт, (с;з)бегающий по мостку через маленькую реч(?)ку Совку. (З;с)десь он ощутил дыхание р..дной земли: пьянящие зап..хи трав и цветов, птич..е щебетанье, березку над прудом, свист коростеля, блеск луны, звуки гармоники. (По М. Лобанову)

* Определите стиль и тип текста.

- Что должен чувствовать читатель, представивший описанную картину?

* Каково лексическое значение слова пойма? Обратимся к толковому словарю.

(пойма — часть долины, затапливаемая в период половодья)

* Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте условия выбора орфограммы. * Назовите имена существительные - Докажите, что названные вами слова - имена существительные? Итак, существительное обозначает предмет. Среди названных существительных есть слова, которые обозначают не только конкретные предметы, как дом, мосток, но и слова, обозначающие вещество, место, цвет, даже действие.

- Какую роль выполняют существительные в тексте?

- Как изменяются имена существительные?

III.Объяснительный диктант

* Запишите предложения, укажите род, число и падеж имен существительных.

 В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. 

Доп. вопрос отвечающему ученику:

- Назовите морфологические признаки существительного 

Весной и солнцем на лугу обвита желтая дорога.

Доп. вопрос отвечающему ученику:

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

 Звени, звени, златая Русь!

Доп. вопрос отвечающему ученику:

- Как отличаются на письме имена собственные и нарицательные? 

IV.Работа в парах. Рассказ правила об имени существительном

-Что такое имя существительное как часть речи?

V.Наблюдение за изобразительными возможностями существительных. Имя существительное интересно не только своей грамматикой. Какая это поэтическая часть речи! С помощью имен существительных можно строить сравнения. - Что такое сравнение? Сергей Есенин был мастером сравнений. Давайте прочитаем строки из ранних стихотворений поэта, вошедших в первый его сборник стихотворений «Радуница»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром4.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет мне крылом

На болоте крячет цапля;

Четко хлюпает вода.

А из туч глядит, как капля,

Одинокая звезда.

* Назовите сравнения. * Подумайте, почему поэт выбрал такие сравнения. Литератор К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Природа…движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй метафор, сравнений, образов взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». Кто ни читает стихи Есенина, испытывает минуты особого волнения, потому что стихи С.Есенина задевают за живое, и поэтому надолго запоминаются.

VI. Прочитайте воспоминания Василия Ивановича Качалова, актера, многие годы выступавшего на сцене Московского художественного театра. Он был выдающимся исполнителем прозы Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, стихотворений А. Пушкина, В. Маяковского, С. Есенина. 

Комплексный анализ текста.

Впервые я встретился с Есениным только в 1925 году. Но стихи полюбил давно. Сразу полюбил, как только наткнулся на них в каком-то журнале. И во время своих г..стролей и по Европ.. и по Америк.. я всегда в..зил сборник его1 ст..хов.4 У меня было такое чу..ство3 будто я в..зил с собою горсточ(?)ку2 русской земли5. Так явственно, сла..ко и горько пахло от них р..дной землей. (По В. Качалову)

Какова основная мысль текста?

Подберите синоним к слову наткнулся

Определите лексическое значение слова явственно.

Спишите текст, объясняя графически орфограммы и пунктограммы.

Произведите разные виды разбора.

 VII.Итог урока.

Чтобы что-то сказать, мы подыскиваем нужные слова и строим из них предложения. А что значит – нужные? Те, которые лучше всего передают нашу мысль, выражают наши чувства и отношение к окружающему. В том огромном наборе слов, который предоставляет нам язык, огромную роль играют имена существительные.

-Что такое имя существительное как часть речи?

- Какую роль в устной и письменной речи играют имена существительные?

- Какие чувства воспитывает в нас лирика Есенина?

Все произведения Есенина пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к родине. Поэзия Есенина звенит голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, играет цветами бесчисленных радуг. И неслучайно эту встречу с поэзией я назвала строкой из стихотворения Н.Тихонова « Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!».  Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали. Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? 

VIII. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру «Встреча с С. Есениным»; подготовить чтение наизусть одного стихотворения Есенина.







Имена существительные в тексте

Тема: «Имена существительные в тексте»

Вид урока. Интегрированный

Тип урока. Урок развития речи

Класс: 5

Цель деятельности учителя: создавать условия для изучения правила, формирования умения определять значение приставок пре-при-

Цели как деятельность учеников:

договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи.

пользоваться технологией продуктивного чтения (механизмами антиципации, опорой на ключевые слова) при работе с именами авторов, названиями художественных произведений.

анализировать текст, определять роль имён существительных в текстах разных стилей и жанров, оформлять свои мысли в письменной форме.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, учебник « История Древнего мира» 5 класс

Форма работы: групповая ( класс делиться на 4 группы)

Ход урока

1. Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Вам нравится совершать открытия, чему-то удивляться? А бывает так, что знакомое порой раскрывается с другой стороны, по-новому?

-Пусть наш урок станет для вас еще одним открытием.

Сегодня вы работаете в группах, вспомним основные правила работы в группе.

Ваши тетради сегодня заменят рабочие листы, запишите в них сегодняшнее число.

Приветствие учащихся

Обучающиеся называют правила работы в группах.

Записываю число.

2.Мотивация.

Девизом нашего урока станут слова:

«Нет ничего невозможного для того, кто пытается».

Автора слов вы узнаете, просмотрев видеоролик.

Мотивация к учебной деятельности

Ролик «Завоевания Александра Великого» ( 1 мин.)

-Кто же автор слов?

-Вы сегодня отправитесь в поход с Александром Македонским, завоевывать новые знания.

Обучающиеся внимательно смотрят ролик и называют автора слов, Александра Македонского

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из различных источников

2. Анализировать, классифицировать, обобщать

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель

3.Формулирование цели и проблемного вопроса урока

-Вспомните и запишите слова, которыми историк называет Александра Македонского.

(Полководец, царь, человек-легенда, воин, предводитель)

-К какой части речи относятся эти слова?

(существительные)

-Значит, мы будем изучать существительное.

-Чего же еще мы не знаем о существительном? Послушайте определение и назовите термин.

-Это два и более предложения, связанных по смыслу и грамматически, его можно озаглавить, выделить основную мысль и разделить на части.

Это текст. Соедините слов «существительное» и «текст» и назовите тему урока.

( Имена существительные в тексте)

-Какова цель нашего урока?

(Какова роль существительных в тексте)

Обучающиеся формулирую тему урока и ставят цель.

Регулятивные УУД

1.Определять цель урока и его последующее содержание.

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Работа с текстами, развитие речевых и правописных умений

Задание №1

Первая битва, которую выиграл Македонский, произошла в 334г до н.э. у реки Граник. Малая Азия открыла путь Александру в Египет и для нас приготовила новое открытие.

Прочитайте предложение. Составьте портрет выделенного имени существительного по схеме:

1.________ обозначает предмет и отвечает на вопрос______.

2. Постоянные морфологические признаки: (собственное или нарицательное)________, (одушевленное или неодушевленное)___________, род_____, склонение______.

3. Непостоянные признаки:в______падеже , _____числе.

4. В предложении является _________

Предложения для выполнения задания.

1группа. В юности Александр прочитал сочинения о существовании множества миров и огорченно воскликнул: « А я не повелеваю даже этим миром!»

2группа. Александр высоко ценил своего учителя Аристотеля и когда сравнивал его с отцом, то замечал: «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно»

3 группа. Перед походом на Восток Александр раздарил свои владения и деньги друзьям; на их вопрос, что же он оставляет себе, молодой царь ответил коротко: « Надежды».

4группа. Александр Македонский – необыкновенный человек, который хотел стать повелителем мира и стал им.

-Какими членами предложения являются существительные? Вывод запишите в рабочем листе.

( Имя существительное может выступать в роли любого члена предложения)

Следующее сражение произошло 333г.до н.э. у города Исс.

Задание № 2

1-2 группы. Перед вами текст. Озаглавьте его, не используя имена существительные.

Почему возникло затруднение, какой вывод следует сделать?

( Имена существительные служат заглавием текста и разъясняют его содержание)

Озаглавьте текст. Ребята соседних групп ответят на вопрос: что можно предположить о содержании текста на основе этих заглавий (о теме, героях, сюжете).

Текст для 1 группы

Отвага Александра проявилась уже в ранней юности. Однажды Филиппу предложили купить коня, он оказался совершенно диким, поминутно бил копытами и кусался. Филипп отказался от покупки и приказал увести лошадь. Александр — ему тогда было 14 .лет — раздраженно крикнул: «Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!» Филипп рассердился и предложил сыну самому укротить Буцефала. И Александру удалось укротить коня.

Текст для 2 группы

По легенде, в одном из городов Малой Азии Александру показали повозку древнего царя Гордия. Её дышло(палка) было привязано к ярму ( упряжь лошадей) хитроумным узлом. Александру сказали, что тот, сумеет развязать этот узел, унаследует власть над всей Азией. После нескольких безуспешных попыток, Александр выхватил меч и разрубил « гордиев узе"

-Что помогло нам предположить содержание текста?

Заглавие-существительное.

3-4 группа

Рассмотрите карту «Походы Александра Македонского в IV в. до н.э.

Выпишите имена собственные, распределив их по группам:

А) названия рек, которые перешло войско Александра__

Б) названия городов, завоеванных Македонским:___

Г) названия государств, побежденных Александром:___

-Какое открытие вы совершили?

( если бы не было существительных, то не было бы географических карт, морских путешествий и т. д.)

Существительные служат географическими названиями.

Задание №3

Прочитайте текст. Посчитайте количество

1гр.- сущ.,

2гр.-прил.,

3гр-глаг,

4гр.- местом.

Выслушайте ответы ребят и сделайте вывод.

Однажды Александр навестил греческого философа Диогена, ученика Сократа. Диоген жил в глиняной бочке и довольствовался самым малым. Когда Александр пришел к нему, старик грелся на солнце. Молодой человек гордо произнес: « Я - Александр, царь Македонии, а скоро буду царем мира. Что мне сделать для тебя?» -«Отойди в сторону и не заслоняй мне солнце»- прозвучал ответ.

В тексте существительные преобладают над другими частями речи. ( на 100 слов в тексте приходится 40 существительных)

Закрепление

Мы сегодня многое узнали о существительных, и, чтобы наши знания не растерялись, я предлагаю записать их, как страничку древней летописи.

Задание №4

1гр. Составьте кластер ( теоретический материал)

2гр.Рассортируйте факты правдивые и ложные о существительном

3гр. Составьте текст по иллюстрации стр.192

4 гр. Изобразите существительное в виде рисунка.

Работы оформляются на отдельных листах А-4, затем вывешиваются на большой лист « пергамента» и озвучиваются.

Обучающие работают в группе, собирают материал, готовятся к его защите.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения

6..Итоги урока

Оценки за урок : (капитаны оценивают работу группы).

Д/З Написать сказку или нарисовать рисунок на тему «Имя существительное-часть речи удивительная».

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

В предложении существительные выполняют только роль подлежащего.

существительные служат заглавием текста

К собственным существительным относятся географичесвкие названия, фамилии и имена, названия книг, журналов

Существительные не имеют числа

Существительные - малоупотребляемая часть речи

Рt1603698888ab.jpg абочий лист ( 2 группа)

«Нет ничего невозможного для того, кто пытается».

_____________________


_Дата:______________________________

Классная работа.

Задание № 1

Прочитайте предложение. Составьте портрет выделенного имени существительного по схеме:

Александр Македонский – необыкновенный человек, который хотел стать повелителем мира и стал им.

Схема:

1.________ обозначает предмет и отвечает на вопрос______.

2. Постоянные морфологические признаки: (собственное или нарицательное)________, (одушевленное или неодушевленное)___________, род_____, склонение______.

3. Непостоянные признаки:в______падеже , _____числе.

4. В предложении является _________

Прослушайте ответы других групп, запишите общий вывод:

Имена существительные в ____________ могут выступать в роли__________________ членов предложения.

Задание № 2

Откройте учебник истории на стр 194, внимательно рассмотрите карту «Походы Александра Македонского».

Выпишите имена собственные, распределив их по группам:

А) названия рек, которые перешло войско Александра______________________________________________________________________

Б) названия городов, завоеванных Македонским:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) названия государств, побежденных Александром:____________________________________________________________________________________________________

Задание №3

Прочитайте текст в учебнике истории на стр.191, посчитайте количество местоимений в нем.

Выслушайте ответы ребят и сделайте вывод.

Вывод: В тексте имена существительные_________________ чаще, чем другие части речи.

Мы сегодня многое узнали о существительных, и, чтобы наши знания не растерялись, я предлагаю записать их, как страничку древней летописи.

Задание №4

Вы уже поняли, какую важную роль играют существительные. А теперь пофантазируйте и представьте существительное в рисунке. Рисунок должен подчеркивать важную роль существительных. Подготовьте защиту рисунка.

Работу оформите на листе А-4. желтого цвета

При ответе на вопросы оценивай себя по следующей шкале:

( оценки-знаки выставляй на полях после каждого задания).

! ответил правильно

+-ответил, но объяснил не все.

- не смог ответить.


.Интегрированный урок (русский язык + география) 7 класс.

Из цикла «Выдающиеся люди России».

«Великий художник России Иван Иванович Шишкин»

Цели: познакомить с творчеством великого русского художника И.И. Шишкина.
Задачи:
обучающие:

учить «читать» картину, видеть богатство и красоту русской природы в произведениях искусства.

коррекционно-развивающие:

способствовать мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности, воображения;

развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;

развивать чувство прекрасного, любовь к искусству;

способствовать умению работать в коллективе.

воспитательные:

формировать нравственные ценностные ориентиры,

воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы к уроку:
аудиозапись стихотворения И. Бунина «Чем жарче день…» (Читает народный артист Борис Ветров

Великий русский художник Иван Иванович Шишкин.

Из всех земных
Сокровищ и чудес
Нежней всего
Люблю дремучий лес.

И. Кобзев

Учитель русского языка:
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Вести его будут два учителя – учитель русского языка и учитель географии и биологии.
Это говорит о том, что на этом уроке вам понадобятся ваши знания по этим предметам. Чему же будет посвящен наш урок? Об этом позже. А сейчас давайте повторим то, что вы учили раньше.
Учитель географии:
Задание 1.
Отгадай загадку. (На карточке – картинки с разными деревьями и загадками про них. Слабым учащимся – облегченный вариант задания. Отгадавший загадку помещает картинку с соответствующим деревом на магнитную доску.)

(Во втором столбце дополнительные загадки-подсказки)
У меня длинней иголки, чем у елки. Хоть колючка, но не ёлка,
Очень прямо я расту в высоту.
Подлинней её иголки,
Если я не на опушке,
А кора тонка, красна!
Ветви только на макушке.
Та красавица
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.

Как зовут её, кто знает?
Ветерок лишь пробежит,
Ветра нет, а лист дрожит,
Вся листвою задрожит,
Нечисть, скверну отгоняет, Затрепещет, как тростинка,
Если кол её забит. Очень зябкая

Из деревьев ранним летом Слушай внимательно: дерево это
Вдруг снежинки запорхают,
Всем замечательно. Только лишь летом
Но не радует нас это –
Пух его лёгкий повсюду летает
Мы от этого чихаем.
И, зачастую, дышать нам мешает.

Благородна и стройна, На юге дерево растёт
Из субтропиков она. И зеленеет круглый год.
Листья резные,
Листья есть, а веток нет.
Стволы нитяные. Кокос – наводка на ответ.

Не загадка это даже,
Я из крошки-бочки вылез,
Сразу назовём,
Корешки пустил и вырос.
Если только кто-то скажет –
Я кормлю свиней и белок -
Жёлуди на нём.
Ничего, что плод мой мелок.


Какое дерево раз в году наряжают
? Я расту, чтоб в Новый год
Плыл весёлый хоровод.
Зелена я и свежа,
И похожа на ежа.
И в жару или метель
Называют меня …


Ягоды не сладость, Осень в сад к нам пришла,
Зато глазу радость Красный факел зажгла.
И садам украшенье,
Здесь дрозды, скворцы снуют
А друзьям угощенье
. И, галдя, его клюют.
- Назовите, что собой представляет сообщество «лес»?
- Как называется территория (местность), где растет много разных деревьев?
(Лес)

- Какие деревья растут в лесу?
- Что значит войны деревья?
-Что значит лиственные деревья?
Учитель русского языка:
- Посмотрите-ка, ребята, и наша доска превратилась в настоящий … . Помогите мне досказать это предложение.
- Любите ли вы бывать в лесу? Почему?

- Сегодня мы познакомимся со знаменитым человеком, который, как и вы, очень любил лес, полюбил его еще мальчиком и впоследствии половину своей жизни провел в его чащах. Только он рассказывал о лесе, о природе не словами, как мы с вами, а красками.
- Догадались, как называют такого человека? (Художник)
(Напечатанное слово помещается на магнитную доску.)
- Давайте посмотрим, как это у него получалось.(Картины без указания автора)

«Валежник»
«Верхушки сосен»
«Дети в лесу»
«Лесная поляна»
- Что изображено на этих картинах? (Лес, природа.)
Задание 2. - Как называются такие картины?
(на карточке) Выбрать
нужное слово: натюрморт, портрет, пейзаж) (Карточка с выбранным словом помещается на магнитной доске, ученик вставляет пропущенную букву и объясняет написание.)
- Ну а художника, который пишет пейзажи, называют …. (Поместить карточку с этим словом на доске, вставить пропущенную букву - пейзаж…ст- и объяснить написание.)
- Так кто же этот великий живописец-пейзажист с очень русским именем Иван Иванович, репродукции картин которого мы только что видели? Давайте познакомимся с ним.
(На доске появляется табличка:
«Иван Иванович Шишкин. Великий русский художник. 1832 – 1898»)
- Да, ребята, это Иван Иванович Шишкин, великий русский художник. В январе текущего ( 2016) года исполнилось 184 года со дня его рождения.
- Догадались, о чем будем говорить на этом уроке? (Формулируют тему.)
Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья… Поэтому эпиграфом к уроку мы взяли слова поэта И. Кобзева. Давайте прочитаем их.
Почти всегда на картинках Шишкина светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.
Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками.
Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик – его и не видно в толстых пальцах – да как станет листочки, корешки да веточки вырисовывать – глаз не оторвешь!
«Лесным богатырём», «лесным царём» называли художника при жизни.
- Посмотрите на экран: шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Кто ни посмотрит – залюбуется. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи да радуйся! (Картины художника на доске).
«На песчаном грунте. Мэри-Хове по Финской железной дороге»
«Сосновый лес»
«Рожь»
«Дубовая роща»
«Березовый лес»
Учитель географии:
- Откуда же у него такая любовь к лесу?
Конечно, на это оказало влияние его детство. Родился будущий художник в небольшом городке Елабуге, который стоит на высоком берегу Камы у впадения в нее реки Тоймы. Елабуга – старинный купеческий город с тысячелетней историей, расположенный среди густых лесов.
(Работа с картой)
- Покажите на карте Каму.
- Притоком какой великой русской реки она является?
- Найдите г. Елабугу.
Учитель русского языка:

- Из всех увлечений в детстве постоянным и самым сильным было рисование. Целыми днями бродил Иван по окрестностям Елабуги, “…зачерчивая, наблюдая и усваивая ту природу, к которой возвращался позднее в своих картинах”. На рисунки он изводил всю бумагу в доме. Разрисовывал заборы, малевал на стенах.

Много картин посвятил художник своему родному краю. Вот некоторые из них:

«Кама близ Елабуги»
«Святой ключ близ Елабуги»
«На набережной»
«Кама»
«Богатый лог. Пихтовый лес на реке Каме»
Учитель географии:
И как память о великом соотечественнике, в национальном парке «Нижняя Кама», раскинувшемся на обоих берегах Камы, проложен туристический маршрут «Шишкинский край», проходящий через сосняки, где писал свои работы художник.
- А теперь вновь обратимся к нашему лесу (на доске и на карточках).
Художник отдавал предпочтение хвойным лесам.
Задание 4. На доске – оставить рисунки с хвойными деревьями, остальные – убрать. На парте – на карточке с первым заданием зачеркнуть деревья, не относящиеся к хвойным. Объяснить, почему они так называются.
- Но и среди хвойных у Шишкина было особо любимое дерево. (Репродукция картины «На севере диком».)
Учитель русского языка:
- Узнали, что это за дерево?
Работа с картиной.
– Что вы видите на картине? (Высказывания учащихся).
- Каким настроением проникнута эта картина?
- Какие краски использовал художник, чтобы создать такое настроение?
Задание 5. - У вас на партах есть карточки со стихами о сосне. Прочитайте их «про себя» и выберите то стихотворение, которое совпадает по настроению с картиной. Докажите.

Во сыром бору сосна стоит, растет;
Во чистом поле метель гудит, поет;
Над землею тучи серые шатром;
На земле снега пушистые ковром;
Вьюга, холод, но печальная сосна
Неизменна, как весною зелена.
Лев Мей
Вот однокрылая сосна...
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.

Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем...
Самуил Маршак
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Михаил Лермонтов

- Давайте, ребята, прочитаем выбранное вами стихотворение вслух и докажем, что оно совпадает по настроению с картиной.
- А теперь, ребята, я вам открою секрет – именно
эти поэтические строчки М. Ю. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины “На севере диком”.
- Имя художника тесно связано с Санкт-Петербургом . Здесь он учился в Академии художеств, здесь он жил после окончания учебы (у него была усадьба в Гатчинском районе), здесь он умер в 1898 г., умер, как настоящий художник – за работой. Здесь Шишкин похоронен в Александро-Невской лавре.

Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.
И многие из них он написал в окрестностях Санкт-Петербурга .
«Сестрорецкий бор»,
«Вид в окрестностях Петербурга»,
«Папоротники в лесу.Сиверская»
«Дубы в старом Петергофе»
Учитель географии:
- В 1858 году, когда Иван Шишкин учился в Академии художеств, он писал своим родителям: « Нам, двоим товарищам (И. Шишкину и А. Гине) предложили на Совете ехать нынешнее лето на Валаам, … там монастырь, местность великолепная, часто туда посылают наших учеников, … потому что там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная.»
(Работа с картой.)
- На каком озере – Онежском или Ладожском – находится остров?
(Ладожском)
- Покажите на карте Валаам.
Учитель русского языка:
Вернувшись в Петербург, художник представил свои работы, среди которых были настоящие шедевры: «Пейзаж с охотником. Остров Валаам»
«Вид на острове Валааме. Местность Кукко»
- А вам понравились картины, написанные Шишкиным на Валааме?
- Какие чувства они вызвали? О чём вы думали, когда смотрели на них?
- Где же находятся живописные произведения знаменитых художников?
- А какие известные музеи вы знаете?

- Но мы с вами сейчас отправимся в столицу нашей Родины.
Учитель географии:
- Как называется главный город нашей страны?
- Правильно, Москву мы и посетим сейчас, потому что там находится один из главных музеев мира – Третьяковская галерея. Именно в нем можно увидеть картину Шишкина, которую каждый из нас знает с детства.
Учитель русского языка:
- Посмотрите на картину.

- Кто знает, как она называется? («Утро в сосновом лесу»)

- А история её создания такова: однажды ранним утром пошел Шишкин в лес. Ночной туман едва расступился. Первые лучи солнца только начали проникать в чащу. Идет художник, как всегда, на всякие маленькие и большие чудеса смотрит: на деревья-великаны, цветы да разных лесных обитателей. То мухомор больно уж красивый нарисует, то ствол еловый, весь мхом заросший, то травку какую-нибудь кудрявую углядит и сейчас же на карандаш. Шел-шел, и не заметил, как забрел в глухую непролазную чащу. Вдруг видит: впереди просвет. Глянул Шишкин сквозь ветки, да и обомлел!

- Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Что (кого) увидел художник? Что заставило его оторопеть от изумления?
- Фигуры медведей написал друг И. И. Шишкина художник Константин Аполлонович Савицкий. (Карточка с фамилией художника помещается на доске.)
- Что делают медвежата?

-Какие прилагательные можно подобрать, чтобы рассказать о медвежатах?
- Кто ещё изображён на картине?
- А что вы можете рассказать о матери-медведице?
- На каком дереве изображены медвежата?
- Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали:

-Как называется картина, которую вы видите на экране?
-Кто её автор?
-Кто изобразил на ней медведицу и медвежат?
-Где находится картина?
Учитель географии:
- А теперь отправимся в Петербург в Русский музей, где находятся около 30 картин Ивана Ивановича Шишкина. И среди этих полотен – главная картина художника, картина-завещание «Корабельная роща», которую он спешил написать, как бы предчувствуя свой уход из жизни.
-Покажите на карте г. С-Петербург?
Учитель русского языка:
Давайте вместе с русским писателем 19 века Иваном Буниным зайдем в этот прекрасный корабельный лес, а поможет нам в этом народный артист России Борис Ветров.

Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

- Как вы думаете, почему картина называется “Корабельная роща»?
- Наверно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. Пройдет немного времени, и многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.
Вот и подошел к концу наш урок.

-О ком был наш урок?
- Что И.И. Шишкин любил больше всего на свете изображать на своих полотнах?
-Где родился Шишкин?
- Самые известные картины, где находятся?

- Природе какой страны посвятил своё творчество Иван Иванович Шишкин?
















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.