12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Напалкова Галина Николаевна441
Работаю в общеобразовательной школе учителем коми языка и коми литературы. Люблю путешествовать и узнавать новое.
Россия, Коми респ., пст Шэръяг
4

Материал на всероссийский конкурс для школьных учителей на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия ко Дню народного единства. Тема занятия: «1000–летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси».

МОУ Шэръягская основная общеобразовательная школа.





Конспект воспитательного занятия с использованием ЭОР.

Класс: 6.

Тема занятия: «1000–летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси».









Разработчик:

Напалкова Галина Николаевна,

учитель коми языка и коми литературы МОУ Шэръягской основной общеобразовательной школы.




Тема занятия:

«1000–летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси».

Цели занятия:

- познакомиться с истоками зарождения христианства на Руси.

- познакомиться с личностями: Владимиром.

- работать над воспитанием общерусского самосознания, общности и единства народа, толерантности. 

- развивать кругозор;

- воспитывать уважение к истории родной страны, патриотизм к Родине.

Задачи:

- создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

- воспитание видения духовного  за земными делами человека, любовь к Родине и её святым, желание исправлять свои ошибки и становиться лучше, гордость за своё Отечество и его культурное наследие.

Оформление кабинета:

Репродукции церквей, расположенных на территории Республики Коми;

Книжная выставка, посвящённая тематике занятия. Словари.

Необходимый инвентарь:

Церковные свечи, именные иконки, спички.



Ход занятия.

Вступительная часть. Психологическая разминка (встать в круг).

- Давайте зажжём свечу и наговорим на неё всю негативную энергетику, всё плохое, что случилось с нами на данный момент. (Передавать свечу друг – другу).

- А теперь все вместе задуем её, чтобы всё плохое рассеялось вместе с дымом от свечи. А теперь улыбнёмся друг другу и пожелаем доброго дня и удачи во всём! (Сесть полукругом).

- Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно посвящено, давайте подумаем вместе. Посмотрите на то, как оформлен наш класс. Что вы заметили?

- Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?

- Кто из вас крещён? 

- Как вы думаете, человек, который носит крестик на шее, должен знать и соблюдать какие – то правила поведения? 

- Что вы уже знаете о Крещении? 

- Как звали князя, крестившего Русь? 

- Чтобы вы хотели ещё узнать о Крещении? 

- Значит, чему посвящена тема нашего занятия? ( 2 слайд) 15 июля 1015 г. умер Великий князь Владимир – Креститель Руси. И поэтому 2015 год – это год 1000–летия святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси. Это и есть тема нашего занятия. (3 слайд) Сейчас я вам раздам листочки, на которых записаны вопросы для дискуссии. Вы должны прочитать их и сформулировать цели и задачи нашего занятия.

Вопросы для дискуссии:

1.​ Почему религиозная реформа 980 года закончилась неудачей? Назовите не менее трех основных причин, которые привели к ее провалу.

2.​ Приведите доказательства того, что в конце Х века на Руси сложились условия для принятия веры, основанной на единобожии?

3.​ Какие факторы определили выбор Великого князя Владимира в пользу восточного (византийского) варианта христианства?

4.​ Раскройте сущность понятия «двоеверие». Существовало ли двоеверие на Руси (в России)? Если да, то до какого времени? Свой ответ аргументируйте.

5.​ Определите значение принятия христианства, инициированного Великим князем Владимиром:

5.1.​ для внешней политики и международного положения Руси;

5.2.​ для экономического развития Древнерусского государства;

5.3.​ для государственно-политического развития Древней Руси;

5.4.​ для культуры Древнерусского государства;

5.5.​ для морально-нравственного состояния восточно-славянского общества.

6.​ Согласны ли вы с утверждением, что без знаний о русском православии невозможно понять глубинный смысл русской культуры? Если да, то приведите аргументы в защиту этого утверждения


2. Что такое Крещение?

- А что обозначает это слово «Крещенье»?

- Вот в словаре Даля написано, что Крещенье – это 1. христианское таинство приобщения к церкви. 2. Церковный праздник, в память крещения Спасителя.

- А как у вас происходило таинство Крещенья?



- Почему 3 раза окунают человека в воду? 

- Крещение (греч. слово – погружение) – 3 раза погружается человек в воду, в знак того, что 3 дня совершалась для нас благодать Воскресения. Сразу после Крещения человека одевают во всё новое и белое. Так как он перерождается заново, становится другим человеком. А каким, как вы думаете?

3. В чём смысл Крещения?

- Смысл Крещения состоит в том, что из купели выходит новый человек, желающий жить по новым христианским законам. Всего их 10. Назовём самые основные, их 5:  (4 слайд).

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 

2. Не убивай. 

3. Не кради. 

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. 

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д. 

Нет в мире другой такой страны, где столько золотых куполов устремляются в небо, где колокольный перезвон согревает душу, где в самой природе все дышит истинной верой - Православием. Золотая Русь! Святая Русь! Русь Православная. (5 слайд)

И, как у любой православной души, есть у нашей Родины - матушки свой крестный. Владимир Святославич, Владимир Святой, Владимир Креститель, Просветитель русского народа и, наконец, Владимир Красное Солнышко – великий Киевский князь, который, безусловно обладая непостижимым пророческим даром, выбрал для своей страны единственно верный путь на многие лета вперед – принять Христианство как общую государственную религию.

4. Крещение Руси.

Владимир стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). (6 слайд)

Родился князь киевский согласно летописям приблизительно в 960 году. Отцом его стал могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простая рабыня Малуша, бывшая в услужении у княгини Ольги, ( 7 слайд) из небольшого городка Любеч. Далее летописи повествуют о том, что князя Владимира забрала к себе княгиня Ольга. Он жил под ее присмотром и воспитывался старшим братом матери – дядей Добрыней, который был известен своей силой. (Он- то, наверное, и стал тем самым Добрыней Никитичем, хорошо нам знакомым по русским народным сказкам и былинам) Именно они влияли на характер русского князя Владимира. Они были очень разные. Бабушка ещё до рождения внука окрестилась и приняла христианство. Для этого она специально побывала в Константинополе - главном городе восточной Византии.

Бабушка возила внука на свою родину, на реку Пскову. Там ей было видение - три светлых луча спускались с небес. И бабушка предсказала, что на этом месте будет храм Святой Троицы. Так и вышло. Везде маленький Владимир видел, как любят бабушку, как она приветлива со всеми.

Княгиня Ольга любила внука, учила его вере христианской. Он слушал бабушку, но авторитетом для него, конечно, прежде всего, был отец. С ним он бывал и в походах, и на княжеских пирах. Закаляя тело, защищая Русь, Владимир мало заботился о своей душе. Понятие греха как будто не касалось его. После смерти отца, борясь за престол, Владимир не остановился даже перед братоубийством.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, (8 слайд) Олегу  Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?»  насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по

совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем. (9 слайд)

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка). Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Коварно убил брата Святополка, взял в жёны жену его Рогнеду. Увы, таковы были нравы в дохристианской Руси.

С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками. (10 – 11 слайды)

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон  поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот»,  рассказывает летопись. (12 – 13 слайды)

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

(14 слайд)

Летописи и жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения.

Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали  на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах». Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных. (15 слайд)

То, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение, конечно же, не случайно. (16 слайд)

Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи и родичи восточных славян  поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божием на своем родном языке. Славянское богослужение, священные и богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, первоучителями славян, и их учениками,  все это давало возможность христианству укорениться на Руси, стать со временем поистине родным для народа. (17 слайд)

Крещению Руси предшествовали такие события: в 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. Он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя: до сих пор еще не одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. (18 слайд)

В 988 году Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Здесь надо заметить, что когда Анна приплыла в Корсунь, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, что если он поспешит с крещением, то вновь обретёт зрение. Князь и в самом деле прозрел, как только был совершён обряд крещения. (19 слайд)

После возвращения Владимира в Киев (989 год) начинается крещение

народа.

Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им самим за несколько лет до этого. «Придя в Киев, повелел Владимир кумиров ниспровергнуть: одних изрубить, а других огню предать. Перуна же повелел привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием… Когда же тащили его к Днепру, оплакивали его неверные люди, ибо не приняли еще святого крещения».

Князь повелел сплавить идола вниз по течению Днепра. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян. Летопись приводит слова, с которыми Владимир обратился к своим подданным: «Если кто не придет завтра на реку  богат ли, или убог, или нищий, или раб  да будет противник мне». Крещение киевлян происходило в водах реки Почайны, притока Днепра. Совершали таинство священники «царицыны» (то есть приехавшие на Русь с царевной Анной) и «корсунские» (то есть привезенные князем из Корсуни).

(20 слайд)

Христианизация Руси растянулась, по крайней мере, на несколько десятилетий. Первоначально новая вера утвердилась в Поднепровье и некоторых (прежде всего княжеских) городах. Не везде этот процесс происходил мирно. Так, в Новгороде, судя по свидетельствам поздних источников, имели место кровавые столкновения между представителями княжеской администрации и местным населением. (21 слайд)

Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно,  едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной или нищий, не могущий ходить?” И тем раздавать все, что им нужно»,  рассказывает летописец. Его милостыни бедным не знали меры. «Красным Солнышком»

прозвал Владимира русский народ. (22 слайд)

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета, и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие. (23 слайд)

Владимир стал возводить храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Де​сятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников. (24 слайд)

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко  легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли.

Князь Владимир скончался в сельце Берестовом близ Киева 15 июля 1015 года.

Русские люди начали чтить память своего Крестителя уже в XI веке. А причисление князя Владимира к лику святых происходит в XIII веке. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско.

5. Дискуссия.

- А теперь давайте подискутируем. А что такое «Дискуссия»?

- В «Толковом словаре» записано, что «Дискуссия» - это спор, обсуждение какого – нибудь вопроса.

- А вначале давайте обговорим правила Дискуссии:

1. Не кричать друг на друга.

2. Не обзываться. Уметь выслушать собеседника.

3. Приводить точные аргументы, подтверждающие ваши ответы.

4. Не отмалчиваться.

- Итак, приступаем к дискуссии. (25 слайд)

6. Рефлексия.

- Нет тех, кто не знал бы того, кто крестил

Русь-матушку, дал ей живительных сил.

Хоть не было просто народ убедить

Оставить язычество, заново жить,

Сумел заработать людскую любовь,

Спасая Россию за разом раз, вновь.

И солнышком Красным запомнил народ

Того, кто дал Книге в России почёт.

- О ком эти строки? Что нового узнали о Крещении Руси? (26 слайд)

Историки назвали князя Владимира Великим, Церковь – святым равноапостольным, а  народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру– воплощение истинной красоты и благодати.

Великий князь Владимир - гонитель христиан, язычник,  мститель, он превращается в воина Христова, в смиренного раба Божия.

7. Итоги мероприятия.

- Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего мероприятия вы все стали хоть немного добрее, чище духом. Ведь истинно верующий человек должен соблюдать хотя бы вот эти 5 заповедей: (27 слайд)

1. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 

2. Не убивай. 

3. Не кради. 

4. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. 

5. Возлюби ближнего своего, как самого себя и т. д. 

- А теперь давайте вновь зажжём нашу свечу, встанем ближе друг к другу и, передавая её друг другу, будем называть по одному качеству, которого нам пока не хватает.

- Прикоснитесь все к свечке и загадайте, чтобы все эти качества у вас вскоре появились, и задуем вместе свечу.

- У каждого человека есть свой ангел – хранитель. Чаще всего в роли такого хранителя выступает вот такая именная иконка. Она должна быть у каждого человека для того, чтобы оберегать от всего плохого. Вот такого ангела – хранителя я и хочу преподнести тому, кто более всего сейчас нуждается в нём.

- Я надеюсь, что наше занятие было для вас интересным и полезным. Все ли цели и задачи, поставленные перед занятием, мы выполнили?

- Давайте поблагодарим друг друга за активное участие в дискуссии и на занятии. До новых встреч!



Приложения:

Вопросы для дискуссии.

1.​ Почему религиозная реформа 980 года закончилась неудачей? Назовите не менее трех основных причин, которые привели к ее провалу.

2.​ Приведите доказательства того, что в конце Х века на Руси сложились условия для принятия веры, основанной на единобожии?

3.​ Какие факторы определили выбор Великого князя Владимира в пользу восточного (византийского) варианта христианства?

4.​ Раскройте сущность понятия «двоеверие». Существовало ли двоеверие на Руси (в России)? Если да, то до какого времени? Свой ответ аргументируйте.

5.​ Определите значение принятия христианства, инициированного Великим князем Владимиром:

5.1.​ для внешней политики и международного положения Руси;

5.2.​ для экономического развития Древнерусского государства;

5.3.​ для государственно-политического развития Древней Руси;

5.4.​ для культуры Древнерусского государства;

5.5.​ для морально-нравственного состояния восточно-славянского общества.

6.​ Согласны ли вы с утверждением, что без знаний о русском православии невозможно понять глубинный смысл русской культуры? Если да, то приведите аргументы в защиту этого утверждения.




Фрагмент из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру

В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…»

Выступление Президента России В.В. Путина на торжественном приеме по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2015 г.

Ваше Святейшество! Уважаемые гости! Коллеги, друзья!

В эти дни Россия, весь православный мир отмечают праздник Крещения Руси.

Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. Наш общий долг – чтить этот судьбоносный этап развития России. И сегодня здесь собрались представители органов власти, гражданских объединений, иерархи Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, представители всех традиционных религий России, которая, как великое государство, строилась на многонациональной и многоконфессиональной основе.

В церковную традицию, в память народа Крещение Руси навсегда вошло с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Тысячелетие его преставления вновь позволило осознать масштаб его личности как выдающегося созидателя Руси, всю значимость его решения для будущих поколений, осознать неразрывность нашей многовековой истории, нерушимую связь с заветами предков.

Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации.

Принятие христианства было основано на глубокой любви князя Владимира к родному Отечеству, на его серьезных духовных размышлениях, на поиске единого начала, способного сплотить народ и объединить разрозненные земли.

«Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее», – говорит «Повесть временных лет». Прекратив междоусобицы, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства.

Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока.

В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплоченности и солидарности со всем миром. Федор Михайлович Достоевский назвал все это «всечеловечностью».

Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия святого крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии.

Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех ее народов, ко всем традиционным религиям России.

http://www.verav.ru/common/mpublic.php ?num=2725

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном приеме

в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2015 г.

Житие святого князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей. Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного.

Избрав благочестивый образ жизни, начав повсеместное строительство храмов и церквей, демонстрируя неизменную заботу о дружине, о простых людях, об убогих и даже о преступниках, мудрый правитель, прозванный в народе Красное Солнышко, доказал своим подданным, что правда Божия и жизнь по Христову евангельскому закону неизмеримо выше человеческой славы, почестей и богатств. Но не только святое крещение принимает князь Владимир от посланников Константинополя и духовенства Корсуни. Как мы помним из летописей, в поисках силы, красоты, истины киевский князь еще прежде анализировал и оценивал различные духовные традиции и сформировавшиеся на их основе культуры. Для своего народа, для укрепляющейся Руси он выбирает высокие идеалы византийской государственности и книжности. В ту историческую эпоху не было более развитой культуры и государства, чем в Византии. Стремление уподобиться этой образованнейшей христианской стране на века вперед определило путь развития и нашего Отечества. Таким образом, религиозный выбор русского правителя был еще и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации. Замечательно, что эти принципы, которые, конечно, как в семени, были заложены во времена князя Владимира, и сегодня процветают, давая возможность существования и мирного развития нашей страны.

Таким образом, благодаря принесенному на Русскую землю христианскому учению, а также эстетике, появились шедевры, такие как творения Рублева, Дионисия, уникальные ансамбли русских монастырей и кремлей, лиризм русской православной молитвы и церковных песнопений. Церковный же пласт культуры в свою очередь стал основой для культуры светской, подарившей миру плоды трудов Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова и многих-многих других, которых перечислить невозможно.

Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине и Церкви, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии за родную землю в многочисленных войнах и потрясениях.

Если во внешнем отношении принятие христианства позволило войти новообращенному народу в семью христианских государств, то, с точки зрения изменений в самом человеке, истина Христова, по мысли выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, обратила человека к его внутреннему миру и тем самым способствовала росту национального самосознания.

Деяния князя Владимира и его личность становятся особенно актуальными на фоне происходящих сегодня в нашей стране и за ее пределами событий. И хотя сегодня на территории исторической Руси существуют независимые государства, у их народов, верю, есть желание быть едиными духовно. Ибо в основе нашей жизни одна вера, избранная святым князем Владимиром, тем человеком, который и сформировал контуры великого евразийского государства, на территории которого ныне существуют независимые страны. Особенно ясно это нужно осознавать, говоря о духовном единении братских народов, вышедших из одной крещальной купели, – народов России, Украины и Белоруссии.

Все мы знаем, что во всяком научении лучше всего работает только добрый пример. Не могут быть успешными грядущие поколения, если их предшественники не оставили им образец для подражания. Таковым стал для нас святой князь Владимир. С ним связывается в наших народах память об обретении истины, через которую для целой цивилизации стало возможным приобщиться к богатейшему духовному опыту.





Использованная литература:



1. Интернет ресурсы (помогли при создании презентации);

2. Детская библия;

3. Выль кӧсйысьӧм коми кыв вылын;

4. История России для детей и взрослых. М.: Белый город, 2009.

5. Даль В.И. Иллюстрированный Даль: дополнительный том «Толкового словаря живого великорусского языка»/ под ред. Бутромеева В.П. – М.: Белый город, 2008.

6. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 27.10.19 в 04:40 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы познакомиться с заявленной презентацией!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.