12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кушнарева Татьяна Николаевна59952
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
39

Материалы для уроков географии «Географические особенности мира, глазами великих художников»

Очень часто на своих уроках географии я обращаюсь к полотнам великих русских художников, и от этого урок становится увлекательным и интересным. Описание картин природы позволяет учащимся углублять свои знания по географии, вызывает желание выразить свои мысли в яркой и увлекательной форме.

Произведения русской пейзажной живописи передают нам изображения природных явлений и объектов, тем самым позволяют изучать эти объекты и явления.

Репродукции картин можно использовать на разных этапах урока и с разными целями:

- до объяснения темы, как средство формирования первоначальных представлений;

- для создания проблемных ситуаций;

- после объяснения соответствующего вопроса или темы и выполняет роль иллюстрации;

- по ходу объяснения темы, как средство формирования географических понятий.

Мною создано несколько диафильмов с картинами русских художников для изучения таких тем, как «Литосфера – каменная оболочка Земли», «Мировой океан», «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

При знакомстве с темой «Литосфера – каменная оболочка Земли» учащиеся знакомятся со строением земной коры, с причинами процессов, которые происходят на поверхности Земли, изменением её облика. Рельеф нашей планеты очень разнообразен, а, чтобы лучше познать отдельные его формы, учащимся помогают картины художников: Архипа Ивановича Куинджи, Алексея Саврасова.

ДИАФИЛЬМ «Рельеф в живописи»

 


Диафильм 1
MP4 / 14.07 Мб

 

 

 

Очень интересно изучение географической темы «Мировой океан».  Познавательны картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Море», «Штиль», «Океан», «Среди волн», «Всемирный потоп» Художник вошел в историю искусства как великий маринист – мастер изображения моря.

 

ДИАФИЛЬМ «Морские пейзажи»

 

Диафильм 2
MP4 / 14.1 Мб

 

 

 

«Атмосфера – воздушная оболочка Земли», в ходе изучения данной темы обращаюсь к произведениям великих русских художников.  В их картинах можно увидеть изображения всех атмосферных явлений: грозу, метель, туман, пыльные бури, сильный ветер, дождь, облака и другие. Художники в своём творении показывают, как изменчива природа, они передают своё отношения к этим явлениям, например, картины А.М. Васнецова «Вьюжит. Метель. Старая Москва», «Сумрачный день», «Облака», картины И.Л. Левитана «Перед грозой», «Хмурый день», «Дождливый вечер».

 

ДИАФИЛЬМ «Изменчива погода в картинах художников»

 

Диафильм 3
MP4 / 15.79 Мб

 

 

 

В 8 классе изучение «Природных зон России», можно сопровождать просмотром картин:

 

Арктическая пустыня -  Александра Борисова «Весенняя полярная ночь» (1897 г.)

 

 

Источник изображения: http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/40/7835.jpg

 

Тундра - Александра Борисова «На Мурмане близ гавани» (1896 г.)

 

 

Источник изображения: https://www.tg-m.ru/img/mag/2018/3/art_60_08_07.jpg

Лесотундра - Василия Переплетчикова

 

«Михайловское озеро Архангельской губернии после дождя» (1907 г.)

 

 

Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/p/perepletchikov/img/6.jpg

Тайга - Аполлинария Васнецова «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891 г.)

 

Источник изображения: http://www.artsait.ru/art/v/vasnecovA/img/9.jpg

Лесостепь - Михаила Клодта «Волга под Симбирском» (1881г.)

 

 

Источник изображения: https://img3.goodfon.ru/original/2000x1116/f/90/zhivopis-kartina-holst-peyzazh.jpg

Степь - Алексея Саврасова «Степь днем» (1875 г.)

 

Источник изображения: https://i.pinimg.com/originals/b4/65/09/b46509d118c7cb64bff52c83d93bdf7d.jpg

Пустыня и полупустыня - Николая Рериха «Корабль пустыни (Одинокий путник)»

 (1936 г.)

 

 

Источник изображения: https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/060/215411.jpg

Субтропики - Ивана Айвазовского «Вечер в Крыму. Ялта» (1848 г.)

 

Источник изображения: https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2017/03/18/regnum_picture_1489837664342228_normal.jpg

Художественные произведения представляют собой ценность не только как произведения искусства, они важны как исторический архив географической ИНФОРМАЦИИ.

Художественные пейзажи являются основой зрительных впечатлений. Использование их на уроках географии, позволяют направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.

Материалами можно воспользоваться не только на уроках географии, но и на уроках изобразительного искусства.

 

Желаю успехов!

 

 

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (61)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 24.03.19 в 15:59 7Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и полезный ресурс!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 24.03.19 в 16:02 7Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо вам огромное!!!! Первый положительный отзыв дорого стоит!!!! Мне очень, очень приятно!!!!!!!!!!!
Ватолина Светлана Анатольевна, 24.03.19 в 16:03 8Ответить Пожаловаться
Спасибо за отличный материал, Татьяна Николаевна!!! Очень понравилась подборка репродукций картин и диафильмы!!! В избранном!!!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 24.03.19 в 16:06 7Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, ваш отзыв, ваша оценка для меня очень важна. Это ваше направление и отзыв профессионала, для меня ценен. Спасибо за поддержку!!!!
Ирина Анатольевна, 24.03.19 в 20:41 5Ответить Пожаловаться
И я себе отложила, интересный материал.
Кушнарева Татьяна Николаевна, 24.03.19 в 20:50 5Ответить Пожаловаться
Используйте, всегда двумя руками "ЗА!!!!!"
Ивлиева Наталия Алексеевна, 24.03.19 в 16:11 8Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, спасибо Вам за великолепный материал! В школе очень нравились уроки географии! Так что ваши публикации всегда смотрю с большим интересом! Всё у Вас подобрано со вкусом и точно! Молодец!!!
Кушнарева Татьяна Николаевна, 24.03.19 в 16:21 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна! Сама несколько лет назад параллельно с географией преподавала ИЗО, так уж сложилось(не было учителя на тот момент), межпредметные связи помогают. Порой на уроках своим пятачкам даже что-то рисую на доске, да и детям предлагаю, им нравится, материал усваивается легко, а это главное.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 24.03.19 в 16:45 8Ответить Пожаловаться
Татьяна Николаевна, согласна, что межпредметные связи помогают! На уроках геометрии мои пятиклссники любят рисовать! Темы часто "перекликаются".
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.