Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» (4 класс)

4
0
Материал опубликован 2 November 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/Моисеенко И.Н./

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Отрадненская ООШ»

_____________/Шевцова Е.А./

«__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Отрадненская ООШ»________ /Бударов А.В./

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Смотрю на мир глазами художника»

общеинтеллектуальное направление

4 класс

 

 

Разработана:

учителем начальных классов

Атращенковой Анной Анатольевной

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд. 2-е, -М.:Просвещение)

Малиновка

2016

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Ученик научится»

Личностные результаты:

эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.

Метапредметные результаты:

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Предметные результаты:

различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты:

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

уважительно относиться к труду людей;

понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий, как своего региона, так и страны, и уважать их.

Метапредметные результаты:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги);

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;

прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Предметные результаты:

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах.

Тема, количество часов

Планируемые результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Живопись

цветовосприятию через выполнение ряда заданий на приёмы работы с цветовым пятном.

навыкам получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразитель­ности, освоит цветовые контрасты.

изображать сюжетные компо­зиции, пейзажи, натюрморты, природные объекты, сказоч­ных персонажей в технике живописи.

участвовать в коллективном обсуждении творческих работ

Графика

владеть знаниями о языке выразительности графики,

использовать знакомые графические приёмы работы,

выполнению творческих заданий на передачу перспек­тивы, выразительности тоновых пятен, их контраста.

работе с цветными карандашами, решению образных задач на передачу игры света.

рисовать без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.

освоить новые графические материалы (уголь, сангина, мел в различ­ных их сочетаниях).

изображеть цветы, растения, деревьея, пейзажи, натюрморты, портреты в графике.

Скульптура

новым знаниям и навыкам — работе над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластили­новой плиты около изображения, т. е. получение двух уров­ней в изображении.

выполнению творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины)

находить образ в общей пластической массе.

работать над рельефом

Аппликация

работать с но­выми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только кон­тур будущего изображения, но и само цветовое пятно.

новому приёму использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученного от вырезания основной фигуры.

соединять на плоскости цветовые пятна с целью получить позволит получить новые художественные обра­зы

изображать пейзажи, предме­ты быта, фантастических животных и растений из засушен­ных листьев.

Бумажная пластика

навыкам работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги.

работе над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

создавать образы танцующих фигур, фигур в движении.

Работа с природными материалами

выполнению тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят ком­позиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.

оформлению уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.

Организация и обсуждение выставки детских работ

обсуждать достигнутые ре­зультатов, подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результа­те восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства.

в процессе обсуждения высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной вырази­тельности изобразительного искусства.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

4 класс

Содержание
предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Формы организации
учебных занятий

Живопись (11ч.)

Цели и задачи курса. Основы цветоведения. Живописные техники. Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения. Родственные цвета. Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета

Теплохолодность цветовой палитры. Изображение уголка леса. Изображение доброго и злого сказочного образа. Образ дерева. Натюрморт с натуры. Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предметы (форма, размер, цвет, характер, детали). Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Осваивать приемы получения живописного пятна без использования палитры.

Оценивать результат деятельности, сравнивать с образцом, корректировать

Практическое занятие.

Графика (10ч.)

Линии на плоскости. Круг, квадрат,прямоугольник. Линия в пространстве

Рисунок шара. Рисунок куба. Техника печати «сухой кистью». Создание графических образов. Рисование без отрыва от плоскости. Рисование без отрыва от плоскости. Чёрное и белое. Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу»

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) иллюстрации, зачем и какими изобразительны-ми средствами поль­зуются художники для решения своих задач. Использовать разные типы линий, контраст темного и светлого пятен. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла.

Практическое занятие.

Скульптура (4ч.)

Наши друзья животные. Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк».

Птицы в полёте. Виды декоративного узора

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание). Подбирать материал для выполнения изделия. Анализировать изделие. Планировать последовательность выполнения поставленной задачи под руководством учителя.

Практическое занятие.
 

Аппликация (4ч.)

Работа над сюжетной аппликацией.

Предметная аппликация.

Объёмная аппликация

Декоративная аппликация

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Практическое занятие.

Бумажная пластика (2ч.)

Работа приёмом закручивания

Работа над приёмом сминания

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой (отрезать, надрезать, складывать, проглаживать,) правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону, правила соединения деталей изделия при помощи клея.

Практическое занятие..

Работа с природным материалом (2ч.)

Найди свой образ

Цветок из дерева

Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Осмысливать значение бережного отношения к природе.

Практическое занятие.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1ч.)

Оценивать полученный результат деятельности. Анализировать свою деятельность. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность

Выставка работ

Тематическое планирование

4 класс

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Живопись

11

5,5

5,5

2

Графика

10

4,5

5,5

3

Скульптура

4

1,5

2,5

4

Аппликация

4

 

4

5

Бумажная пластика

2

1

1

6

Работа с природным материалом

2

 

2

7

Организация и обсуждение выставки детских работ.

1

0,5

0,5

 

ИТОГО

34

13

21

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

 

 

п/п

Плановые

сроки прохождения

Тема учебного занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

Воспитательная работа

план

факт

Живопись (11ч.)

1.

01.09

 

Цели и задачи курса. Основы цветоведения

Основные и дополнительные цвета.

Этюд букета цветов с натуры.

Воспитание интереса (мотивации) к изобразительному искусству;

использование полученных умений в практической деятельности и повседневной жизни.

2.

08.09

 

Живописные техники.

Изучение способов наложения красок по сырому или просохшему листу.

Рисование осенних листьев

3.

15.09

 

Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.

Особенности рефлекса в живописи.

Этюд апельсина на голубой скатерти.

5.

29.09

 

Контраст и нюанс цвета.

Яркость цвета

Контраст и яркость цвета

Составление композиции

«Зеленный лягушонок

в зеленом болоте».

6.

06.10

 

Теплохолодность цветовой палитры.

Теплохолодность

Цветовой этюд с

различным цветовым решением.

7.

13.10

 

Изображение уголка леса.

Изготовление наглядной таблицы

Творческие этюды.

8.

20.10

 

Образ дерева

Различные породы деревьев, особенности освещения.

Этюд лесного пейзажа по представлению.

9.

27.10

 

Изображение доброго и злого сказочного образа

Способы передачи эмоционального состояния человека

Изображение сказочного героя по представлению.

10.

10.11

 

Натюрморт с натуры.

Крынка и яблоко.

Составление композиции.

Натюрморт с натуры.

Крынка и яблоко.

11.

17.11

 

Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном.

Передача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Натюрморт по представлению

Графика (10ч.)

12.

24.11

 

Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоугольник.

Линии на плоскости

Рисование круга, квадрата, прямоугольника

Воспитание эстетического отношения к красоте окружающего мира.

13.

01.12

 

Линия в пространстве

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображаемая глубина листа.

Рисование линий в пространстве

14.

08.12

 

Рисунок шара.

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом.

Этюд красного яблока.

15.

15.12

 

Рисунок куба.

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

16.

22.12

 

Техника печати «сухой кистью»

Изучение техники печати «сухой кистью»

Изображение животных и кроны деревьев на картоне

17.

12.01

 

Создание графических образов

Создание графических образов

Изображение портрета человека с использованием толстой и тонкой линий.

18.

19.01

 

Рисование без отрыва от плоскости

Работа гелевой ручкой.

Изображение пейзажа.

19.

26.01

 

Рисование без отрыва от плоскости

Работа гелевой ручкой.

Изображение цветов

 

20.

02.02

 

Чёрное и белое

Основы графики

Изображение гор чёрным цветом

21.

09.02

 

Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу»

 

Изображение природы только чёрной карской

Скульптура (4ч.)

22.

16.02

 

Наши друзья животные

Анализ общего строения животного

Живописные этюды

Воспитывать умение видеть проявления прекрасного в произведениях скульптуры

23.

02.03

 

Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк»

 

Составление композиции с произвольным разноплановым расположением фигур животных

24.

09.03

 

Птицы в полёте.

Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Лепка птиц.

25.

16.03

 

Виды декоративного узора

Виды декоративного узора

Лепка декоративного узора, украшений

Аппликация (4ч.)

26.

23.03

 

Работа над сюжетной аппликацией.

 

Выполнение аппликации «Букет сирени»

Воспитание эстетического отношения к красоте окружающего мира.

27.

30.03

 

Предметная аппликация.

 

Выполнение аппликации «Петрушка»

28.

06.04

 

Объёмная аппликация

 

Выполнение аппликации «Как Баба Яга Деду Морозу помогла»

29.

13.04

 

Декоративная аппликация

 

Выполнение аппликации «Снежинки»

Бумажная пластика (2ч.)

30.

20.04

 

Работа приёмом закручивания

Приём закручивание.

Выполнение работы «Кошка»

Воспитание эстетического отношения к красоте окружающего мира.

31.

27.04

 

Работа над приёмом сминания

Приём сминание

Выполнение работы «Мимоза»

Работа с природным материалом (2ч.)

32.

04.05

 

Найди свой образ

 

Нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой

Воспитание эстетического отношения к красоте окружающего мира.

33.

11.05

 

Цветок из дерева

 

Выполнение работы из срезов дерева «Цветок»

 

34.

18.05

 

Итоговый контроль (тестирование)

Выставка работ

Подводится итог работы каждого участника кружка

Организация выставки работ, обсуждение лучших работ

 

Итоговое тестирование

Ф.И._______________________________________

Расшифруйте пословицу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?» (перечислите цвета радуги)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие произведения искусства хранятся в музеях? (стрелочкой найти соответствия)

Изображение человека                                                      Архитектура

Изображение природы                                                       Натюрморт

Изображение «неживых» предметов                               Пейзаж

Лепка человека или животного                                       Дизайн (декор)

Украшение предметов                                                      Скульптура

Проекты зданий                                                                Портрет

3. Подчеркните музеи изобразительного искусства

Эрмитаж,  цирк,  Третьяковская галерея,  кинотеатр,  Лувр,  музей имени Крамского,  Русский музей

4. Выберите из перечисленных ниже промыслов три промысла народной игрушки и подчеркните их:

Хохлома,    Дымково,    Жостово,    Филимоново,  Каргополь,   Гжель.

5. Выполнить практическое задание: выполнить работу «Птица» средствами: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования (по выбору).

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации