Урок геометри по теме «Медиана, биссектриса, высота треугольника» (7 класс)
Урок по теме «Медиана, биссектриса, высота треугольника»
Разработала учитель математики МБОУ СОШ №2 с. Александров-Гай Уразова Ольга Владимировна
Предмет -геометрия, класс-7
Учебник -Геометрия7-9, Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.
Урок формирования нового знания.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие медиана, биссектриса, высота треугольника |
3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение выполнять построения высоты, биссектисы, медианы |
2 уровень — построение по алгоритму. |
|
Регулятивные |
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном |
2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
|
Познавательные |
закрепляют навыки и умения применять построение элементов трегольника в новых условиях |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные |
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные |
формировать внимательность и аккуратность при выполнении построений, требовательное отношение к себе и своей работе. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
1 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация повторения основных элементов треугольника. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
2 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. |
3 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений |
Показать построение медиан, высот и биссектрис на различных моделях. |
Организация и контроль за действиями обучающихся |
Работают в группах над поставленными задачами |
15 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
2 |
|
6. Применение знаний и умений в практических заданиях |
Показать применение знаний на практике |
Организация исследовательской деятельности |
Поиск путей решения проблемы |
10 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль усвоения, самооценка, взаимооценка |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество усвоения материала |
Учащиеся анализируют свою работу и работу своих одноклассников в группе по листам самооценивания. |
4 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение оценивать труд другого человека Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку других. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Получить количественную оценку работы |
Принимает итоги работы групп, оценку организации урока |
Учащиеся заполняют рефлексивную мишень |
5 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке, организацию урока. |
9. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
3 |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.(наличие инструментов ит .д.) У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания и взаимооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании урока вы оцениваете себя и своих товарищей путем выставления оценок. Работать на уроке вы будете в группах. Урок мы начнем со слов Блеза Паскаля «Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным». |
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания |
2. Актуализация знаний |
Давайте вспомним с какой геометрической фигурой мы работали последние уроки. Назовите элементы треугольника. Можете ли вы дать еще какую-либо информацию о треугольнике? |
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. |
3. Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока |
Есть ли в треугольнике неизвестные вам элементы? (Учитель показывает модель треугольника, на котором проведены три отрезка-медиана, высота и биссектриса и просит обучающихся назвать данные элементы). Что же вы будете изучать на уроке? (презентация слайд 2-4). |
Ученики дают свои ответы. Использую презентацию-разгадав ребусы ученики выводят тему урока. Формулируют задачи на урок. |
3. Этап изучение нового материала. |
Для знакомства с понятиями -медиана, биссектриса и высота вам необходимо выполнить задания маршрутного листа. (приложение 1) |
Учащиеся в группах получают маршрутные листы и выполняют предписания, используя учебник. |
Этап первичное осмысление и закрепление знаний |
Итак, подведем первые итоги работы. Объясните, как провести медиану, биссектису, высоту треугольника. Посмотрим на это в презентации (слайд 5-7). Подберите рифму к новым понятиям (приложение 2). Эти стихи помогут вам запомнить новые определения. (слайд 8-10). А теперь выясните-какими еше свойствами обладают медиана, биссектриса и высота треугольника. (Исследовательская работа -маршрутный лист часть 2) |
Учащиеся дают свои ответы.Проверяют свои выводы путем просмотра презентации. Выполняют исследовательскую работу, делятся своими выводами, приходят к общему решению.
|
Физпауза |
5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем. Возьмитесь за руки и почуствуйте теплоту и поддержку своего соседа по группе. Не расцепляя рук-потяните их вверх, назад, к центру стола, сделайте наклон вправо, влево. |
Учащиеся повторяют действия. |
Этап применения изученного материала на практике |
Мы продолжаем наш урок следующим стихотворением. У кошки маленький котеночек подрос. Каждая группа получает каркасную модель пирамиды, нитки, ножницы, бумагу, пластилин. Ваша задача без транспортира, линейки «провести» медиану, биссектрису и высоту в любом выбранном вами треугольнике данной модели. |
Учащиеся делают вывод о необходимости проверить полученные знания на практике. Обучающиеся пытаются найти решение проблемы используя весь «подручный материал», развивают свою смекалку, находчивость, практическую сметливость.
|
Рефлексия.Этап подведение итогов. Домашнее задание. |
Итак, вернемся к началу урока и вспомним слова известного французского математика. Смогли ли мы на уроке воплотить его слова вжизнь? На ваших столах лежат «мишени» для оценивания урока. (приложение 3) Если урок достиг цели: вам было интересно, понятно, вы получили что-то новое-то оцениваете ближе к центру мишени, в противном случае-дальше. Заполните и листы оценивания вашей работы на уроке.
Домашнее задание: п. 17 -выучить определения. № 103, по рабочей тетради .т №63 |
Ученики заполняют «мишень», сдают карточки самооценивания. Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы. |
Приложение 1
Приложение 1
Маршрутный лист группы №3
Часть 1
Работа по учебнику |
Работа в тетради |
1) Прочитать пункт 17. |
1) Записать тему урока |
2) Найти определение медианы |
2) записать опред медианы |
3) Найти определение биссектрисы |
3) записать опред биссектрисы |
4) Найти определение высоты |
4) записать опред высоты |
К каждому рисунку подписать соответствующее название, обозначив предварительно треугольники и отрезки, проведенные в них.
Сравнить результаты с одноклассниками своей группы.
Найти правильное решение.
Выполнить данные чертежи в рабочих тетерадях с обозначениями, записать дано: к каждому чертежу.
Сравнить свои результаты с образцом на доске. Если ошибся-исправь.
Часть 2
Исследовательская работа
1.Разбейтесь в группе по парам.
2.Каждая пара выбирает из заготовок на парте один цвет и проводит соответствующие построения в треугольниках, используя геометрические инстументы-линейку , транспортир:
а) зеленые треугольники-провести все высоты
б) красные- провести все биссектрисы
в) желтые треугольники-провести все медианы.
3.На основе выполненных построений и наблюдений -записать в тетрадь вывод.
4.Поделиться своими выводами с товарищами по группе.
Приложение 2
Приложение 2
Подберите рифму :
Медиана-
Биссектриса-
Высота-
а) лошадь, б) жемчуг, в) крыса, г) хвост кота, д) обезьяна, е) медведь.
Приложение 3
Ольга
Горбачева Вера Александровна
Богуславская Светлана Владимировна
Котухова Любовь Павловна