Нестандартный урок геометрии «Треугольники» (7 класс)
Форма урока: Практическая работа.
Тема: «Треугольники».
Цель:
1. Расширить‚ углубить знания по данной теме.
2. Развития творческих способностей учеников путём решения нестандартных заданий.
3. Побуждать ребёнка к поиску нестандартных решений.
Ход урока:
Добрый день всем!!!
Сегодня мы выполним практическую работу по теме: «Треугольник».
Девиз: Треугольник он герой,
У него всего по три,
Три стороны и три угла
И вершины тоже три,
Три медианы, высоты
И биссектрисы тоже три
Его не повторить нельзя
Он герой сегодняшнего дня.
Цель нашего урока:
1. Расширить, углубить знания по данной теме.
2. Развивать творческие способности, путём решения нестандартных заданий.
З.Применить наши знания и умения на практике.
На уроке мы должны будем повторить изученные определения и
теоремы. Равные фигуры. Медианы. Биссектрисы. Высоты.
Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник‚
Равносторонний треугольник и его свойства. Окружность.
На первом этапе, вы могли сделать с помощью бумаги поделки, игрушки,
а оказывается при помощи бумаги можно решать задачи. Чем мы и будем заниматься на практических работах. А для начала я хочу познакомить вас со старинной задачей профессора Нила «Козы и овцы».
То есть, сегодня мы поработаем в основном с бумагой, используем её для решения задач.
Работать мы будем на рабочих листах. Подпишите рабочие листы, пожалуйста.
2.В самом начале изучения темы вы познакомились с определением равных фигур. Какие фигуры называются равными?
Ответы: (Две фигуры называются равными, если их можно совместить наложением).
При решении задач в тетради мы этого сделать не можем, но у нас есть возможность сделать это на практическом занятии. Из ваших фигур выберите равные фигуры и разложите на парте.
Ребята выполняют задание.
З.Возьмите треугольник бежевый.
Путём перегибания получить биссектрису. Объяснить, как вы это сделали.
Дети объясняют.
Путём перегибания получить медиану. Объяснить, как вы это сделали.
Дети объясняют.
Путём перегибания получить высоту. Объяснить, как вы это сделали.
Дети объясняют. Приклеивают на свои рабочие листы.
4. Возьмите треугольник голубой.
Путём перегибания бумаги определите вид треугольников.
Какой треугольник называется равносторонним. Как вы это определили?
Дети объясняют. Приклеивают на свои рабочие листы.
5.Работаем с разносторонним треугольником:
Задания:
Разрезать на два равных треугольника; доказать, что они равны.
По какой линии мы разрезали треугольник?
Какие свойства можно вывести из рассматриваемой фигуры?
Дети отвечают:
-Каждая из высот разделяет треугольник на два совпадающих
при наложении, прямоугольных треугольника;
-Они делят стороны пополам и перпендикулярны к ним.
-Они проходят через одну общую точку.
Приклеивают на свои рабочие листы.
Разрезать на четыре равных треугольника: доказать, что они равны.
Приклеивают разрезанный треугольник на свои рабочие листы.
6. Возьмите фигуру
Отрежьте от неё треугольник или два так, чтобы можно было
сложить прямоугольник.
Найдите площадь получившегося прямоугольника.
Получившиеся прямоугольник приклеивают на свои рабочие листы.
Находят площадь получившихся прямоугольников, делают записи на рабочих листах.
Задание №7
Задание №8
Задание №9
Задание №10
Эти задания я взяла из материалов для подготовки к ЕГЭ.
Если на экзамене вы забудете формулу площади треугольника‚ трапеции, ромба. Вспомните эту практическую работу и попробуйте мысленно разрезать вашу фигуру и сложить новую.
11. Из третьего признака равенства треугольников следует‚ что
треугольник это жёсткая фигура. Посмотрим, что это означает.
Возьмём две рейки, два конца скрепим. Это конструкция не является жёсткой, мы спокойно можем менять угол. Если мы возьмём третью рейку и скрепим её с концами первых, то получим конструкцию - тpeугольник, он будет уже жесткий. В нём нельзя сдвинуть или раздвинуть никакие стороны, нельзя изменить ни один угол. Если бы это получалось, то мы получили бы новый треугольник неравный данному, но это невозможно так, как новый
треугольник равный данному по третьему признаку равенства треугольников.
Это свойство широко используется на практике. Чтобы закрепить столб в вертикальном положении, к нему ставят подпорку, такой же принцип используют при установки кронштейна.
12. Чтобы построить окружность на местности, нужно воспользоваться верёвкой.
Давайте попробуем это сделать.
Дети пробуют делать.
13. Я хочу познакомить вас с ещё одной задачей головоломкой,
которая называется тетрафлексагон.
Задача заключается в том, чтобы путём сгибания бумаги
получить на лицевой стороне одинаковые треугольники с одинаковыми
цифрами, только с 2, или с 3, или с 4.
14.На память о нашей практической работе я хочу подарить всем
по головоломке-задачке, которые вы дома попробуете решить.
15. Итог урока.
Треугольник он герой,
У него всего по три,
Tpи стороны и три угла
И вершины тоже три,
Три медианы, высоты
И биссектрисы тоже три
Его не знать никак нельзя,
Oн герой сегодняшнего дня.
Сдавайте все свои роботы на проверку.
Оцениваю работы ребят на уроке.
Задаю домашнее задание:
Попробовать решить задачу профессора Нила « Козы и овцы».
Всем большое спасибо за урок!
Ольга
Дзюрич Елена Алексеевна