Урок геометрии в 7 классе по теме «Биссектрисы, высоты, медианы треугольника»
Урок по геометрии в 7 классе:
"Биссектриса, медиана и высота треугольника"
Кудымова Ольга Валерьевна ,
учитель математики МАОУ «СОШ № 70» г. Пермь
Цель урока геометрии: развивать внимание, усидчивость, логическое мышление. Но для успешного урока, по мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации. Нестандартные способы организации уроков пробуждают интерес и живое участие школьников. Современные дети больше времени проводят за компьютером и на уроках больше сидят, на переменах тоже сидят, мало общаются, мало двигаются, поэтому я разработала урок по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника” в активно-двигательном режиме обучения. При разработке данного урока я учитывала в первую очередь, чтобы на уроке была реализована двигательная активность детей, организована работа в группе. В классах коррекционного обучения детей не много, но у каждого из них своя история.
Кто-то учится неплохо, кто-то совсем слабый. Но общая черта у всех – быстрая утомляемость. Поэтому буквально каждые 7-10 минут нужно делать маленькие «перерывчики-отвлекалочки». И арсенал социо/игровых приёмов обучения очень кстати.
Цели урока:
Образовательные – повторение, обобщение и проверка знаний по теме: “ Медиана, биссектриса и высота треугольника ”; выработка основных навыков.
Развивающие – развить внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое мышление, математическую речь.
Воспитательные - посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, взаимовыручке, самостоятельность.
Задачи урока:
Формировать навыки в построении медианы, биссектрисы и высоты треугольника без помощи масштабной линейки, транспортира и чертежного треугольника.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
приветствие;
отметка отсутствующих;
Проверка готовности к уроку.
Разминка
Упражнение «Встать по количеству пальцев»
(концентрация внимания, работа в команде»
Учитель стоит спиной к классу и поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и сосчитав вслух до трех, произносит «Замри», поворачивается к классу. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.
2. Разбивка на команды.
При подготовке к уроку подобрала три плотные цветные обложки от исписанных тетрадей по математике. На обратной стороне каждой крупно написала определения медианы, высоты, биссектрисы треугольника и разрезала каждую карточку на смысловые части. На уроке все части перевернула картинками наверх и перемешала. Каждый из учеников вытягивал по одной части и искал свою команду, объединяясь с теми, кому достались части, необходимые для составления целой картинки. Так у нас образовалось три команды. Команды выбрали себе место, всё приготовили и спокойно уселись.
Теперь каждой группе необходимо придумать название своей команды, используя буквы определения.
Все задания для дальнейшей работы я давала через сменных посыльных, которых каждая команда выбирала самостоятельно и каждый раз – новых. Так что в течение урока всем пришлось походить и не один раз!
Актуализация опорных знаний
3.Каждая группа должна подготовить иллюстрацию в тетради (работать стоя, при готовности сесть) своего определения. Прочитать свой вариант фразы каким-то особым способом. Выполнение занимает минуты три.
4. Через посыльных команда получает конверт с фигурками треугольников (виды треугольников должны быть разными). Учащимся предлагается построить биссектрису, и медиану треугольников. (На заранее приготовленных листочках, не в клетку). Нужно без чертежных инструментов построить медиану остроугольного треугольника. Построить медиану тупоугольного треугольника. Построить медиану прямоугольного треугольника. Построить биссектрису остроугольного треугольника. Построить биссектрису тупоугольного треугольника. Построить биссектрису прямоугольного треугольника.
По готовности команда встаёт. Из каждой команды выходит один из учеников и рассказывает как было выполнено это задание.
5. Посыльные от команды получают по листу ватмана. Задание: написать на ватмане элементы треугольника, виды треугольников, сделать чертежи без чертежных инструментов, с использованием подручных материалов. Составить несколько вопросов по теме.
Через минут семь после начала работы с ватманами объявляю , что начинаю считать до 20. Когда досчитаю – работе конец. Размеренно и негромко начинаю вести «отсчёт». По сигналу команды меняются местами. И на ватмане соседей начинают отвечать на вопросы и делать чертежи к тексту.
Через какое-то время – когда, работа подходит к завершению – опять начинаю вести «отсчёт». И опять команды поменялись местами.
6. Команды вернулись на свои места. К своим ватманам с вопросами. К которым соседи приписали ответы. Всем выдала красные ручки. Команды начали искать и исправлять ошибки. Потом все ошибки посчитали. На доске написали название команды и под ними — количество допущенных ею ошибок. Это был счёт игры.
7. Через новых посыльных команды получают задание с карточкой: Среди треугольников изображенных на рисунке:
Найдите треугольники, в которых проведены высоты.
Найдите треугольники, в которых проведены медианы.
Найдите треугольники, в которых проведены биссектрисы. После того как команда выполнила задание она встает.
8. Команды меняются местами по часовой стрелке. Когда команда заняла место другой, начинают проверять с обоснованием. Подсчитывают количество правильных ответов. Записывают количество на доске.
Подводим итоги.
Ну и конечно подсчитываем баллы.
Команда набравшая больше всех очков получает оценку «отлично». Другим предлагаю совместным голосованием выбрать самого активного в команде – ему ставится оценка «5», остальным – «4».
Домашнее задание: Составить предложение со словами: высота, медиана, урок, вечер или нарисовать подсказку по изученному материалу или составить кроссворд.