Статья «Медиаобразование в современной школе: необходимость и перспективы»
Медиаобразование в современной школе: необходимость и перспективы
Авторы: Сизикова Ириа Викторовна — учитель информатики,
Стефанович Ольга Анатольевна — учитель русского языка и литературы,
ГБОУ гимназии № 278 имени Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В современном мире медиа стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения, ценностей и поведения людей. Поэтому важно, чтобы дети и подростки умели критически оценивать информацию, которую они получают из различных источников, и могли использовать её для своего развития и образования.
Одним из важных направлений воспитания молодежи является формирование личностной медиакультуры. Развитая медиакультура личности предполагает прежде всего актуализированную способность к адекватному восприятию, критического анализа, обоснованного оценивания разнообразной медиа-продукции, а также способность как к созданию собственных медиа-текстов, так и в творческой интерпретации, переосмысления переструктурирования существующих. Медиакультура личности – это понимание социокультурного и политического контекста закономерностей функционирования медиа в современном мире. Процесс формирования медиакультуры личности будет осуществляться прежде всего благодаря введению специального медиаобразовательного курса в школьную программу, внеурочной форме работы с обучающимися или благодаря другим медиапроектам.
Сейчас медиакультура как общественный феномен производства медиа-продукции, опосредованный средствами массовой коммуникации, и ее потребление массовой аудиторией составляют медиатизованное пространство, создает новую среду обитания, новую реальную действительность. Современное развитие средств массовой коммуникации, и мультимедийных частности, обусловливает образование новых форм жизнедеятельности человека, новый опыт общения и сосуществования.
Традиционные медиа - радио, телевидение, видео и особенно новейшие мультимедийные средства - открывают огромные возможности для пользователя потребителя медиа-продукции:
выбирать и прослушивать большое количество радиоканалов, смотреть множество телеканалов благодаря спутниковой связи;
записывать, хранить и копировать как для многократного восприятия, так и для тиражирования аудио, визуальную, аудиовизуальную информацию, которая нравится;
останавливать и возвращать назад звук, изображение, звуковое изображение с целью более детального восприятия, лучшего осознания смысла информации или обновления эстетического переживания, удовольствия;
получать дополнительную информацию, консультацию в интерактивном режиме;
осуществлять дистанционное обучение.
Кроме того, информатизация медиатизация искусства дает возможность приобщиться любому к шедеврам мировой культуры. Доступные фото-, видеокамеры позволяют актуализировать, развивать творческий потенциал в области видеокультуры. Благодаря современным технологиям можно создавать собственные компьютерные фильмы, энциклопедии, сайты, блоги, виртуальные фотоальбомы и тому подобное. К тому же расширяются неограниченные информационные горизонты, делает созданную информацию доступной для большого круга пользователей.
Медиаобразование — это процесс обучения и воспитания, направленный на развитие медиаграмотности, критического мышления и творческого потенциала личности с помощью средств массовой коммуникации. Оно включает в себя изучение истории, теории и практики медиа, а также формирование навыков анализа, оценки и создания медиатекстов.
Школа является одним из основных институтов социализации детей и подростков. Она должна готовить их к жизни в информационном обществе, где медиа играют важную роль. Медиаобразование помогает учащимся:
Понимать, как работают медиа и какие цели они преследуют;
Разбираться в различных жанрах и форматах медиатекстов;
Выявлять манипулятивные приёмы и стереотипы, используемые в медиа;
Создавать собственные медиапродукты и выражать свои мысли и чувства через них.
Цель медиаобразования - формирование теоретической базы знаний учеников по основам медиа-грамотности и получение практических навыков эффективного и безопасного взаимодействия с информацией, полученной из медиа-источников, в том числе с учетом использования средств современных информационно-коммуникационных технологий в повседневной практической, в том числе учебно-познавательной, деятельности обучающихся и их межличностном общении; начала основ их медиа-культуры, выражение себя в современном медиа-пространстве.
К теоретической базе знаний относятся: знания по социальной психологии по эффективной коммуникации, опосредованной экранными медиа-текстами; основы медиа-психологии информационного воздействия; элементы киберпсихологии и медиа-гигиены.
Практические навыки включают: критическое мышление и медиа-коммуникативную компетентность.
Информационно-коммуникационные технологии, как индивидуальные (мобильная связь), так и массовые (интернет), значительно расширили коммуникативные возможности человека. Средства массовой коммуникации создают условия для становления самостоятельного, критического мышления, современного мировосприятия, эстетического сознания, навыков художественного анализа продукции медиа-искусства.
Этот перечень преимуществ эволюционного развития средств массовой коммуникации можно продолжить, но понятно, что медиа сегодня действительно является средством освоения мира в его коммуникативных, интеллектуальных, психологических, художественных и многих других аспектах.
Однако все эти положительные возможности не реализуются автоматически. Средства массовой коммуникации позволяют активизировать знания, полученные в ходе традиционного обучения, но в то же время могут засорять сознание информационным шумом, перегружать память, подавлять воображение, шаблонизировать мышление, искажать волевой развитие ребенка. Чтобы избежать рисков и актуализировать положительный потенциал медиа, ребенка нужно готовить к эффективному взаимодействию с информационным пространством. Формирование медиа-культуры личности взрослого поколение должно обеспечить развитие познавательных интересов, адекватного, художественного и творческого восприятия, критического мышления, творческих способностей детей и молодежи благодаря средствам медиа и на материале медиа.
При этом нужно учитывать, что постоянное усложнение медиапространства приводит к возникновению нового медиа-ландшафта, нового медиа-порядка и меняет медиакультуру в целом. Создавая особое информационное пространство, многочисленные медиа влияют на формирование социальных, нравственных, художественных, эстетических ценностей и интересов личности, становятся важным фактором влияния на его сознание, мировоззренческие позиции.
Когда цифровые медиа выходят из-под контроля законодательных органов, особое значение приобретает такая необходимость, как воспитание компетентности потребления медиа-продукции, обеспечения базовой медиа-грамотности и населения.
Развитие медиаобразования имеет большое значение для будущего нашей страны. Оно способствует формированию информационной культуры, развитию критического мышления и творческих способностей учащихся. Это, в свою очередь, может привести к повышению качества образования, снижению уровня агрессии и насилия в обществе, укреплению демократии и гражданского общества.
Таким образом, медиаобразование является важным элементом современного образования. Оно помогает детям и подросткам стать активными участниками информационного общества и использовать медиа для своего развития и самореализации.