Медиаобразовательные технологии на уроках РКИ. «Вместе весело шагать по просторам...» Паронимы. Омонимы.
АГЕНТСТВО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО
Медиаобразовательные технологии на уроках РКИ.
«Вместе весело шагать по просторам...»
Паронимы. Омонимы.
Автор методической разработки:
Мухитдинова Дилноза Рустамовна,
учитель русского языка и литературы
Ташкент,2023
«Мы поставили цель стать конкурентоспособным государством. Отныне каждый выпускник школы, лицея, колледжа и вуза должны знать в совершенстве минимум два иностранных языка», – заявил президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. В республике будет организовано обучение минимум 10 иностранным языкам, среди которых есть и русский язык [1: 1].
Узбекистанские ребята, для которых русский язык не является родным, первостепенно для успешного продвижения должны овладеть речью. Однако без овладения специфики языковых явлений выработать речевые умения и навыки сложно. Большинство нерусских детей начинают осваивать русский язык только в школе, в то время как родным языком все люди овладевают задолго до начала обучения в школе.
К сожалению, программы для обучения билингвов в русскоязычных классах, принятые на уровне Министерства образования пока отсутствуют; дополнительного оплачиваемого времени для организации индивидуальной работы с билингвами не предусмотрено; суть проблемы многими учителями и администрацией пока подробно не рассматривается и т.п.
Вторая проблема, с которой сталкивается учитель русского языка в разноязычном классе, — это разный уровень владения русским языком, поэтому учителю необходимо в учебном процессе совмещать методики преподавания русского языка как родного и неродного. Однако обучение русскому языку в полиэтнических классах именно таким образом невозможно, так как учащиеся и учитель работают по программе «русский язык как родной», и требования к уровню подготовленности учащихся на определенном этапе обучения начинают предъявляться одни и те же.
1.При обучении русскому языку как неродному нужна словарная работа (слово (слова) дня) – основное средство расширения словарного запаса учащихся. Эффективными являются упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые усваиваются непроизвольно, в процессе работы с ними. Упражнения:
словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова, образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом),
составление тематических групп (выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды и т.п.),
включение данного слова в словосочетание ( подберите к данному существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное, подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать - что?, встретиться - с кем?, рисовать – чем? и т.п.),
введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с данным словом.
2. «Комплексный анализ текста» (обогащают словарный запас, изучают средства художественной выразительности, формы речевого этикета).
Предтекстовая, текстовая, послетекстовая работа.
3.Также при адаптации данных учебников для школьников Узбекистана должно быть равновесие в использовании элементов краеведения и страноведения.
4. Проектная деятельность (в каждой четверти).
Обучение русскому языку как иностранному (и для национальной школы, и для русской школы) имеет свои особенности, отличающие его от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей). При обучении РКИ медиатекст и медиаобразовательные технологии являются тем аспектом преподавания, которые развивают навыки чтения, слушания, письма, говорения, и воспитывают личность, а также помогают обучающимся понять лингвокульторологический компонент языка и социокультурную среду. Медиатексты закрепили свою позицию эффективного образовательного инструмента.
Тема: «Вместе весело шагать по просторам...» Паронимы. Омонимы.
10 класс
Цели: формирование представлений о дружбе как важнейшей нравственной ценности; усвоение лексического понятия «паронимы», «омонимы»;
Задачи:
Образовательные: формирование умений разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова; использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, омонимы, исправление лексических ошибок).
Воспитательные: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к слову; самостоятельность, формировать нравственные качества.
Развивающие: развивать интерес к русскому языку как иностранному, уметь строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, логическое мышление. учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиваться сотрудничества для сбора и поиска информации;
Тип урока: изучение нового материала
Методы урока: словесный, практический
Ресурсы: учебник, электронная доска, таблица, презентация, видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=uXwfshsyJD4) https://www.youtube.com/watch?v=Zd0yXmB_10Q
Планируемые результаты:
личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к нравственным понятиям.
метапредметные: умение определять понятия, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
предметные: умение решать задачи на применение формул, применять полученные знания на практике.
План урока
1. Организационная часть — 1 мин.
2. Этап актуализации знаний — 3 мин.
3. Этап мотивации — 6 мин.
4. Основная часть урока — 25 мин.
5. Рефлексия — 5 мин.
6. Подведение итогов. Домашнее задание — 2 мин.
Ход урока:
Настоящий друг везде верен, в счастье и беде,
Уильям Шекспир
1.Организационный этап
Приветствие учителя и создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха.
2. Этап актуализации знаний
Фонетическая зарядка:
Учитель (или один из сильных учеников) показывает ребятам карточки, ученики называют слог и слова.
«со», «сё», «сэ», «се», «сы» - сова, сёстры, сэндвич, сера, сыр
«ла», «ло», «лу», «ли», «лы» - лампа, ложка, лупа, лиса, лыжи
Этап актуализации знаний проводится с помощью игры «Спрятанное слово».
с | п | б | ю | к | а | д | ж |
ц | ч | н | э | т | м | и | я |
к | д | р | у | ж | б | а | х |
в | о | п | н | э | ф | е | щ |
Просмотр видеоролика (до 01.00 мин)- https://www.youtube.com/watch?v=Zd0yXmB_10Q
Актуальность: чем больше времени проходит, тем чаще мы задаемся вопросом, в чём проявляется истинная дружба? Как важно иметь настоящих друзей, особенно тех, кто появился в молодости. Ведь часто именно эти друзья остаются верными на всю жизнь.
3.Этап мотивации
На данном этапе можно использовать прием “ЗНАЮ. ХОЧУ УЗНАТЬ. УЗНАЛ”.
Знаю (З) | Хочу знать (Х) | Узнал (У) |
Дружба | Почему́ челове́ку нужны́ бли́зкие друзья | Заполняется в течение урока |
Синонимы, антонимы | Омонимы, паронимы | Заполняется в течение урока |
1.Зачем человеку нужна дружба?
Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать цель урока.
4.Основная часть урока
Работа с учебником
1.Чтение текста Д. Лихачёва о дружбе. (стр.13 )
Ответить на вопросы:
1) Дружба. В чём она проявляется? Какова роль дружбы в жизни человека?
2) Молодость. Необходимо ли сохранять всё лучшее, что было в молодости? Почему?
3) Одиночество. Почему человеку нужны близкие друзья?
2. Работа с таблицами - правила «Омонимы», «Паронимы» (стр.14)
Объяснить значение каждого слова с переводом на родной язык.
дружеский — относящийся к другу, принадлежащий, свойственный ему, характеризующий отношения друзей. | дружественный — (офиц.). Взаимно благожелательный, основанный на дружелюбии, выражающий расположение (преимущественно о государствах, народах и отношениях между ними). | дружный — связанный дружбой, взаимным согласием, происходящий одновременно, согласованно. |
Выполните задание. Найдите соответствие.
№ 1.
- Почему необходимо говорить дружеская встреча, а не дружественная? (Потому что эти слова разные по значению. Дружеский – относящийся к другу, дружественный – основанный на дружелюбии).
- Как называется ошибка неверного употребления рассмотренных слов? (Смешение паронимов.)
3.Вместо точек вставьте нужные омонимы. Вспомните другое значение. Составьте словосочетание и запишите его.
1) Тебе надо хорошо отдохнуть, у тебя усталый …
2) Вчера у моих родителей была серебряная свадьба. У них очень счастливый …
3) Не волнуйся, всё будет хорошо! Говорят, нервные … не восстанавливаются.
4) Зелёный … нужно есть весь год: он такой полезный!
5) Моему дедушке 70 лет. У него богатый жизненный …
6) Я купила очень красивое платье: чёрное с серебристым …
Слова для справок: клетка, лук, отлив, побег, пачка, брак, вид, опыт, пора, союз.
4.Вместо точек вставьте суффиксы –Н– или –СК–. Объясните разницу в значении паронимов.
соседний – соседский
сосед…ий дом, сосед…яя школа, сосед…ее здание, сосед…ий сын, сосед…ая собака, сосед…яя улица, сосед…ий завод, сосед…ее купе, сосед…ое имущество, сосед…ие куры.
№ 2.
Пауза релаксации (здоровьесберегающие технологии).
Учащимся предлагается выполнить несколько упражнений под музыку (гимнастика глаз).
Словарная работа
Соедините слово с его значением (родной язык)
Слово | значение |
учредить (что?) | mujassamlash |
Вдохновить (кого? на что?) | bardoshlik |
нравственная ценность | birdamlik |
привлечь | mustahkamlash |
толерантность | Ilhomlanmoq |
солидарность | axloqiy qadriyat |
воплощение | tashkil etish |
укрепление | jalb qilish |
1.Игра «Кто быстрее»
Один учащийся называет страну, а остальные учащиеся народ.
Кто живет в Узбекистане? – Узбеки.
Кто живет в Казахстане? – Казахи.
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы
Работа в команде.
Обсудите в классе ситуацию.
Однажды мама заглянула на страничку сына в социальной сети и очень сильно удивилась. Она узнала, что у него 287 друзей…
Возможно ли такое? Неужели может быть столько друзей?.. Как вы думаете?
Работа в паре.
Стратегия «Графический органайзер»
Каждая пара работает над лексическим графическим органайзером
Искренний, ценность, окружение, беречь, приобрести.
Представитель каждой пары объясняет значение слова и часть речи
5. Рефлексия
https://www.youtube.com/watch?v=YaB7ddH5Xn0
Автор считает, что каждый должен стремиться окружить себя близкими людьми, иметь друзей, чтобы не чувствовать себя одиноким на земле. Одинокий человек никогда не будет счастливым. Дружбу во все времена считали величайшей нравственной ценностью. Только вместе можно добиться согласия, создать нормальные условия для существования всех людей, которые хотят сделать мир лучше.
Ребята зачитывают заполненные листы “ЗНАЮ. ХОЧУ УЗНАТЬ. УЗНАЛ”.
6.Домашнее задание:
1. Всем учащимся.
Стратегия «РАФТ»
Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?(от себя)
А – аудитория. Кому вы будете писать? (другу)
Ф – форма (рассказ, диалог, эссе, письмо).
Т – тема. Какова его основная идея? (Что такое настоящая дружба?)
2. Индивидуально.
Прочитать стихотворение В.Высоцкого «Песня о друге».
Устно рассказать о том, каким, на самом деле, должен быть настоящий друг: используя ПОПС-формулу. Можно нарисовать образ горы, которая символизирует трудности и испытания, через которые проходят люди.
Использованная литература:
1.Речь Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2021/05/06/mirziyoyev-sosleduyushchego-goda-znaniye-inostrannyx-yazykov-budet-obyazatelnym
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Антонова В. Е. Дорога в Россию : учебник русского языка (элементарный уровень) / В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых. − СПб. : Златоуст, 2013. – 334 с.
4. Борисова Е. Г. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка) : учеб. пособие / Е. Г. Борисова, А. Н. Латышева. − М., 2003
5. Ретинская Д.В. Технологии медиаобразования как средство достижения
метапредметных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС:
учебно-методическое пособие /Д.В. Ретинская. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО»,2018. - 57 с.
6. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. Ростов н/Д : ООО «ЦВВР»,2001. С. 26.
7. Чеснокова М.П., Методика преподавания русского языка как иностранного; Второе издание, переработанное, МОСКВА МАДИ,
2015 г- 133 с.
8. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/01/07/