Технологическая карта урока литературы «Два пути на Блудово болото, или Вместе весело шагать...» (6 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Туголукова Елена Николаевна
Класс: 6А, 6Г
Предмет: литература
Тема урока: «Вместе весело шагать!» (Две дороги на Блудово болото по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Место урока в изучаемой теме: второй урок по теме
Цель урока: 05.04.16 на уроке литературы сформулирована учащимися 6А , 6Г класса необходимость внесюжетных элементов в тексте сказки-были «Кладовая солнца» Пришвина М.М. (пейзажа, легенды о сосне и ели, сказочных элементов) под руководством учителя по заданным параметрам.
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||||
1.Организа ционный (приветствие) |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку
Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке! А ведь приветствовать друг друга можно по-разному! Поздоровайтесь со мной по-английски! По-немецки! А по-глухариному?! |
Hello! Gutten Morgen! Тэк-тэк! |
Приветствие учителя, настрой на работу |
|||||||||||||
2.Постановка цели урока |
Введение в урок, целеполагание |
Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока Я хотела написать на доске тему урока, но не успела! Помогите мне ее восстановить! А вы знаете, откуда эти слова? Какое настроение должно им сопутствовать? Предлагаю и нам отправиться в путешествие по страницам книги с задорным, бодрым, весёлым настроением! Улыбнитесь друг другу! И в добрый путь! |
Конструирование предложений из хаотично разбросанных слов «Вместе весело шагать!» |
Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Слова из песни советских лет. Наверное, веселое, задорное, бодрое! |
|||||||||||||
3.По следам домашних заданий |
Создание ситуации успеха |
«Опросик» (фронтальная работа с классом) Какому ремеслу обучился Митраша? Как зовут корову в хозяйстве ребят? Какое милое прозвище получила Настя? Какое милое прозвище получил Митраша? Как называется город, в окрестностях которого находится село ребят? Как зовут петуха в хозяйстве ребят? Как называется болото, где созрела полезная ягода? Какая, кстати, ягода? На сколько лет Митраша моложе сестры? Как зовут козу в хозяйстве ребят? Кто сегодня молодец? Кто доволен своей работой? Нарисуйте радостный смайлик на полях! Индивидуальная работа у доски в парах. Необходимо заполнить таблицу, ответив на вопрос: «Что взяли дети с собой в лес?» Какой предмет лишний? Герою какого произведения он принадлежит? Какие, с точки зрения Митраши, Настя берёт с собой лишние вещи? Как она это объясняет? |
Обучающиеся в тетрадях отвечают на вопросы учителя письменно, затем обмениваются ими и осуществляют взаимопроверку по заданным параметрам. Столярное, изготовление посуды, бондарство Зорька Золотая курочка Мужичок в мешочке Переславль-Залесский Петя Блудово Клюква На 2 года Дереза На доске висят листочки с надписями и именами детей. Распределить, какие предметы с собой берут дети.
Туесок - лишний. Он принадлежит главному герою рассказа «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева Настя собирается так, как отправилась бы в путь её мама; а Митраша так, как папа |
Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Исследование условий учебной задачи, осуществление взаимоконтроля «5» - 9-10 правильных ответов «4» - 7-8 правильных ответов «3» - 5-6 правильных ответов «2» - 1-4 правильных ответа Исследование условий учебной задачи, осуществление контроля работы одноклассников |
||||||||||||
4. Интрига |
Создание проблемной ситуации |
Организация диалога обучающимися с помощью эвристической беседы по тексту Что появилось на экране? Как этот предмет связан с нашими героями? Где и при каких обстоятельствах мы уже встречались с вами с такими камнями-предсказателями и путеводителями? Что при встрече с такими камнями в сказках делают герои? Какие пути есть у наших героев? Предлагаю составить карту пути Насти (девочки) и Митраши (мальчики). Почему Настя выбирает проверенный, исхоженный людьми путь, а Митраша рискованную тропинку? Почему дети не смогли договориться? Какая легенда приходит на ум автору? Как думаете, зачем он её рассказывает? Почему от Лежачего камня детей сопровождает такой унылый пейзаж? Зачитайте его! Какие художественные приемы использует автор? |
Решение учебной задачи обучающимися. Лежачий камень. Именно возле него происходит ссора: дети расходятся, каждый своей дорогой. С каждым из них случается беда. В сказках, конечно! Обдумываю т путь и принимают решение Настя выбирает надежную, исхоженную людьми дорогу, хоть и дольше по неё нужно идти. А Митраша рискованный, опасный, но быстрый путь. Легенда о сосне и ели. Именно в этот момент дети расстаются, покидают друг друга. Природа словно предостерегает их, предупреждает об опасности. Олицетворение, эпитеты, метафора |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
|||||||||||||
5.Движение темы |
Введение в тему урока |
Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы Какая беда приключилась с Митрашей на пути? (подробный выборочный пересказ) Выберете краски, чтобы проиллюстрировать этот эпизод. Объясните свой выбор. Какие опасности подстерегают Настю на пути? Почему лось не признал в ней человека? Почему дети попали в беду? Как можно было бы избежать неприятностей? |
Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного материала) Выборочный подробный пересказ Тёмные, мрачные Гадюка (физическая опасность); жадность (душевная опасность, т.к. девочка теряет человеческий вид) Ссора, отсутствие взаимопонимания, невозможность договориться, услышать друг друга привели к беде каждого из детей. Оставшись вместе, дети избежали бы неприятностей. |
Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
||||||||||||
6.Рефлексия |
Создание проблемной ситуации |
Постановка проблемного вопроса Почему же сегодняшний урок был назван именно так? Как ещё вы могли бы его назвать? Какие чувства остались от урока? А вы попадали в неприятные ситуации на природе? Расскажите о них! |
Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения. |
Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание |
Самооценка |
||||||||||||
7. Запись и объяснение Д/З: подробный выборочный пересказ (история собаки Травки) письменная работа « Опасный случай на природе» (по желанию) |