Статья на тему «Медиативный подход и его возможности в начальной школе»
Статья на тему
«Медиативный подход и его возможности в начальной школе».
Выполнила: Исхакова Мария Васильевна
Чтобы научить детей разрешать споры ненасильственными методами, снова и снова приходиться устраивать «разбор» конфликтов. Тогда у детей формируется навык, как это делать самим. Проводить такую медиацию конфликтов в начальной школе могут как классные руководители, так и школьные психологи.
Многие конфликты между школьниками скрыты от глаз взрослых - ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт урегулировать сложнее, чем «по горячим следам», к тому же он чреват серьезными последствиями.
Когда разгорается конфликт, обычно в фокус внимания попадает наиболее яркое событие - например, один из участников конфликта ударяет другого. Нужно разыскать первопричину - можно, спрашивая каждого из участников.
Результат бесед по следам происшедших конфликтов в значительной мере зависит от того, как они протекают. Доверительная обстановка и непредвзятость в обсуждении помогут ребенку осмыслить происшедшее и развивать осознание, понимание и контроль своего поведения.
Если упорно искать виноватого, ребенок от страха и растерянности едва ли будет в состоянии вести откровенный разговор. Пресловутый вопрос «кто начал первым?» в этой связи мало помогает. Более правильно предложить для начала каждому ребенку изложить свою версию происшедшего, и, если есть несовпадения, задать каждому уточняющие вопросы, помогающие привести в соответствие обе «картинки».
Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее.
Для обстоятельного разговора нужны время и удобное помещение. Если времени мало, лучше немного отложить и найти более удобное время, чтобы его хватило для завершения обсуждения.
Необходимо выслушать обе стороны, если конечно кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта – это не судебное заседание. Все участники имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.
Прежде всего нужно выяснить, что привело к конфликту и что предшествовало этому. Не допускать, чтобы дети начали спорить («Не правда, это она первая начала!»). Главное, чтобы они выразили обе точки зрения. На первом этапе уточнить и помочь детям конкретизировать то, что действительно произошло от «она мне все время мешала» - к «она задевала мой локоть при письме»). Далее обобщить сказанное каждым участником.
Спросить поочередно у каждого из участников, как они себя чувствовали во время драки или ссоры, и как они чувствуют себя теперь. Затем нужно обобщить сказанное и предложить детям сделать то же самое. Нужно следить за тем, чтобы они действительно слушали друг друга и проникались чувствами товарища. В некоторых случаях детям может оказаться сложно определить свои чувства. Тогда не нужно фокусировать внимание на это.
Также эффективность разбора конфликта определяется его результатом. Предложения о возможных решениях должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь это им придется реализовывать их. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и потребностям.
Дети, в чьих семьях конфликты улаживаются с помощью авторитета или физической силы, имеют совершенно иное отношение к конфликтам, чем те, в семьях которых это делается мирным путем. Дети учатся выражать свои чувства, формулировать свои желания и потребности, а также усваивают, что конфликт (противоречие) можно разрешить путем переговоров.
Важно помнить: взрослые тоже порой ведут себя агрессивно и провоцируют конфликты с детьми. Работа над конфликтами гораздо эффективнее, если мы не только будем требовать от детей изменить поведение, но и сами пересмотрим своё поведение в конфликтах.