Статья «Новый подход к литературному чтению в начальной школе»

10
1
Материал опубликован 10 March 2019

Никанорова И.В.,

учитель начальных классов

ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Курортный район

Санкт-Петербург

НОВЫЙ ПОДХОД К ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 В  системе  начального  школьного  обучения  начали  реализовываться федеральные  государственные  стандарты  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  нового поколения. 

В результате существенные изменения произошли в технологии обучения чтению в начальной школе:

- Внедрение новых ФГОС НОО потребовало смены существующих концепций процесса обучения. От «знаниевой» технологии к «развивающей». «Развитие» становится главным направление в организации обучающего процесса. В результате произошло изменение самого названия предмета: вместо «чтение» вводится предмет «литературное чтение». Введение нового названия подразумевает, что подразумевает обязательное введение литературоведческой терминологии в урочную деятельность и освоение ее младшими школьниками на теоретическом и практическом уровне, так как в итоговой аттестации в начальной школе по предмету есть задания из этой области. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как

средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка. Традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем. Однако методический опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен в современных учебниках и системах обучения. В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.


 


 

Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:

формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.

При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идет освоение сущностной специфики поэзии.

Литературоведческий словарь читателя – младшего школьника - включает также номинацию компонентов произведения, разновидностей текстов, языковых средств создания художественных образов.

Литературоведческий подход к чтению стал сегодня объективной педагогической реальностью обучения в начальных классах. Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова.

- изменилась и методика работы.

В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.

Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.

При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.

При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.

В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.

- в современной школе необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Младшие школьники – наивные реалисты.

Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения.

Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).

Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность, яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.

Полнота и глубина восприятия зависит от:

степени сложности самого произведения,

прежнего литературного и жизненного опыта читателя,

развития его воображения и чувств,

активности ребенка в процессе чтения.


 

Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.

Выделяют три этапа работы над художественным произведением:

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Задачи первичного синтеза:

- познакомить с конкретным содержанием произведения;

- выяснить эмоциональное воздействие произведения.

Задачи этапа анализа:

- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;

- раскрыть композицию произведения;

- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.

Задачи вторичного синтеза:

- обобщить существенные черты действующих лиц;

- сопоставить героев и оценить их;

- выявить идейную направленность художественного произведения;

- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).


 

Перед ознакомлением с новым художественным произведением необходимо провести подготовительную работу:

Задачи работы:

Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.

Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.

Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.

Приемы подготовки:

1. Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности.

1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей.

2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям.

Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре.

Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу.

2. Формирование правильного типа читательской деятельности (умение прогнозировать содержание текста).

1) работа с заголовком

2) работа с фамилией автора

3) работа с иллюстрацией

4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текста хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок. Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста.

3.Первичное восприятие содержание произведения.

Приемы первичного чтения:

- чтение учителем вслух,

- чтение текста специально подготовленными детьми,

- чтение текста детьми по цепочке,

- комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты),

- использование грамзаписи (для знакомых произведений),

- прием сопоставления различных интонаций,

- чтение на фоне музыки,

- учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация.

4, Анализ художественного произведения

Это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.

Интерпретация – присвоение смысла произведения себе. Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа. Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Авторы сборника рабочих программ УМК «Школа России» совершенно справедливо утверждают, что «в процессе освоения курса литературного чтения у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, строить монологи в соответствии с речевой задачей». В курсе литературного чтения также развивается информационная компетентность — умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.

Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

ЛИТЕРАТУРА.

Ахтырская Е.Н. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.

Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.

Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.- №2.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная статья! Спасибо !

11 March 2019

Похожие публикации