Статья «Новый подход к литературному чтению в начальной школе»
Никанорова И.В.,
учитель начальных классов
ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»
Курортный район
Санкт-Петербург
НОВЫЙ ПОДХОД К ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В системе начального школьного обучения начали реализовываться федеральные государственные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения.
В результате существенные изменения произошли в технологии обучения чтению в начальной школе:
- Внедрение новых ФГОС НОО потребовало смены существующих концепций процесса обучения. От «знаниевой» технологии к «развивающей». «Развитие» становится главным направление в организации обучающего процесса. В результате произошло изменение самого названия предмета: вместо «чтение» вводится предмет «литературное чтение». Введение нового названия подразумевает, что подразумевает обязательное введение литературоведческой терминологии в урочную деятельность и освоение ее младшими школьниками на теоретическом и практическом уровне, так как в итоговой аттестации в начальной школе по предмету есть задания из этой области. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как
средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка. Традиционно знакомство с теоретическими понятиями о литературе как искусстве осуществляется в среднем звене школьного образования. Литературоведение для младших школьников в целом, в качестве раздела обучения, не разработано, то есть не произведена адаптация научных знаний о литературе для усвоения начинающим читателем. Однако методический опыт в этой области накоплен и достаточно ярко представлен в современных учебниках и системах обучения. В частности, в образовательной системе «Школа России» представлен литературоведческий материал.
Задача литературоведческой работы в 1-2 классах:
• формировать у учащихся отношение к литературному материалу как искусству слова, проводить целенаправленные наблюдения над доступными литературными явлениями и осмысливать их.
• При работе со стихотворениями учащиеся изучают этот жанр, находят внешние признаки стихотворения: короткая строка, рифма, ритм; рисуют в воображении мысленные картины, созданные искусством слова, слушают звукозапись поэзии. Помимо формальных признаков стихотворного жанра идет освоение сущностной специфики поэзии.
• Литературоведческий словарь читателя – младшего школьника - включает также номинацию компонентов произведения, разновидностей текстов, языковых средств создания художественных образов.
• Литературоведческий подход к чтению стал сегодня объективной педагогической реальностью обучения в начальных классах. Научные знания в предмете «литературное чтение» необходимы, однако они не самоцель, а средство для восприятия художественного произведения, для становления квалифицированного читателя, приобщающегося к искусству слова.
- изменилась и методика работы.
• В центре внимания ставится образ и авторское отношение к нему.
• Целесообразно знакомить младших школьников с жизнью автора, его взглядами в доступной для ребят форме.
• При анализе важно учить детей понимать идейную направленность художественного произведения.
• При анализе в комплексе рассматриваются форма и содержание произведения.
• В художественном произведении описываются события определенного исторического периода, следовательно, детей с этим периодом нужно познакомить.
- в современной школе необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Младшие школьники – наивные реалисты.
Они воспринимают художественное произведение как реальную действительность, не замечают форму произведения, замысел писателя, художественные особенности произведения.
Дети проявляют два типа отношений к художественному миру произведений (эмоционально-образное – непосредственная эмоциональная реакция, интеллектуально-оценочное, в котором присутствуют элементы анализа).
Задачи учителя: помочь сохранить непосредственность, яркость восприятия и при этом научить понимать глубокий смысл произведения.
Полнота и глубина восприятия зависит от:
• степени сложности самого произведения,
• прежнего литературного и жизненного опыта читателя,
• развития его воображения и чувств,
• активности ребенка в процессе чтения.
Основные этапы работы над художественным произведением в начальных классах.
Выделяют три этапа работы над художественным произведением:
1. Первичный синтез.
2. Анализ.
3. Вторичный синтез.
Задачи первичного синтеза:
• - познакомить с конкретным содержанием произведения;
• - выяснить эмоциональное воздействие произведения.
Задачи этапа анализа:
• - установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;
• - выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;
• - раскрыть композицию произведения;
• - проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.
Задачи вторичного синтеза:
• - обобщить существенные черты действующих лиц;
• - сопоставить героев и оценить их;
• - выявить идейную направленность художественного произведения;
• - оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).
Перед ознакомлением с новым художественным произведением необходимо провести подготовительную работу:
Задачи работы:
• Оживить уже имеющиеся у детей представления о тех объектах и явлениях, о которых пойдет речь в тексте или сообщить новые сведения.
• Вызвать у детей соответствующий характеру текста эмоциональный настрой.
• Объяснить или уточнить значение важных для понимания произведения слов.
Приемы подготовки:
1. Компенсирование несформированности правильного типа читательской деятельности.
1) беседа: используется в том случае, если дети уже владеют знаниями по теме чтения и у них есть читательский опыт. В беседе следует опираться на личный и читательский опыт детей.
2) рассказ учителя: целесообразен тогда, когда тема чтения мало знакома детям.
Иногда нужно сочетать беседу и рассказ, например при ознакомлении с новым жанром былины. Беседуем об устном народном творчестве, об особенностях сказок, рассказываем о былине как особом фольклорном жанре.
Используются загадки, репродукции, картины, слушание музыки. Это создает особую эмоциональную атмосферу.
2. Формирование правильного типа читательской деятельности (умение прогнозировать содержание текста).
• 1) работа с заголовком
• 2) работа с фамилией автора
• 3) работа с иллюстрацией
• 4) вычленение ориентирующих слов: проводится при рассмотрении того, как напечатан текста хрестоматии. Разделен ли на части, есть ли подзаголовок. Нужно учить детей читать первое и последнее предложение текста.
3.Первичное восприятие содержание произведения.
Приемы первичного чтения:
• - чтение учителем вслух,
• - чтение текста специально подготовленными детьми,
• - чтение текста детьми по цепочке,
• - комбинированное чтение (учитель и вызванные ученики читают текст попеременно; учитель выбирает диалоги, описательные отрывки, начало произведения и его заключительные строки, отрывки, наиболее трудные для чтения с технической стороны, содержащие подтекст, кульминационные моменты),
• - использование грамзаписи (для знакомых произведений),
• - прием сопоставления различных интонаций,
• - чтение на фоне музыки,
• - учитель останавливает чтение на кульминационном моменте или на проблемном и предлагает детям подумать о том. Что будет дальше, чем разрешится ситуация.
4, Анализ художественного произведения
• Это средство, помогающее детям более глубоко и адекватно понять смысл произведения. Анализ ориентирован на извлечение объективного смысла, заложенного в текст автором произведения.
• Интерпретация – присвоение смысла произведения себе. Анализ не предусматривает множественности точек зрения, а интерпретация предусматривает ее. Интерпретация возможна только на базе предварительного анализа. Поэтому задача учителя – через анализ подготовить базу для личностной интерпретации художественного произведения каждым учеником.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Авторы сборника рабочих программ УМК «Школа России» совершенно справедливо утверждают, что «в процессе освоения курса литературного чтения у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, строить монологи в соответствии с речевой задачей». В курсе литературного чтения также развивается информационная компетентность — умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.
Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.
ЛИТЕРАТУРА.
Ахтырская Е.Н. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.
Меньшенина Ж.М., Умникова Е.Л. Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.- №2.
Polopolo