Конспект урока русского языка в 6 классе «Обобщение изученного по теме: Местоимение как часть речи»
Пояснительная записка к презентации
Разработчик: Ю.А. Христолюбова.,
учитель русского языка и литературы ГКОУ СО «Екатеринбургская школа
-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», 1КК
Цель: закрепить и обобщить изученное о местоимении как части речи.
Задачи:
Развивать орфографическую зоркость;
Обогащать лексический запас;
Развивать навыки работы в группе;
Совершенствовать навыки монологической речи.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться применять полученные знания на практике, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, способность к самооценке и взаимооценке.
Методы и формы обучения:
Методы: игровая технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: обобщение изученного, урок-игра.
Основные понятия: часть речи, разряды местоимений, синтаксическая роль, склонение по падежам, фразеологический оборот.
План:
Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Актуализация прежних знаний.
Формулировка темы и целей урока.
Правила работы в команде.
Сообщение критериев оценивания за урок.
Командная игра.
Физкультминутка.
Подведение итогов урока.
Самооценивание и взаимооценивание.
Рефлексия.
Сообщение домашнего задания.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, листы самооценивания и взаимооценивания.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. момент 1 мин |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слайд 1-2. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку. |
Проверка выполнения домашнего задания 1 мин |
- Ребята, дома вам необходимо было составить кроссворды ребусы или загадки про местоимения. Сейчас один учащийся их соберет, и мы оформим выставку ваших работ в классе. Слайд 2. |
Олин учащийся собирает творческие работы учащихся. |
Актуализация знаний 2 мин |
Задает вопросы. - Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках? - Что такое местоимение? - Как могут изменяться местоимения? - Какую синтаксическую роль в предложении чаще всего выполняют местоимения? - С какими разрядами местоимений мы познакомились? Слайд 3-4. |
Отвечают на вопросы: - местоимение как часть речи. - местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количества, но не называет их. - местоимения могут изменятся по родам, числам и падежам. - в предложении чаще всего являются подлежащим, определением и дополнением. - мы познакомились с 9 разрядами местоимений. Называют разряды, приводят примеры. |
Формулировка темы и целей урока 2 мин |
- Сформулируем тему урока: Мы знаем каждый разряд местоимений! Любой из нас их назовет. Всех нас сегодня, без сомнений, В конце игры победа ждет! Назовите все местоимения из стихотворения, к какому разряду они относятся? Мы изучили все разряды местоимений, какая тема урока будет сегодня? В какой форме пройдет урок? Какие цели мы поставим для себя на уроке? Слайд 5-6. |
Называют местоимения из стихотворения: мы, каждый, любой, из нас, их, всех, нас. Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Местоимение как часть речи». Называют форму урока – урок-игра. Формулируют цели урока: Повторить изученное по теме: «Местоимение как часть речи» Подготовиться к проверочной работе. |
Мотивация. Сообщение правил игры. Критериев оценивания. 5 мин |
Распределяет учащихся на команды. - Ребята, послушайте правила нашей игры: Слайд 7 - Класс делится на 3 команды: команда красных, команда желтых и команда зеленых. - Распределение участников в команды происходит по жребию. Ребята, подойдите ко мне и вытяните билет. Распределитесь на три команды согласно цвету. - Правила работы в команде. Критерии оценивания. Сообщает правила работы в команде, критерии оценивания на уроке. Слайд 8 Правила работы в команде. В команде должен быть организатор обсуждения; Критерии оценивания работы на уроке: (Приложение №1) Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»; Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»; Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»; Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки». Сообщает правила игры. Слайд 7 - На игровом поле представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах. (Приложение №2) - Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой. - На обсуждение вопроса дается 30 секунд. - Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос. - На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка. - При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются. - Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов. - А теперь прошу подойти ко мне участников команды и вытянуть жребий, чтобы определить порядок ответов команд. |
Слушают, анализируют полученную информацию. Тянут жребий, распределяются по командам согласно жребию. Получают листы оценивания. Изучают листы оценивания, задают вопросы. Слушают правила. Определяют свою роль в команде. Задают вопросы. Представители команд подходят к учителю. Тянут жребий. |
Ход игры: 20 мин |
Организует работу команд. Задает вопросы. Оценивает ответы. Вручает жетонов за правильные ответы. Координирует ход игры. Слайд 8-41 (задания и правильные ответы Приложение № 3) |
Выбирают задание по уровню сложности. Слушают задание. Обсуждают в команде. Дают ответ. Корректируют свою деятельность. |
Физкульт-минутка 3 мин |
Проводится через 20 минут после начала урока. Физкультминутка проводится с теннисным мячом. - Ребята, перед вами слова с пропущенными буквами. Это задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ – и приставок, заканчивающихся на –З и –С. Слайд 42. Каждый учащийся вставляет пропущенную букву, объясняя свой выбор и кидает мяч другому учащемуся, ответить должен каждый. После того, как учащийся ответил, он занимает свое место. |
Выполняют задание. |
Подведение итогов игры. Самооценивание и взаимооценивание 2 мин. |
Вот наша игра и подошла к концу. Прошу команд сдать свои жетоны. А пока я подвожу итоги, предлагаю заполнить лист оценивания. Согласно критериям поставьте себе и участникам команды «+» в соответствующем столбце. Слайд 43. Сдайте свои листы оценивания, я их проанализирую и сообщу отметки на следующем уроке. Объявляет места, которые заняли команды. |
Проводят самооценку и взаимооценку. Сдают листы оценивания. |
Рефлексия 2 мин. |
Сегодня на уроке я: - узнал, открыл для себя; - научился, смог; - могу похвалить себя и своих одноклассников за…. А достигли ли мы своих целей, мы узнаем по результатам проверочной работы, которая пройдет на следующем уроке. Слайд 44. |
Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников. |
Домашнее задание 1 мин. |
Контрольные вопросы и задания (письменно) с. 97 Слайд 45. |
Записывают д\з в дневники |
Награждение учащихся. 1 мин |
Спасибо за урок! Все молодцы! За это вам вручу – сладкие призы! Вручает сладкие призы. Слайд 46. |
Получают сладкие призы. |
Приложение 1
Лист оценивания
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;
Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;
Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».
ФИ |
«5» |
«4» |
«3» |
нет отметки |
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
||||
5. |
||||
6. |
Приложение 2
Приложение 3
1 раздел: «Личные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?
1 лицо
Я Мы
по падежам
2 лицо
Ты Вы
по падежам
3 лицо
Он Она Они
по родам, числам и падежам
В
Им.п. ОН
Р.п. ЕГО
Д.п. ЕМУ
В.п. ЕГО
Т.п. ИМ
П.п. О НЁМ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)
Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)
2 раздел: «Возвратное местоимение»:
Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?
(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:
Им.п. -
Р.п. СЕБЯ
Д.п. СЕБЕ
В.п. СЕБЯ
Т.п. СОБОЙ
П.п. О СЕБЕ
Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?
(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:
Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
Выйти из себя |
Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие. |
Найти себя |
Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни. |
Прийти в себя |
1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п. |
Уйти в себя |
1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего. 2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. |
Себе на уме |
Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде. |
3 раздел: «Вопросительно-относительные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи. Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении).
В
Им.п. СКОЛЬКО
Р.п. СКОЛЬКИХ
Д.п. СКОЛЬКИМ
В.п. СКОЛЬКО
Т.п. СКОЛЬКИМИ
П.п. О СКОЛЬКИХ
опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:
Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)
Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)
Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.
В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света?
Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?
В каком слове «нет» употребляется 100 раз?
(Владивосток, три палки, четыре галки, стонет)
4 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:
Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?
(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Именительный |
кое-что |
Родительный |
кое-чего |
Дательный |
кое-чему |
Винительный |
кое-что |
Творительный |
кое-чем |
Предложный |
кое о чём |
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:
Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)
Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.
Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу.
Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?
Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.
(Дождь, словарь, слово)
5 раздел: «Неопределенные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?
Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО
Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:
Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?
(
Им.п. -
Р.п. НЕКОГО
Д.п. НЕКОМУ
В.п. НЕКОГО
Т.п. НЕКЕМ
П.п. НЕ О КОМ
Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:
Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)
Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)
Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.
Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.
Никто меня не видит, а всякий слышит.
Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.
Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.
(Ива, эхо, ветер, гром)
6 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
Мой, наш |
Свой |
Твой, ваш |
|
Его, ее, их |
1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)
(М. Ю. Лермонтов)
2. В предложении является определением.
3. При добавлении предлога нет начального н:
Спросил его отца. — Спросил у его отца.
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.
Им.п. ТВОЙ
Р.п. ТВОЕГО
Д.п. ТВОЕМУ
В.п. ТВОЕГО
Т.п. ТВОИМ
П.п. О ТВОЕМ
Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:
Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.
(С. А. Есенин) (Определение)
Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.
(М. Ю. Лермонтов) (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:
Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.
Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.
Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.
7 раздел: «Притяжательные местоимения»:
Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?
Подберите однокоренные слова к слову указательные.
(тот, такой, этот, таков, столько. Указательные, указ, указка, указывать, указатель).
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами.
Им.п. ТАКОЙ
Р.п. ТАКОГО
Д.п. ТАКОМУ
В.п. ТАКОГО
Т.п. ТАКИЕ
П.п. О ТАКОМ
Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль:
Моя школа находится за этим зданием. (Определение)
После стольких лет мы наконец-то встретились. (Определение)
Выход к озеру находится возле той дачи. (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
За себя и за того парня |
Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других. |
Это из другой оперы |
Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора. |
Оплатить той же монетой |
Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д. |
Встать не с той ноги |
Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии. |
8 раздел: «Относительные местоимения»:
В
САМ
САМЫЙ
ВЕСЬ
ВСЯКИЙ
ЛЮБОЙ
КАЖДЫЙ
ИНОЙ
опрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения?Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.
Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам.
Им.п. |
сам |
сáмый |
Р.п. |
самогó |
сáмого |
Д.п. |
самомý |
сáмому |
В.п. |
самогó |
сáмый, сáмого |
Т.п. |
самúм |
сáмым |
П.п. |
(о) самóм |
(о) сáмом |
(В ударении).
Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?
(Орфоэпия).
Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль:
Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (Дополнение)
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. (Определение)
Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:
Мчаться во весь дух |
Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно |
Смотреть во все глаза |
Разг. Быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление. |
Стараться изо всех сил |
Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо. |
Идти на все |
Разг. Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо. |
Список информационных источников
http://studopedia.ru/3_115499_pravil-raboti-v-komande.html
https://infourok.ru/pamyatka-pravila-raboti-v-gruppah-570785.html
http://engineerbox.ru/page/tajmer-dlja-prezentacii-v-powerpoint
http://enc-dic.com/search/?searchid=1913655&tex
https://interneturok.ru/russian/6-klass/bmestoimenieb/voprositelnye-i-otnositelnye-mestoimeniya
https://7lafa.com/pageanswer.php?id=19277
http://womanadvice.ru/sharady-s-otvetami
http://zanimatika.narod.ru/RF3_1.htm
http://fb.ru/article/263467/zagadki-s-mestoimeniyami-zagadki-s-otvetami
http://riddle-middle.ru/zagadki/s_podvohom/
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/148-pravopisaniemestoimeniy.html
http://www.myshared.ru/slide/1087205/
«Обобщение изученного по теме: Местоимение как часть речи»
PPTX / 855.12 Кб