12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Андреевна Христолюбова1806
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
7

Конспект урока русского языка в 6 классе «Обобщение изученного по теме: Местоимение как часть речи»



Разработчик: Ю.А. Христолюбова.,

учитель русского языка и литературы ГКОУ СО «Екатеринбургская школа

-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении», 1КК

Цель: закрепить и обобщить изученное о местоимении как части речи.

Задачи:

Развивать орфографическую зоркость;

Обогащать лексический запас;

Развивать навыки работы в группе;

Совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты:

Предметные: научаться применять полученные знания на практике, анализировать свою учебную деятельность, объяснять языковые явления.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности, способность к самооценке и взаимооценке.

Методы и формы обучения:

Методы: игровая технология, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: обобщение изученного, урок-игра.

Основные понятия: часть речи, разряды местоимений, синтаксическая роль, склонение по падежам, фразеологический оборот.

План:

Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

Актуализация прежних знаний.

Формулировка темы и целей урока.

Правила работы в команде.

Сообщение критериев оценивания за урок.

Командная игра.

Физкультминутка.

Подведение итогов урока.

Самооценивание и взаимооценивание.

Рефлексия.

Сообщение домашнего задания.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, листы самооценивания и взаимооценивания.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

1 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слайд 1-2.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Проверка выполнения домашнего задания

1 мин

- Ребята, дома вам необходимо было составить кроссворды ребусы или загадки про местоимения. Сейчас один учащийся их соберет, и мы оформим выставку ваших работ в классе. Слайд 2.

Олин учащийся собирает творческие работы учащихся.

Актуализация знаний

2 мин

Задает вопросы.

- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках?

- Что такое местоимение?

- Как могут изменяться местоимения?

- Какую синтаксическую роль в предложении чаще всего выполняют местоимения?

- С какими разрядами местоимений мы познакомились?

Слайд 3-4.

Отвечают на вопросы:

- местоимение как часть речи.

- местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их признаки и количества, но не называет их.

- местоимения могут изменятся по родам, числам и падежам.

- в предложении чаще всего являются подлежащим, определением и дополнением.

- мы познакомились с 9 разрядами местоимений.

Называют разряды, приводят примеры.

Формулировка темы и целей урока

2 мин

- Сформулируем тему урока:

Мы знаем каждый разряд местоимений!

Любой из нас их назовет.

Всех нас сегодня, без сомнений,

В конце игры победа ждет!

Назовите все местоимения из стихотворения, к какому разряду они относятся?

Мы изучили все разряды местоимений, какая тема урока будет сегодня?

В какой форме пройдет урок?

Какие цели мы поставим для себя на уроке?

Слайд 5-6.

Называют местоимения из стихотворения: мы, каждый, любой, из нас, их, всех, нас.

Формулируют тему урока: Обобщение изученного по теме: «Местоимение как часть речи».

Называют форму урока – урок-игра.

Формулируют цели урока:

Повторить изученное по теме: «Местоимение как часть речи»

Подготовиться к проверочной работе.

Мотивация. Сообщение правил игры. Критериев оценивания.

5 мин

Распределяет учащихся на команды.

- Ребята, послушайте правила нашей игры: Слайд 7

- Класс делится на 3 команды: команда красных, команда желтых и команда зеленых. - Распределение участников в команды происходит по жребию. Ребята, подойдите ко мне и вытяните билет. Распределитесь на три команды согласно цвету. - Правила работы в команде. Критерии оценивания.

Сообщает правила работы в команде, критерии оценивания на уроке. Слайд 8

Правила работы в команде.

В команде должен быть организатор обсуждения;
2. Каждый может высказать свою версию решения;
3. Один говорит, а остальные слушают;
4. Каждая версия обсуждается в команде;
5. В команде согласуется общее решение;
6. Представитель команды защищает согласованное решение перед классом.

Критерии оценивания работы на уроке: (Приложение №1)

Принимал активное участие в работе команды, дал 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал 1 правильный ответ на вопрос– «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

Сообщает правила игры. Слайд 7

- На игровом поле представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах. (Приложение №2)

- Последовательность выбора заданий командами определяется жеребьёвкой.

- На обсуждение вопроса дается 30 секунд.

- Ячейку выбирает команда, которая ответила правильно на последний вопрос.

- На столах имеются сигнальные карточки, как только команда готова дать ответ, поднимается карточка.

- При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку команды, при неверном ответе – баллы снимаются.

- Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.

- А теперь прошу подойти ко мне участников команды и вытянуть жребий, чтобы определить порядок ответов команд.

Слушают, анализируют полученную информацию.

Тянут жребий, распределяются по командам согласно жребию.

Получают листы оценивания.

Изучают листы оценивания, задают вопросы.

Слушают правила. Определяют свою роль в команде. Задают вопросы.

Представители команд подходят к учителю. Тянут жребий.

Ход игры:

20 мин

Организует работу команд. Задает вопросы. Оценивает ответы. Вручает жетонов за правильные ответы. Координирует ход игры.

Слайд 8-41 (задания и правильные ответы Приложение № 3)

Выбирают задание по уровню сложности. Слушают задание. Обсуждают в команде. Дают ответ. Корректируют свою деятельность.

Физкульт-минутка

3 мин

Проводится через 20 минут после начала урока. Физкультминутка проводится с теннисным мячом.

- Ребята, перед вами слова с пропущенными буквами. Это задание на правописание приставок ПРЕ- и ПРИ – и приставок, заканчивающихся на –З и –С. Слайд 42.

Каждый учащийся вставляет пропущенную букву, объясняя свой выбор и кидает мяч другому учащемуся, ответить должен каждый. После того, как учащийся ответил, он занимает свое место.

Выполняют задание.

Подведение итогов игры. Самооценивание и взаимооценивание

2 мин.

Вот наша игра и подошла к концу. Прошу команд сдать свои жетоны. А пока я подвожу итоги, предлагаю заполнить лист оценивания. Согласно критериям поставьте себе и участникам команды «+» в соответствующем столбце. Слайд 43.

Сдайте свои листы оценивания, я их проанализирую и сообщу отметки на следующем уроке.

Объявляет места, которые заняли команды.

Проводят самооценку и взаимооценку.

Сдают листы оценивания.

Рефлексия

2 мин.

Сегодня на уроке я:

- узнал, открыл для себя;

- научился, смог;

- могу похвалить себя и своих одноклассников за….

А достигли ли мы своих целей, мы узнаем по результатам проверочной работы, которая пройдет на следующем уроке.

Слайд 44.

Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.

Домашнее задание

1 мин.

Контрольные вопросы и задания (письменно) с. 97

Слайд 45.

Записывают д\з в дневники

Награждение учащихся.

1 мин

Спасибо за урок! Все молодцы!

За это вам вручу – сладкие призы!

Вручает сладкие призы.

Слайд 46.

Получают сладкие призы.

Приложение 1

Лист оценивания

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 3 правильных ответа на вопрос – «5»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 2 правильных ответа на вопрос – «4»;

Принимал активное участие в работе команды, дал минимум 1 правильный ответ на вопрос – «3»;

Не принимал участия в работе команды, не дал ни одного правильного ответа – «нет отметки».

ФИ

«5»

«4»

«3»

нет отметки

1.

       

2.

       

3.

       

4.

       

5.

       

6.

       

Приложение 2

Приложение 3

1 раздел: «Личные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к личным? Как они изменяются?

 

1 лицо

Я Мы

по падежам

2 лицо

Ты Вы

по падежам

3 лицо

Он Она Они

по родам, числам и падежам

 


 

В

Им.п. ОН

Р.п. ЕГО

Д.п. ЕМУ

В.п. ЕГО

Т.п. ИМ

П.п. О НЁМ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте по падежам местоимение 3 лица единственного числа мужского рода.

 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль личного местоимения 2 лица единственного числа в предложении: Я люблю тебя, мой друг! (дополнение)

Вопрос на 40 баллов: За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? (За местоимение Я – ЗАЯЦ)

2 раздел: «Возвратное местоимение»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какое местоимение относится к возвратному? Как оно изменяется?

(Возвратное местоимение СЕБЯ указывает на предмет, который является объектом своего собственного действия. Не имеет рода!!! Не имеет числа!!! Изменяется по падежам).

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте возвратное местоимение СЕБЯ по падежам:

Им.п. -

Р.п. СЕБЯ

Д.п. СЕБЕ

В.п. СЕБЯ

Т.п. СОБОЙ

П.п. О СЕБЕ

Каким членом предложения и почему не может быть возвратное местоимение СЕБЯ?

(Подлежащим, т.к. не имеет формы Им.п.).

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль возвратных местоимений в предложении:

Кто глубже сам в себя заглянет, собою хвастаться не станет. (В себя - обстоятельство, собою- дополнение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Выйти из себя

Очень сердиться, приходить в состояние крайнего раздражения, негодования; терять самообладание, хладнокровие.

Найти себя

Правильно определив свои наклонности, своё призвание, проявлять их в своей жизни.

Прийти в себя

1. Выходить из полусонного состояния, из состояния дремоты; обретать способность адекватно воспринимать окружающее в спокойном эмоциональном состоянии. 2. Набираться сил, отдыхать после беспокойства, хлопот и т.п.

Уйти в себя

1. Быть поглощённым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего.  2. Становиться замкнутым, переставать общаться с людьми, избегать их. 

Себе на уме

Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.

3 раздел: «Вопросительно-относительные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к вопросительно-относительным? Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Во­про­си­тель­ные ме­сто­име­ния от­ли­ча­ют­ся от от­но­си­тель­ных сво­и­ми функ­ци­я­ми в речи. Во­про­си­тель­ные мы ис­поль­зу­ем, чтобы за­ме­нить в во­про­се то слово, ко­то­рое нам неиз­вест­но, а от­но­си­тель­ные ме­сто­име­ния мы ис­поль­зу­ем в слож­ном пред­ло­же­нии).

В

Им.п. СКОЛЬКО

Р.п. СКОЛЬКИХ

Д.п. СКОЛЬКИМ

В.п. СКОЛЬКО

Т.п. СКОЛЬКИМИ

П.п. О СКОЛЬКИХ

опрос на 20 баллов: Просклоняйте вопросительно-относительное местоимение СКОЛЬКО по падежам:

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль местоимений в предложении:

Кто съел мою морковку? (Подлежащее. Вопросительное местоимение)

Я знаю, кто пришел. (Подлежащее. Относительное местоимение)

Вопрос на 40 баллов: Ответьте на вопросы, назовите вопросительные местоимения.

В каком городе России спрятались мужское имя и сторона света? 

Летели галки, сели на палки. Сядут по одной — галка лишняя, сядут по две — палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок? 

В каком слове «нет» употребляется 100 раз?

(Владивосток, три палки, четыре галки, стонет)

4 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к неопределенным? Назовите два способа образования слов при помощи которых образованы неопределенные местоимения?


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте неопределенное местоимение КОЕ-ЧТО по падежам:

Когда в неопределенных местоимениях частица КОЕ пишется через дефис, а когда отдельно?

(Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределенных местоимений пишутся через дефис. Если между частицей кое- и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 

Именительный

кое-что

Родительный

кое-чего

Дательный

кое-чему

 

 

 

Винительный

кое-что

Творительный

кое-чем

Предложный

кое о чём

 

 


 


 


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль неопределенных местоимений в предложениях:

Вдруг раздались чьи-то шаги. (Определение)

Что-то прошелестело рядом, кто-то прошел невидимый. (Подлежащее)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите неопределенные местоимения.

Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Сколько слезинок - я счесть не могу.

Некто взял книгу, в которой нашел толкование кое-какого слова. Как называется книга?

Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам держать его должен.

(Дождь, словарь, слово)


 

5 раздел: «Неопределенные местоимения»:

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к отрицательным? Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ, а когда НЕ?

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Под ударением пишется НЕ - НЕЧЕГО

Без ударения пишется НИ - НИЧЕГО

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте отрицательное местоимение НЕКОГО по падежам:

Когда в отрицательных местоимениях частицы НЕ и НИ пишутся отдельно?

(

Им.п. -

Р.п. НЕКОГО

Д.п. НЕКОМУ

В.п. НЕКОГО

Т.п. НЕКЕМ

П.п. НЕ О КОМ

Если между частицами НЕ и НИ и местоимением стоит предлог, все словосочетание пишется раздельно (в три слова).

 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях:

Никто ничего не увидел. (Никто – подлежащее, ничего – дополнение)

Никакие доводы не убедили его. (Никакие – определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Отгадайте загадки, назовите отрицательные местоимения.

Кудри в речку отпустила и о чем – то загрустила. А о чем она грустит, никому не говорит.

Никто меня не видит, а всякий слышит.

Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.

Громко стучит, звонко кричит, а что говорит, никому не понять, мудрецам не узнать.

(Ива, эхо, ветер, гром)


 


 

6 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к притяжательным? Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?

 

Мой, наш

Свой

Твой, ваш

Его, ее, их

Притяжательное местоимение:

 

1. Отвечает на вопросы чей? чьё? чья? чьи?

Его убийца хладнокровно

Навел удар… спасенья нет... (Убийца чей? — его.)

(М. Ю. Лермонтов)

2. В предложении является определением.

3. При добавлении предлога нет начального н:

Спросил его отца. — Спросил у его отца.


 


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте притяжательное местоимение ТВОЙ по падежам. Составьте с этим местоимением сложное предложение.

 

Им.п. ТВОЙ

Р.п. ТВОЕГО

Д.п. ТВОЕМУ

В.п. ТВОЕГО

Т.п. ТВОИМ

П.п. О ТВОЕМ

Вопрос на 30 баллов: Определите синтаксическую роль притяжательных местоимений в предложениях:

Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем.

(С. А. Есенин) (Определение)

Грустен лик её туманный, Взор так тихо, сладко спит.

(М. Ю. Лермонтов) (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Найдите в предложениях личные местоимения его, её, их и притяжательные местоимения его, её, их. Определите синтаксическую роль этих местоимений - омонимов:

Их (притяжательное, определение) слова могут задеть, их (личное, дополнение) же они просто забавляют.

Его (притяжательное, определение) неудачи расстраивали родителей, но не его.

Её (личное, дополнение) вкус изумляет всех, только не её саму.


 

7 раздел: «Притяжательные местоимения»:


 

Вопрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к указательным?

Подберите однокоренные слова к слову указательные.

(тот, такой, этот, таков, столько. Указательные, указ, указка, указывать, указатель).


 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте указательное местоимение ТАКОЙ по падежам. Составьте с этим местоимение предложение с однородными членами.

 

Им.п. ТАКОЙ

Р.п. ТАКОГО

Д.п. ТАКОМУ

В.п. ТАКОГО

Т.п. ТАКИЕ

П.п. О ТАКОМ

 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях указательные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Моя школа находится за этим зданием. (Определение)

После стольких лет мы наконец-то встретились. (Определение)

Выход к озеру находится возле той дачи. (Определение)

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

За себя и за того парня

Разг. Шутл.-ирон. О вынужденной работе за других.

Это из другой оперы

Разг. Шутл. Не имеет прямого отношения к делу, к теме начатого разговора.

Оплатить той же монетой

Отвечать тем же самым – таким же поступком, отношением и т. д.

Встать не с той ноги

Разг. Быть в мрачном, плохом настроении, раздражённом состоянии.

8 раздел: «Относительные местоимения»:


 

В

САМ

САМЫЙ

ВЕСЬ

ВСЯКИЙ

ЛЮБОЙ

КАЖДЫЙ

ИНОЙ

опрос на 10 баллов: Какие местоимения относятся к определительным? Как изменяются определительные местоимения?

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам как прилагательные.

 

Вопрос на 20 баллов: Просклоняйте определительные местоимения САМ И САМЫЙ по падежам.

 

Им.п.

сам

сáмый

Р.п.

самогó

сáмого

Д.п.

самомý

сáмому

В.п.

самогó

сáмый, сáмого

Т.п.

самúм

сáмым

П.п.

(о) самóм

(о) сáмом

Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 2-м столбике. В чём отличие?

 

(В ударении).

Как называется наука, которая изучает правильное произношение слов?

(Орфоэпия).


 


 


 


 

Вопрос на 30 баллов: Найдите в предложениях определительные местоимения, определите их синтаксическую роль:

Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (Дополнение)

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. (Определение)


 

Вопрос на 40 баллов: Объясните значение фразеологических оборотов:

Мчаться во весь дух

Разг. Очень быстро, с большой скоростью, стремительно

Смотреть во все глаза

Разг.  Быть очень внимательным, бдительным, настороже (ничего не упуская из вида). Часто употребляется как предупреждение, наставление.

Стараться изо всех сил

 Разг. Стараться всеми возможными средствами добиться чего-либо.

Идти на все

Разг.  Решаться на крайние меры или средства, добиваясь чего-либо, стремясь к чему-либо.

Список информационных источников


 

http://studopedia.ru/3_115499_pravil-raboti-v-komande.html

https://infourok.ru/pamyatka-pravila-raboti-v-gruppah-570785.html

https://yandex.ru/images/

http://engineerbox.ru/page/tajmer-dlja-prezentacii-v-powerpoint

http://enc-dic.com/search/?searchid=1913655&tex

https://interneturok.ru/russian/6-klass/bmestoimenieb/voprositelnye-i-otnositelnye-mestoimeniya

http://vklasse.org/6-klass/uchebniki/russkij-yazyk/mt-baranov-ta-ladyzhenskaya-la-trostentsova-2012-chast-2/

https://7lafa.com/pageanswer.php?id=19277

http://womanadvice.ru/sharady-s-otvetami

http://zanimatika.narod.ru/RF3_1.htm

http://fb.ru/article/263467/zagadki-s-mestoimeniyami-zagadki-s-otvetami

http://riddle-middle.ru/zagadki/s_podvohom/

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/148-pravopisaniemestoimeniy.html

http://www.myshared.ru/slide/1087205/

http://dic.academic.ru

 

«Обобщение изученного по теме: Местоимение как часть речи»
PPTX / 855.12 Кб

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.