12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна1826
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево
5

Технологическая карта урока «Местоимение как часть речи»




Презентация "Местоимение как часть речи"
PPTX / 382.69 Кб

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык

 Класс: 6

Тема урока: «Местоимение как часть речи»

Цель деятельности учителя

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу;

умение оценивать свой результат;

умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность;

выделение и осознание уже полученных знаний;

умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению, позитивному отношению к окружающим.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, ыронтальная

Образовательные ресурсы

тест

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно- демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Местоимение, личные местоимения.

Пояснительная записка к уроку

В классе обучается 6 человек, из которых 1 отличница, 3 хорошиста. Дети приучены работать самостоятельно, к творческим заданием относятся положительно, поэтому часто домашнее задание репродуктивного характера не задаю; преобладают задания конструктивного и творческого характера.

Урок планируется провести в компьютерном классе, в котором находится 3 машины, поэтому практическое задание класс выполняет по 2 человека у компьютера.

По средством урока формируются УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, рефлексивные.


 

Организационная структура (сценарий) урока

Этап урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия

УУД

1.Мотивация к деятельности

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.

групповая

Личностные - настрой на позитивное начало урока

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные – планирование урока

Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков

2.Актуализация и пробное учебное действие

Стих Р. Рождественского«Родина моя» (Слайд 2)

-О какой части речи говорится в стихотворении Р. Рождественского «Родина моя»?

Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я»,

-Что мы знаем о местоимениях?

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»

Отвечают на вопросы.

фронтальная

Регулятивные: определение темы урока.

3.Постановка учебной задачи

- Изучать местоимение мы будем по следующему плану: (Слайд 3)

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

Работают в тетрадях, записывают дату и тему урока

индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Коммуникативные:обмениваются мнениями, умеют слушать учителя,

4.Постановка проблемы.

Работа с предложением. (Слайд 4)

Такой он пришел несколько дней назад.

- Понятен ли вам смысл этого предложения?

- Кто или что он такой?

- Когда он пришел?

-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?

- Чем отличаются местоимения от данных частей речи?

Записывают предложение в тетрадь.

Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

фронтальная

Личностные– умение применять сопоставительный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

5.Этап изучения нового материала.

1. Чтение диалога с63-64.

2.Беседа (вопросы в диалоге).

3.Вывод. Выделенные слова- местоимение.

4.Чтение правила.

Читают диалог, отвечают на вопросы, делают выводы.

групповая

Познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию.

Личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других, оценивать себя и своих одноклассников.

6.Физкультминутка.

(Слайд 5) Вышли мышки как- то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Выполняют физические упражнения.

фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы. Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.

1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы:

-Какие же части речи может заменять местоимения?

-Какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос:

-Какова синтаксическая роль местоимений?

Слово учителя: Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку. (Слайд 6)

Задание

Выписать из текста все местоимения

Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают.

Слушают сказку, выполняют задания.

Групповая

индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать

в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Тест (Слайд 7-8)

1.Укажи местоимения 1-го лица.

1) я, мы             2) ты, вы                 3) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

1)я, мы               2) ты, вы                  3) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

1)я   2) он   3)ты   4) она   5) мы   6) оно

7) они   8) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо...

1) имени  существительного;                      

2) имени прилагательного.

5. Личные местоимения...

1) называют предметы;                          

2) указывают на предметы.

6. Личные местоимения отвечают на вопросы...

1) кто? что?                                                

2) какой? какая? какое? какие?

7. Какого лица местоимения  ты, вы?

1) Первого лица.            

2) Второго лица.                    3) Третьего лица.

8. Ученик   утверждает,   что  местоимения  я,  мы второго лица. Прав ли он?

1)Да.    2) Нет.

9. Определи падеж местоимений: у меня, у нас, у тебя, у вас.

1) Именительный падеж.   2) Родительный падеж.  3) Дательный падеж.    4) Предложный падеж.

10. Укажи падеж местоимений: к нему, к ней, к ним.

1) Именительный падеж.   2) Родительный падеж.     3) Дательный падеж.   4) Предложный падеж.

Ответы (Слайд 9)

Работают с тестами.

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку

индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;осуществляют поиск необходимой информации,

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:формулируют собственные мыс-

ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 436, знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника.

Записывают домашнее задание

индивидуальная

Регулятивные: анализ работы на уроке.

10. Этап рефлексии учебной деятельности.

-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?

-Какие задачи, поставленные в начале урока, нам удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? (Слайд 10)

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса.

 

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


 

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.