Урок русского языка в 6 классе на тему «Местоимение как часть речи»
Местоимение
(6-й класс)
Учебник: Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.Тип урока: изучение (построение) нового морфологического понятия.
Планируемые результаты
- предметные:
-дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи;
-научить распознавать местоимения в предложении и тексте,
-определять синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество
- метапредметные:
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательные УУД. Выделение главной информации. Свёртывание информации до ключевых слов. Анализ и синтез явлений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, доска
ХОД УРОКА
Действия учителя | УУД | |||||||||||
1. Оргмомент Цель: проверить готовность класса к уроку | ||||||||||||
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня нам будут нужны словарики, рабочие тетради и учебники. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. | ||||||||||||
2. Опрос. Проверка домашнего задания Цель: проверить усвоение знаний и умений прошлого урока | ||||||||||||
2.1. Устный фронтальный опрос: В форме теста по теме числительное 1.Укажите верную морфологическую характеристику имени числительного двадцать пять. 1. порядковое сложное числительное 2. количественное составное числительное 3. количественное сложное числительное 4. порядковое простое числительное 2.В форме какого падежа употреблено в предложении имя числительное? Грузовая машина медленно подъехала к первому подъезду нашего дома. 1. творительный 2. дательный 3. предложный 4. именительный 3.Какое имя существительное не употребляется с числительным пятеро? 1. сани 2. котята 3. женщины 4. медвежата 4.В каком числительном на месте пропуска НЕ пишется Ь? 1. восем.. 2. шест..десят 3. сем..сот 4. пят..надцать 5. Слово «пятидневный» - это 1. имя существительное 2. имя прилагательное 3. имя числительное 4. глагол - Хорошо, теперь проверим. 2.2. Проверка домашнего задания - Ребята, дома вы выполняли морфологический разбор имени числительного. На слайде перед вами правильный вариант разбора. У кого есть ошибки? Что было вам непонятно? - Если вопросов не осталось, перейдем к новой теме. | ||||||||||||
3. Изучение нового материала | ||||||||||||
3.1. Запись темы, формулировка цели и плана урока Цель: учить формулировать тему урока и цель учебной деятельности; учить планировать учебную деятельность; объяснить лингвистический термин через этимологический анализ | ||||||||||||
- Сейчас я прочитаю рассказ, а вы ответьте, почему его нельзя назвать грамотным и красивым? -Кто знает, как называется такая часть речи? (местоимение) - Тема нашего урока Местоимение. Записываем тему «Местоимение как часть речи» На уроке мы узнаем много нового, а что, вы думаете, мы узнаем? Цели: -дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи; -научить распознавать местоимения в предложении и тексте; -определять синтаксическую роль, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество. | Ставить учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (р) | |||||||||||
3.3. Конструирование понятия Цель: учить выделять существенные признаки понятия, наблюдая за языковыми фактами | ||||||||||||
- Давайте выделим в слове местоимение корень. В слове два корня место (вместо) и имя (имение). Местоимение – это то, что употребляется вместо имени. | Анализировать языковой материал (п). | |||||||||||
3.4. Формулировка определения понятия Цель: учить обобщать признаки понятия, делать выводы из наблюдений; учить сравнивать самостоятельно полученное определение с определением из учебника | ||||||||||||
- Ребята, на слайде перед нами текст, давай внимательно прочтем его. Как красивы эти нежные цветочки! Они похожи на маленьких желтых цыплят, радуют глаз и вызывают какую-то особую нежность. Их дарят женщинам на 8 Марта. «Да это же мимоза!» — скажете вы и будете правы. Откуда такое странное название? Слова «мим», «мимика» и «мимоза» имеют общий корень. Оказывается, как человек движениями лицевых мышц выражает свои чувства, так и мимоза стыдливая способна за несколько секунд складывать свои перистые листочки при легчайшем прикосновении к ним. -Найдите в тексте местоимение. -Какие из этих местоимений указывают на предмет, на признак и на количество? Записываем в таблицу
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их. -Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена) -На какие же вопросы будет отвечать местоимение, если оно употребляется вместо имен? (Кто? Что? Какой? Чей? Сколько?) Записываем в таблицу -Просклоняйте местоимение ОНИ И.п. они Р.п. их Д.п. им В.п. их Т.п. ими П.п. о них Вывод: местоимения могут изменяться по падежам Записывает в таблицу (колонка непост. Признаки) -Такое название, такая книга, такой герой, такие ребята – определите род и число (ср, жр, мр, ед и мн ч.) Вывод: местоимения изменяются по родам и числам Запись в таблицу (непостоянные признаки) - О каких морфологических признаках мы сейчас вели речь? (о непостоянных признаках) - Переходим к знакомству с постоянными признаками местоимения – его разрядами. -Назовите местоимения, которые мы чаще всего используем, рассказывая о себе или о наших близких/друзьях - Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ? (на лицо) - Значит, это личные местоимения - К следующему разряду относится только одно местоимение СЕБЯ. Это возвратное местоимение. - 3 разряд местоимений – вопросительные – КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? - 4 разряд – это относительные местоимения: КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. - Задание. Вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы (записать на доске). … посеешь, то и пожнёшь. (Что…) …голов - …умов. (Сколько…, столько…) - 5 разряд – это неопределенные местоимения – НЕЧТО, НЕКТО, НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО, КОЕ-ЧТО, КОЕ-КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, ЧТО-НИБУДЬ и другие. - С каким правилом столкнулись при написании этих местоимений? Кто помнит зарифмованное правило? («Кое-, -то, -либо, -нибудь надо черточкой стянуть») - 6 разряд – отрицательные местоимения: НИКТО, НИЧТО, НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. - 7 разряд – притяжательные местоимения: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ. - 8 разряд – указательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО. - 9 разряд – определительные местоимения: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, ИНОЙ, ДРУГОЙ. - Задание. Составьте предложение, используя как можно больше местоимений разных разрядов. - Вот мы и познакомились с разрядами местоимений. Сколько их? - Давайте определим, какими ЧП являются выделенные в тексте на слайде местоимения. Как красивы эти нежные цветочки! Они похожи на маленьких желтых цыплят, радуют глаз и вызывают какую-то особую нежность. Их дарят женщинам на 8 Марта. «Да это же мимоза!» — скажете вы и будете правы. Откуда такое странное название? Слова «мим», «мимика» и «мимоза» имеют общий корень. Оказывается, как человек движениями лицевых мышц выражает свои чувства, так и мимоза стыдливая способна за несколько секунд складывать свои перистые листочки при легчайшем прикосновении к ним. - Мы можем сделать вывод, что местоимение может быть любым членом предложения. | Владеть монологической речью (к) Анализировать языковой материал, сравнивать языковые факты (п) | |||||||||||
4. Закрепление нового материала Цель: учить применять понятие на новом языковом материале | ||||||||||||
Упр 1. Осложненное списывание Цель: Научиться правильно употреблять личные местоимения. Упр. 433 из учебника Упр. 2 Самостоятельная работа Цель: Научиться правильно определять синтаксическую роль местоимений. Упр. 40 РТ Определить синтаксическую роль местоимений в тексте, вставить орфограммы. Домашнее задание Упражнение 435 в учебнике; учить заполненную таблицу. | Контролировать способ действия и его результат с заданным эталоном (р). | |||||||||||
5.Рефлексия | ||||||||||||
Напишите мне записку, в которой вы делитесь впечатлениями от урока: -Как вы думаете, достигли ли мы целей? -Что понравилось? -Что было трудно? |