12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Наталья Николаевна399
Россия, Тульская обл., Новомосковск
0

Метапредметные результаты на уроках русского языка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

ПОДГОТОВИЛА:

КУЗЬМИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

НОВОМОСКОВСК

Метапредметные результаты СЛАЙД 1

Учебный курс “Русский язык” занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим предметам.

Начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Содержание программы по русскому языку в учебно-методических комплектах начальной школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Предлагаю рассмотреть как формируются УУД на примере урока русского языка.

Тема урока: “Правописание не с глаголами”. СЛАЙД 2

Урок начинается с этапа чистописания, цель которого не только работа над каллиграфией, но и актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы. СЛАЙД 3

Бб Бб бу бл бр об аб Бу Бл Бр

Бьет, бежит, большой, разбудил (работа со ловами)

Учащиеся комментируют встретившиеся в данных словах орфограммы и повторяют правила, которые надо было вспомнить, чтобы правильно их написать. Учитель просит назвать слово, которое можно считать лишним (большой). Учащиеся поясняют, что это слово является прилагательным, а остальные – глаголы. Дети дают определение, какие слова называют глаголами и вспоминают, что они уже знают об этой части речи.

(Щелчок) На данном этапе формировались познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, осуществлять подведение под понятие.

СЛАЙД 4

На следующем этапе урока – изучении нового материала, проводимого с опорой на интерактивную доску, учащимся дается группа слов:

Говорил- Пишет- Сказали- Поем-

Детям предлагается записать глаголы с такой же основой, но придать им отрицательное значение. Одного ученика просим записать полученные слова за створкой доски, а остальные дети работают на местах. После самостоятельной работы сравниваем полученные результаты. Выясняется, что кто-то написал глаголы в таком виде: неговорил, непишет и т.д. А часть детей так: не говорил, не пишет. Возникает вопрос: ” Кто же прав? И что такое не? Как нужно писать не с глаголами?” Это проблемный вопрос.

СЛАЙД 5

Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: “Правописание глаголов со словом не”. А цели урока они назвали следующие:

1. Научиться писать глаголы со словом не.

2.Узнать, к какой части речи относится это маленькое слово.

На этом этапе урока формировались коммуникативные УУД: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

СЛАЙД 6

Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника из рубрики “Обрати внимание”. Учащиеся читают текст учебника и выясняют, кто же из них выполнил работу правильно, а кому надо будет исправить ошибки.

Вывод после прочтения текстовой информации сделан следующий: “Не – это частица и пишется она с глаголами отдельно. Слитно пишется лишь тогда, когда без не не употребляется”

На данном этапе формировались познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.

Регулятивные УУД: вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей.

СЛАЙД 7

Составление алгоритма. Предлагаю поработать в группах и составить алгоритм написания НЕ с глаголами. Выслушав способы создания алгоритма, вместе с учениками корректируем его и определяем единую форму. Вот, что у нас получилось по данной теме.

СЛАЙД 8

Познавательные УУД:

моделирование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждения.

Регулятивные УУД:

составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

СЛАЙД 9

На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа.

(Дети в классе разделены на 2 группы. В 1-ю группу входят учащиеся с высоким уровнем ЗУН по данному предмету, а во 2-ю группу – все остальные дети класса.)

Учащиеся 1-й группы выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Выполняя это упражнение, учащимся надо будет не только помнить правило, изученное на данном уроке, но и вспомнить ранее изученный материал о правописании глаголов с приставками и предлогами.

Остальные дети выполняют упражнение из Рабочей тетради по русскому языку. Им надо будет в практической работе с текстом закрепить правописание частицы не с глаголами.

Проверка самостоятельной работы также дифференцирована.

1-я группа проверяет работу по готовому результату, проектируемому на интерактивную доску. А 2-я группа комментирует свою работу вслух.

На этом этапе урока формировались регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

СЛАЙД 10

Подводя итог урока, учитель ставит перед учениками следующие вопросы:

Какова была тема урока? – Соответствовала ли наша работа теме урока? – Чему должны были научиться? – Достигли ли мы своей цели?

Докажите, что достигли – расскажите, как пишутся глаголы с частицей не ?

Дома детям предлагается повторить новое правило, вспомнить правило о правописании приставок и предлогов с глаголами и выполнить упражнение из учебника.

На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.