12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мария185
Тобольск
1

Статья «Влияние внеурочной деятельности на результаты обучающихся на уроках русского языка»

«Влияние внеурочной деятельности

на результаты обучения учащихся 8 класса на уроках русского языка»

Автор: Душина Мария Игоревна,

учитель русского языка и литературы

 

Данная статья адресована учителям-словесникам общеобразовательных школ, стремящимся эффективно организовать внеурочную работу по предмету, придать своей деятельности инновационный характер в формировании метапредметных универсальных учебных действий школьников, а также будет полезна тем, кто интересуется вопросами теории и практики жанровой специфики текстов массовой коммуникации.

Ключевые слова: образовательный стандарт, внеурочная деятельность, тексты рекламы, средства массовых коммуникаций, универсальные учебные действия, тексто-ориентированный подход, учебно-методический комплекс, метапредметность, метапредметный способ, проектно-ориентированное обучение.

В системе школьного образования русский язык является не только предметом, но и средством обучения, определяющим успешность овладения всеми школьными предметами и качество образования в целом [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте русский язык рассматривается как основная школьная дисциплина, предполагающая изучение языка, как в урочное, так и во внеурочное время. Универсальные учебные действия (УУД), используемые во внеурочной деятельности, влияют на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык как одна из главных дисциплин, является наиболее продуктивной и эффективной для формирования УУД. Поэтому учителю-словеснику необходима четкая организация внеурочного процесса, направленная на приобретение учащимися нового опыта, развития способности переносить знания из одной предметной сферы в другую (например, на уроки русского языка, литературы, обществознания, истории и т.д.), применение лингвистических знаний в условиях самостоятельной поисковой деятельности [1].

Одним из важных дидактических средств продуктивной организации внеурочной деятельности по данному предмету является работа с текстом.

Для 8 класса, с учетом возрастных особенностей, мною была разработана программа внеурочной деятельности по русскому языку: «Работа с текстами рекламы». Характерной особенностью этой программы является то, что в условиях современного мира реклама стала одним из подвижных и распространенных средств информационного обмена. В педагогической практике реклама – отличный учебный материал, так как он развивает у учащихся личностные качества, формирует положительную мотивацию к учебному предмету, раскрывает творческое и креативное мышление, активирует четкую жизненную позицию. Рекламные тексты позволяют рассмотреть не только языковые особенности русского языка, но и содержат в себе обширные сведения о культуре, истории, людях и других областях жизни человека. Это качество дает большую возможность организовать учебный процесс в контексте формирования УУД.

Таким образом, изучение и анализ текстов массовой коммуникации во внеурочной деятельности позволяет эффективно подготовить школьников к более осмысленному пониманию и лингвистическому анализу непосредственно на уроках русского языка и литературы.

Особенностью программы является овладение учащимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; овладение важнейшими общеучебными умениями и УУД – на основе тексто-ориентированного подхода к обучению [1].

При составлении программы мною было исследовано некоторое количество учебно-методических комплексов по русскому языку и развитию речи. Так в УМК С.И. Львовой (7, 8 классы) закладываются основы развития коммуникативно-речевых умений в процессе работы с текстами рекламы. В учебном комплексе Т.А. Ладыженской теоретический и практический материал о рекламе отражен только в пособии для 11 классов профильного направления. УМК В.В. Бабайцевой (5-9 классы) не предусматривает изучение основ анализа рекламного текста.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в школьной практике не уделяется должного внимания изучению текстов массовой коммуникации. В процессе анализа научных источников по теме, я обратила внимание на методическое пособие Т.И. Павловой «Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка. Работа с текстами рекламы» и выделила основную задачу данной деятельности – помочь учителю реализовать современную лингвистическую стратегию посредством формирования УУД на основе работы с текстами рекламы в образовательной деятельности.

Разработанная программа помогает мне эффективно реализовать формирование метапредметных способов организации работы в классе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

В ходе ее реализации восьмиклассники выполняли индивидуальные и коллективные задания, отбирали самостоятельно языковой материал, совершенствовали навыки анализа и создания рекламных текстов, рассматривали и выделяли лингвистические особенности, делали выводы о функциональном назначении данных текстов, вычленяли структурные компоненты рекламы, производили отбор языковых средств. Учащиеся на основе текстов рекламы совершенствовали свои знания в анализе фонетических, лексических, морфологических, синтаксических и пунктуационных особенностей русского языка.

Как показывает практика, на данном этапе реализации программы учащиеся 8 класса на уроках русского стали осмысленно «погружаться» в тексты различных стилей и типов; находить в них различные языковые особенности (фонетические, орфографические, морфологические, синтаксические); уверенно производить пунктуационный разбор предложений и выделять средства связи предложений (морфологические, лексические, синтаксические), разделять тексты на структурные элементы.

В дальнейшем (в 4 четверти) планируется продолжить реализацию следующего этапа программы: организацию проектно-ориентированного обучения, где учащимся предстоит выбрать и разработать индивидуальные и групповые проекты, связанные с созданием текстов рекламы.

Апробировав учебную программу на восьмиклассниках, убедилась в том, что начинать работу с текстами уже необходимо с учащимися 5 класса для достижения качества подготовки детей на уроках русского языка и литературы при комплексном и лингвистическом анализе текста.

К следующему учебному году я планирую доработать и усовершенствовать данную учебную программу внеурочной деятельности и в дальнейшем проанализировать результаты ее эффективности.

Список используемой литературы

Т.И. Павлова. Практика формирования учебных универсальных действий на уроках русского языка. Работа с текстами рекламы. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012 г.

Ю.В. Дубовицкая. Русский язык. Элективные курсы. – Материк: Альфа, 2010 г.

Риторика. 11 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Ювента, 2004 г.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория 5-9. – М.: Дрофа, 2012 г.

Е.И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 8 класс. – М.: Дрофа, 2014 г.

Риторика. 11 класс. Методические рекомендации / Под редакцией Т.А. Ладыженской. – М.: Ювента, 2004 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.