Формирование метапредметных результатов на уроках географии

1
0
Материал опубликован 19 January 2023 в группе

Молявко Наталия Сергеевна

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 134

Новосибирская область, город Новосибирск

Формирование метапредметных результатов на уроках географии

Согласно требованиям к современной системе образования выпускник школы должен обладать умениями, которые позволят ему самостоятельно осуществлять в дальнейшем любую, в том числе, и учебную деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Учащиеся должны уметь мыслить универсально, т. е уметь применить полученные знания в любой ситуации. Это возможно при формировании метапредметных результатов

Под метапредметными результатами понимаю способы деятельности, которые учащиеся используют как в рамках учебного процесса, так и при решении проблем возникающих в реальной жизни.

Метапредметность на уроках географии позволяет:

Показывать универсальность географических знаний и умений – формирование целостной географической картины мира, картографическая грамотность, умение оценивать, прогнозировать природные, социальные, экономические явления все это может пригодиться и на других предметах в школе, а также в повседневной жизни.

Показывать связь между всеми предметами школьной программы – география настолько уникальный предмет, в темах которого можно обратиться к истории, литературе, изобразительному искусству, математике, биологии, химии, что всегда удивляет учащихся, заставляя их задуматься над стоящими перед ними проблемами более в широком аспекте.

Метепредметность на уроках географии реализуется через овладение учащимися определенными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, умениями эти гипотезы доказывать или опровергать, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными ситуациями из собственной жизни.

Метапредметные результаты освоения географии формируют у учащихся:

Основы читательской грамотности и навыки работы с информацией – работа с текстом в учебниках и дополнительной литературой при подготовке к уроку позволяет формировать и развивать у учащихся умения анализировать, систематизировать, выделять главные смысловые части в тексте и переводить в сжатую форму (таблица, схема, план).

Опыт проектной и исследовательской деятельности – в географии любая проблемная ситуация может перерасти в научно-исследовательский проект, что формирует умения выстраивать свою деятельность для достижения поставленных целей и задач проекта, разрабатывать пути реализации проекта, коммуникативные умения во время представления своего проекта, рефлексия.

В целях формирования метапредметных компетенций работа на уроках географии построена на основе компетентностного и системно-деятельностьного подходов, о чем неоднократно представляла и теоретический и практический материал на обсуждение во время заседания районного методического объединения учителей географии Кировского района. Формирование метапредметных результатов как уже сказано выше строится на основе системно-деятельностного подхода, так как именно он ориентирован на развитие учащегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и определяет умение у учащихся применять свои знания и умения в различных не обязательно связанных со школой и уроками ситуациях.

На уроках обязательно использую интерактивные методы обучения, использую цифровые образовательные ресурсы и межпредметные связи. Для каждого урока имеются в копилке методических разработок мультимедийные презентации, интерактивные карты, а также в обязательно указываю метапредметные связи с другими предметами школьной программы (биология, математика, история, обществознание, химия, литература, экономика).

Исходя из вышесказанного основными принципами работы, которые я использую в своей деятельности:

Принцип личностного целепологания – пока учащийся не поймет значимость деятельности для себя, его деятельность не будет успешной. На уроках географии достаточно просто заинтересовать детей в какой-либо деятельности, так как предмет практикоориентирован и приближен к жизни.

Принцип метапредметности - учащийся должен понимать, что все предметы, которые он изучает в школе часть единого целого, все предметы взаимосвязаны.

Принцип рефлективности – умение пошагово проанализировать свою деятельность для постановки целей и задач до итога, каким бы то он не был положительным или отрицательным, умение переосмыслить некоторые свои шаги и выйти на новый более высокий результат.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории – каждый учащийся может своими путями, проявляя свои творческие способности прийти к решению поставленной перед ним проблемы или задачи.

Принцип практической направленности – география как предмет не возможна без выполнения практических работ, которые помогают учащимся приобрести собственный практический опыт определенной деятельности, способствует самовыражению, формирует опыт построения собственной деятельности для достижения поставленной цели. Большое количество практических работ в курсе «География» позволяет перейти от репродуктивного образования к творческому и деятельному обучению.

Система оценки сформированности метапредметных результатов

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В связи с тем, что развитие метапредметных результатов осуществляется мной через развитие УУД, соответственно основным объектом оценки метапредметных умений служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких действий учащихся, которые направлены на формирование следующих умений и способностей:

способность видеть, формулировать и сохранять учебную цель и задачу;

способность преобразовывать практическую задачу в познавательную (либо самостоятельно, либо с помощью одноклассников, либо с моей помощью);

умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в случае ошибочных выводов;

способность проявлять самостоятельность, инициативу и взаимопомощь в процессе решения поставленных задач;

умение представлять результат своей деятельности в различных формах (схемы, логические опорные конспекты, таблицы, графики, диаграммы, мультимедийные презентации);

уметь выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Согласно рабочей программе по географии уровень сформированности УУД у выпускников должен выглядеть определенным образом.

Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно, поэтому всю работы я выстраиваю в системе.

В процессе работы мною были разработаны системы заданий по формированию метапредметных умений.

Регулятивные действия.

Я считаю, что регулятивные действия способствуют формированию у учащихся представления о последовательности организации их учебной деятельности, формируют умение управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, формирует четкое понятие у учащихся о последовательности любой деятельности от постановки целей до рефлексии.

В программе географии 5 - 9 классов задания на формирование регулятивных УУД встречаются очень часто.

Основные виды заданий, которые я использую по формированию регулятивных действий:

Задания на поиск информации – позволяют сформировать представление о том, что существуют различные источники информации, а также формируют умение работать с информацией;

Задания на упорядочивание и группировку – формируют логическое мышление, помогают находить существенные признаки географического объекта;

Задания на поиск ошибок в тексте – развивают внимание, наблюдательность, умение вчитываться в текст и определять логические несоответствия.

Задания на дополнение текста – умение «видеть» описываемый предмет, знать его существенные признаки.

Познавательные УУД

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведѐтся в следующих направлениях:

Работа с картой (как в атласах, так и контурных картах) – карта основной источник информации по географии, она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое, поиск объектов помогает формировать и развивать логическое мышление учащихся, во время выполнения заданий обозначения названия объектов развивается моторно-сенсорная память,

Практические работы – формируют умение применять таблицы, схемы, графики, модели для получения и преобразования информации, находить черты сходства и различия между объектами и явлениями, формируют умение устанавливать причинно-следственные связи, формируется навык составления схем, картосхем, графиков, формируется умение практического применения знаний.

Подготовка презентаций учащимися - формирует у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Логические задания – способствуют развитию основных видов логических операций анализ, синтез, сравнение, формирует умение у учащихся классифицировать, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, формировать понятия, цели урока.

Коммуникативные УУД.

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Основные формы работы по формированию коммуникативных УУД:

игровые уроки – интересны учащимся 5-7 классов, способствуют формированию познавательного интереса к предмету география, способствуют формированию умения оказывать помощь своим одноклассникам

обобщающие уроки – способствуют выявлению сформированности умений и навыков по определенным темам курса география,

исследовательские уроки – способствуют развитию познавательных интересов учащихся, способствуют формированию основ логического мышления,

практические работы – направлены на формирование практических навыков деятельности,

создание проектов – ориентировано на создание оригинального конечного результата для каждого ребенка в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Формы контроля метапредметных результатов, которые я использую в своей деятельности:

Индивидуальные, групповые.

Фронтальный, устный, письменные опросы.

Зачеты по темам, разделам, географической номенклатуре.

Методы контроля:

Наблюдение.

Проектирование.

Тестирование.

Формы оценки метапредметных результатов могут быть разными задания разработаны или взяты из учебников, сборников КИМ по географии или рабочих тетрадей согласно УМК

Выполнение специально сконструированных диагностических задач

Выполнение учебных и учебно-программных задач или практических работ в рамках учебного предмета

Выполнение комплексных заданий на межпредметной основе.

Представленные виды заданий направлены на проверку сформированности метапредметных результатов именно в рамках предмета география. Эти задания возможно использовать при составлении комплексных работ по проверке сформированности результатов обучения в школе или при подготовке учащихся к всероссийским проверочным работам.

При работе над темой самоанализа я изучила большое количество литературы по созданию диагностических работ, диагностических карт на определение уровня сформированности метапредметных результатов.

Используемая мной диагностическая карта взята из разработок Петрова Е.Ю., кандидата педагогических работ, доцента Томского государственного педагогического университета. Эта диагностическая карта помогает определять степень сформированности метапредметных результатов в ходе обучения учащихся, и позволяют выявить проблемы в освоении предмета «География» у отдельных учащихся, вести коррекцию. Данные диагностические карты основываются на диагностике уровня сформированности общеучебных и предметных умений.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации