Статья «Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии»
О. А. Уманец
Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии
Профильное обучение всегда вызывало к себе неподдельный интерес. Оно стало центром большого количества дискуссий, где выяснялись его преимущества и недостатки. Говорить о таком виде обучения могут все члены общества, а реализовывать таковое должны учителя. Педагоги, сталкиваясь с необходимостью профильного обучения, должны обладать целостной картиной его сущности. На какие вопросы надо иметь ответы педагогу, чтобы осуществлять профильное обучение, дабы оправдать ожидания обучающихся, их родителей и государства? Безусловно, эта картина складывается из того, какие цели и задачи имеет профильное обучение, и, что не мало важно, методы, с помощью которых будут решаться задачи для достижения поставленной цели.
Итак, одной из целей профильного обучения биологии является обеспечение углубленного изучения биологических дисциплин в рамках программы полного общего образования. Для этого в нашем лицее разработаны программы профильного обучения по биологии в 10-11 классах на основе примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов профильный уровень (автор В. Б. Захаров). Программа рассчитана на 4 часа в неделю. Такое количество часов помогает углубить изучаемые темы, отработать теоретический материал на семинарских занятиях, а также даёт возможность проводить на качественном уровне практические и лабораторные работы, которые также углубляют понимание теоретического материала, переводя его из области теории в плоскость практический умений, навыков. Таким образом, обучающиеся могут получить внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить на практике, а также внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. [1].
Так в программе профильного обучения 10-11 классов запланированы практические работы, которые отсутствуют при изучении биологии на базовом уровне для 10 класса «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле», «Изучение хромосом», «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений», «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза», «Сравнение процессов бесполого и полового размножения», «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства», «Составление родословных», «Сравнительная характеристика пород (сортов)»; в 11 классе «Выявление изменчивости у особей одного вида», «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора», «Наблюдение и описание особей одного вида по морфологическому критерию», «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора», «Сравнение процессов экологического и географического видообразования», «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции», « Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции», «Выявление ароморфозов у растений», «Выявление идиоадаптаций у растений», «Выявление ароморфозов у животных», «Выявление идиоадаптаций у животных», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека», «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас», «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота», «Описание экосистемы своей местности (Видовая и пространственная структура экосистемы, сезонные изменения)», «Описание экосистемы своей местности (Антропогенные влияния в экосистемах своей местности)», «Описание агроэкосистемы своей местности. Видовая и пространственная структура экосистемы, сезонные изменения, антропогенные изменения», «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».
В рабочей программе также планируется проектная деятельность, в ходе которой ученику необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, в результате чего он воспринимает знания как действительно нужные. Примеры предлагаемых проектов: «Строение клетки как образ функционирования г. Таганрога», «Рекламное агентство тканей (растений, животных, человека)», «Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека», «Чему я могу научиться у Г. Менделя», «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика», «Этические проблемы методов генетики человека: искусственное оплодотворение, клонирование, направленное изменение генома», «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)», «Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники».
Немаловажную роль в освоении углубленного курса изучении биологии играет и дополнительное образование. В 10 -11 классах обучающиеся осваивают в рамках урочной деятельности курс общей биологии, который подразумевает фундаментальные знания по курсам «Бактерии. Растения. Грибы» (6 кл.), «Животные» (7 кл.), «Человек» (8 кл.). Редко встречаешь ребят, которые с очень юного возраста заинтересовались данным предметом и качественно освоили его. Чаще мы, учителя и дети, сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок осознал свой профессиональный интерес, но базовые знания этих курсов оставляют желать лучшего. Кроме того, надо отметить, что профильное обучение подразумевает и в этих курсах усложнение материала, следовательно, даже если обучающийся имеет хорошие базовые знания по предыдущим биологическим дисциплинам, ощущается необходимость и в повторении, и в коррекции, и в углублении, и в установлении взаимосвязей с изученными закономерностями общей биологии. Всё это можно сделать в рамках дополнительного образования. В нашем лицее для достижения вышеперечисленного мы обычно планируем курс для 9-10 классов «Ботаника. Животные» (2 ч. в неделю), для 11 класса «Человек» (1 ч в неделю).
Таким образом, материал, изучаемый на таких занятиях, углублен и расширен.
А теперь обратим внимание на следующие цели профильного обучения:
Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.
Как достичь такого результата? Необходимо начать конструировать образовательное пространство. С моей точки зрения, профильное обучение даёт простор для педагогической мысли и её реализации.
Поработав несколько лет в профильных классах, я для себя определила основные точки напряжения, преодолев которые можно достичь требуемый результат.
Первая «точка напряжения» - особенности работы конкретных учеников с информацией, т.е. надо понять, как они думают? Как помочь ребятам осваивать материал? Что сделать, чтобы они впитали то, что происходит на уроке?
В этом отношение мне нравиться материал по определению стиля обучения К. Д. Дятловой «Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии», где описывается и методика определения репрезентативной системы, и методы работы учителя, ребёнка в соответствии с определённым стилем.[2] При этом, с одной стороны, педагог отшлифовывает свои способности подавать учебную информацию в полимодальной форме, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Важно предварительно провести определение репрезентативных систем учеников профильного класса - предпочитаемого способа восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал). Для этого можно использовать как небольшой период времени вводного урока, так и занятие по дополнительному образованию.
С другой стороны, ознакомить на уроке или факультативе обучающихся со способами оценки своих когнитивных особенностей и с совокупностью приемов учения, позволяющих носителю данных качеств сформировать свой индивидуальный стиль учения и повысить эффективность образовательного процесса. Полезно раздавать такой материал в печатном виде, как опорную схему, чтобы ученики могли к нему обращаться, пока привыкнут к этой системе.
Результат: индивидуализация педагогического процесса.
Вторая «точка напряжения» - мотивация. Её отсутствие делает невозможным процесс восприятия знаний. Какой же метод работает на повышение мотивации ребят? Ответ: метод проектов. Даже самый отстающий ученик может себя в этой деятельности реализовать и достигнуть хорошего результата. Используя метода проектов, педагог способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, приобретаются коммуникативные умения, работая в различных группах. В ходе проектной деятельности учитель осуществлят более индивидуальный подход к ребенку. Есть возможность улучшить психологический климат на уроке. [3]
Результат: сохраняется индивидуализация учебного процесса, повышается уровень его интенсивности, предоставляется возможность обучающимся выбрать свой темп продвижения к конечным результатам обучения [4]; учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер [5].
Третья «точка напряжения» - уровень сформированности регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Основной материал углубленного изучения биологии требует интеллектуальных, физических и даже моральных усилий от ребят, чтобы освоить его. Как помочь им поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции?
У каждого педагога есть свои методы выработки регулятивных действий. Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.
Результат: педагог может по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных.
Итак, профильное обучение позволяет:
1. Расширить рамки изучаемого предмета, углубляя и отрабатывая его за счёт планирования.
2. Обеспечивает более длительное сотрудничество с обучающимися, что создать климат на уроке, провести психологические исследования для определения репрезентативных систем лицеистов, а значит выяснить стиль их обучения.
3. Позволяет конструировать образовательное пространство, используя метод проектов, коучинговый подход и другие современные образовательные технологии.
Литература:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
2. Дятлова К. Д. Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии . Москва: Педагогический университет «Первое сентября» . 2014
3. Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде.-М.: Интеллект-Центр, 2014.
4. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. Казань: Изд-во КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. 146 с.
5. Позднеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.
Дьячкова Наталья Анатольевна