Статья «Технология проектного обучения как средство развития творческих способностей обучающихся»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем.
Причем развитие креативности и творческой познавательной активности, как цель всего образовательного процесса, касается ВСЕХ участников образовательных отношений. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
При использовании проектной технологии в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Таким образом, реализуются все основные принципы федеральных государственных образовательных стандартов, а также личностно-ориентированного обучения. Все это необходимо для реализации социального заказа в условиях современного образования.
Для достижения основной педагогической цели ставлю перед собой следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.
Для решения этих задач использую разнообразные методы и средства, в первую очередь ИКТ, например, разнообразные средства для создания интерактивных книг и плакатов, презентаций, широко использую в своей педагогической практике создание презентаций с анимационными эффектами, а также включаю в их создание самих обучающихся. Важно при этом реализовывать историко-культурный потенциал «малой» родины, (параллельно решая задачи патриотического воспитания), а также включать элементы межпредметности и надпредметности, формируя функциональную грамотность обучающихся.
https://www.wordclouds.com/ - очень удобный сервис для использования метода «Ассоциативный ряд», интерфейс понятный, на русском языке.
Еще больше творческих отчетов по реализации методв проектов можно найти по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/i/otQuRaXeBdSNVg
https://cloud.mail.ru/public/8Kog/sXMS7gYja
https://cloud.mail.ru/public/2yyv/5kmR9fKCY .
Результативность такой деятельности также мной оценивается как высокая. В первую рчередь – по участию в разнообразных конкурсах различного уровня.
Как итог – каждый участник образовательного процесса достигает определенных целей:
Педагог поощряет талантливых учеников, способствует развитию их индивидуальности, формирует личностные качества;
Ученик получает стартовую площадку для самовыражения, профориентации и позиционирования себя в «ситуации успеха»;
Школа повышает свой индивидуальный рейтинг, формирует свою собственную, неповторимую образовательную среду;
Каждый родитель с гордостью наблюдает за успехами своих детей, а при своем непосредственном участии - способствует выстраиванию доверительных отношений и тем самым укрепляет институт семьи.