Организация индивидуальной поддержки как средство развития способностей ребенка в рамках реализации ФГОС

0
0
Материал опубликован 30 March 2016

Организация индивидуальной поддержки как средство развития способностей ребенка в рамках реализации ФГОС

Приоритетным направлением, в рамках реализации ФГОС, общеобразовательной школы становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, стремящейся к самореализации, саморазвитию, достижению успеха в обучении.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей совершенствования учебного процесса в школе. Это предполагает использование всего спектра образовательных возможностей, предусматривающих поиск инновационных форм, методов и средств, ведущих к превращению учащихся в субъект обучения и обеспечивающих развитие их индивидуальных и личностных качеств.

Проблеме индивидуально-личностного развития в многочисленных исследованиях философов, психологов, педагогов отводится особое место. Наиболее глубоко и разносторонне проблема развития представлена в наследии К.Д. Ушинского, утверждавшего, что в процессе обучения "должно иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие" По его мнению, следует упражнять способности ученика, совершенствовать его наблюдательность, мышление, "дар слова", внимание, память, развивать ребенка "во всей его живой, гармонической, природной целости" .Разделяя мысль А. Дистервега о различении целей "формальной" и "материальной", К.Д. Ушинский предупреждал "не увлекаться ни одной из них настолько, чтобы позабывать о другой". В своих трудах он писал, что педагог должен в сфере воспитания исходить из признания природосообразности воспитания: сама природа требует учитывать "психологический закон развития души человеческой", а в обучении - "с требованием человеческой природы вообще и детской в особенности".. В связи с общим развитием детей в процессе обучения К.Д. Ушинский в своих трудах большое внимание уделял наблюдательности, речи, мышлению, считал свободу и раскрепощенность непременным условием успешного развития учащихся.

Анализ литературы по данной теме показал, что эффективная организация учебной деятельности оказывает влияние на позитивные индивидуальные и личностные изменения самого субъекта деятельности - школьника.

Система работы осуществляется в выработке способов индивидуальной поддержки учащихся. Также одним из возможных вариантов решения проблемы является выбор УМК.

В данный момент я работаю по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа».

Как же в рамках данного комплекта осуществляется индивидуальная поддержка?

В данном комплекте к каждому предмету разработаны тетради.

Например, при изучении темы «Фольклор» по литературному чтению в 1 классе детям предлагается попробовать свои силы в творчестве: по желанию нарисовать картинку к сказке Маши - про Белочку и Дятла или к сказке Мити - про Медведя и Пчелу так, чтобы стало понятно, что это докучная сказка.

Так, при изучении свойств воды в 3 классе по окружающему миру обучающимся предлагается провести ряд опытов: определить, какую воду они пьют дома, и какая вода находится в ближайшем водоеме. Дети подтверждают предположение о том, что в водопроводной воде всегда содержатся растворенные вещества и определяют с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды.

В разделе учебника литературного чтения « В гостях у Барсука», анализируя текст 2 класса «Красота» С. Козлова, дети получают задания творческого характера: по пути из школы приглядеться к знакомому деревцу. Понаблюдать за птицами , которых часто не замечал. Посмотреть на дорогу, уходящую вдаль. Обратить внимание на небо, которое никогда не бывает одинаковым. Обучающимся удается окружающий мир воспринимать по- новому - в самом простом видеть красоту.

Индивидуальная поддержка осуществляется при работе со словарями. Система самих заданий рекомендует обращаться к словарям при решении разных проблем. Например, грамматический словарь помогает решить проблему написания слов.

При изучении темы: «Глагол» встает проблема написания глаголов: лаять или лаить, сеять или сеить?

Чтобы справиться с проблемой дети получают следующее задание.

Откройте обратный словарь на -Ь, найдите глаголы на -ять. Выпиши столбиком все глаголы, которые подчеркнуты. Выдели в них глагольный суффикс.

Рядом с каждым напишите по одному родственному глаголу с приставкой, лаять - залаял, таять - растаял, сеять - посеял, кашлять - закашлял.

Дети рассуждают: в данных глаголах суффикс в безударной позиции, в словаре мы видим, что в записи этих глаголов участвует суффикс -я. Глаголы с суффиксом -я относятся к глаголам 1 спряжения. Поэтому мы не можем писать суффикс -и.

Орфоэпический словарь формирует фонетические и орфоэпические умения. Задания следующие:

-запиши слова в три столбика с ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге. Проверь место ударения в словах с помощью словаря «Произноси правильно».

открой словарь «Произноси правильно». Найди слова с удвоенными согласными, пришедшие из других языков. Запиши их в два столбика :

слова, в которых на месте двух одинаковых букв произносится два звука;

слова, в которых на месте двух одинаковых букв произносится один звук. Словообразовательный словарь помогает понять образование различных слов. Покажи письменно, как образовалось слово разноцветный. Проверь себя по словарю в разделе «Образование сложных слов»

Дети дают следующий ответ:

Слово разноцветный - это сложное слово. Оно образовалось от основ двух слов разн-ые цвет-а + соединительная гласная + суффикс —► разн-О-цвет-Н-ый.

Работа в парах, группах осуществляется практически на каждом уроке. Например, на уроке математики при изучении темы «Умножение многозначного числа на однозначное» .

Предлагается выполнить задания следующего характера :

Составь задачу, решением которой является произведение 125*4.

Вычисли и запиши ответ составленной задачи. Сравни свой ответ с ответом соседа по парте.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Полезные ископаемые» используется как парная, так и групповая работа.

Групповая работа проводится с рассказами из хрестоматии. Учащиеся делятся на три группы:

Первая группа читает рассказ «Откуда взялся уголь?»

Вторая - «Каменный уголь - очень полезное ископаемое»

Третья - «Как образовалась нефть?»

Затем дети объединяются в новые группы и обмениваются полученными знаниями.

При организации ДМ класс делится на новые группы. Здесь дети располагаются как им удобно. Каждая группа читает свою часть одного и того же параграфа. Далее представитель от каждой группы рассказывает свою часть параграфа.

Затем организуется парная работа. Ученики читают абзац параграфа о мраморе, рассматривают фотографию мраморной скульптуры и выделенные фрагменты. Один учащийся находит фрагмент фотографии и показывает соседу по парте. А сосед рассказывает о разнообразной окраске горной породы, из которой сделана эта скульптура.

В данных видах работы индивидуальная поддержка заключается в осуществлении совместной деятельности учащихся.

Использование парной и групповой работы формирует развитие коммуникативной компетенции, учащийся выносит свое мнение на группу и здесь создается ситуация успеха, что позитивно влияет на развитие творческой, свободно мыслящей личности.

Способности ребенка развиваются и при посещении Музейного дома, который знакомит с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Осуществляется связь живописи с другими видами искусства: музыкальными произведениями, произведениями литературы.

Так при изучении стихотворения Василия Жуковского «Славянка» по литературному чтению в 4 классе параллельно идет работа над картиной И.Левитана «Тихая обитель».

При анализе стихотворения Жуковского мы обсуждали с детьми, что взору поэта открыто все синее небо - от запада до востока, то есть он видит обширную панораму заката. Дальняя точка зрения, панорамность свойственна и пейзажу Исаака Левитана, что придает ему масштабность, делает величественным. Также дети замечают, сходными являются и впечатления, которые они получают при чтении стихотворения и рассмотрении картины - это красота яркого, необычного заката, постепенно опускающихся сумерек и наступающей тишины.

УМК предлагает разные виды и формы самостоятельных работ:

Под самостоятельной работой подразумевается расширение способов познания за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, а также за счет умения собирать самостоятельно информацию.

Результатами этой работы являются сообщения, доклады учащихся на различные темы. Например, изучая тему «Знакомство с происхождением Солнечной системы» учащимся предлагается сделать сообщение о планетах Солнечной системы. Изучая раздел « Природные зоны» учащимся также предлагается сделать доклады по данной теме.

Исходя из форм, методов и средств, которые предлагает УМК процесс обучения задает содержание и характеристику учебной деятельности ребёнка, способствующей реализации универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

Также и внеурочная деятельность, разработанная авторами комплекта реализуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, что также способствует реализации универсальных учебных действий.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации познавательной, коммуникативной, регулятивной и личностной деятельности школьников. Теоретически в цепи начального образования появилось новое звено, являющееся его логическим завершением, формирование способности применять универсальные учебные действия и знания в практической деятельности и повседневной жизни.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации