Статья «Метод проектов: роль учителя в процессе его осуществления на уроках гуманитарного цикла»
Белкина Надежда Владимировна,
учитель русского языка и литературы
СОШ при Посольстве России в КНДР
Метод проектов: роль учителя в процессе его
осуществления на уроках гуманитарного цикла
Ведущее место среди методов, которые требуются сегодня обновляющейся школе, принадлежит методу проектов. Литературное образование – благодатная почва для реализации их различных видов и форм.
Какие же проекты чаще всего могут быть использованы при изучении литературы? Прежде всего, исследовательские, творческие и ролевые проекты. Их темы, как правило, предлагаются учителем, а ученик выбирает то, что ему близко, либо ребёнок сам предлагает учителю интересную тему, но часто это серьёзная совместная работа, в результате которой рождаются творческие идеи.
Роль учителя в этом процессе очень высока. Это независимый консультант, помогающий своим воспитанникам самостоятельно достичь намеченную цель, он учит самостоятельно находить информацию, работать с ней, проводить исследования, передавать и представлять полученные знания и опыт. Кроме того, у учащихся формируются навыки совместной работы и делового общения.
Приведём примеры из собственной практики. Итак, исследовательские проекты, напоминающие по структуре подлинно научное исследование. Они могут быть моно - и межпредметными, внутриклассными и внутришкольными или другого масштаба. По продолжительности – мини-проекты (один урок), краткосрочные (4-6 уроков), недельные, годичные.
Многие педагоги внедряют данный вид проекта в основном в старшей школе. Наш опыт показывает, что чем раньше ребёнок познает азы исследования, тем быстрее он осознает своё место в учебной деятельности, тем раньше он сможет достичь высоких результатов и планировать свою дальнейшую жизнь. Но главное – это развитие интереса, дифференцированный подход в результате работы, позволяющий проявлять способности в исследовательском направлении, которые ярче выражены у ученика.
В пятом классе учащиеся получили задание узнать, творчество каких писателей-земляков связано с темами детства, войны, любви к родному краю. В результате поисков они выяснили, что есть писатель, в творчестве которого все эти темы органично переплелись. Это любимый всеми детьми Л.А. Кассиль. На протяжении учебного года ребята составили каталог его произведений, изучили их, знакомились с биографией. Результат – посещение музея Л. Кассиля в городе Энгельсе.
В шестом классе учащиеся обменивались впечатлениями о прочитанном, составляли кроссворды по произведениям Л. Кассиля, выпускали газеты, писали отзывы о книгах и сочинения. Результат – литературная гостиная «Страна Швамбрания». Следует отметить, что в данном проекте, как и во многих других, реализуется несколько целевых направлений (в частности, творческий проект).
В седьмом классе образовались мини-группы (по 2-3 человека), выбравшие для детальной проработки следующие темы: «Детство и война», «Изображение родного края в творчестве писателя-земляка», «Проблемы чести и достоинства в повестях Л. Кассиля» и т.д. Ребята пришли к выводу, что о настоящей детской литературе взрослые, к сожалению, говорят с ними достаточно мало. Произведения Л. Кассиля в школьную программу не включены, а ведь, по их мнению, это один из интересных для их возраста (11-13 лет) писатель. И художественная сторона его творчества чрезвычайно высока, что они и продолжают исследовать на данный момент.
Очень интересным признали учащиеся восьмого гуманитарного класса исследовательский проект «Слово о полку Игореве» в русской культуре и искусстве». В ходе работы над ним ребята разделились на три группы (групповой проект) по интересам: литературоведы, художники, музыканты. При подготовке реализации этого краткосрочного проекта на уроке учащиеся вместе с учителем посетили отдел редкой книги в музее К. Федина, выставку «Древнерусское искусство» в художественном музее имени Радищева, прослушали оперу Бородина «Князь Игорь», после чего состоялась встреча с заслуженным артистом РФ А.Н. Самойловым, исполнявшим партию Владимира Игоревича. Учителю тоже нашлось место не только в качестве координатора и консультанта. Ученики попросили стихами предварить выступление каждой группы, они должны были соответствовать тематике их работы. Каждая группа выбрала себе руководителя из числа сильных учеников.
Итак, группа художников изучала книгу Д.С. Лихачёва «Слово о полку Игореве и культура Древней Руси», искала материал о художниках, иллюстрировавших поэму (Фаворский, Перов, Носков), выполняла работу по подбору иллюстраций и сравнению, анализу образа Ярославны на разных полотнах. Кроме того, члены группы сами иллюстрировали эпизоды «Слова о полку Игореве», составили экскурсию по этим иллюстрациям, занимались словесным рисованием.
Не менее трудоёмкую работу провели «музыканты». Их задача – не только собрать материал о творчестве А. Бородина и его опере, но и исследовать сюжет «Слова о полку Игореве», летописи и оперы, сравнить, ответить на вопрос: почему они не совпадают. Учащиеся анализировали рецензии на спектакль, написанные ими, проводили музыковедческий сравнительный анализ арий Кончака и Игоря, записали радиобеседу с актёрами-исполнителями.
Литературоведы на основании изученных статей Л. Дмитриева, Фогельсона и других постарались исследовать «тёмные места» в «Слове о полку Игореве», сравнить переводы этого памятника В.Жуковским, К.Бальмонтом, Н.Заболоцким, показать значение роли художественных переводов для читателя.
Результат – написание сочинения «Любимые страницы «Слова о полку Игореве», составление сборника рецензий, выставка рисунков и т.д..
Учащиеся успешно выступают на научно-практических конференциях разного уровня со своими проектами.
Творческие проекты реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Назовём лишь некоторые. Проект «Детство и война»; мини-спектакль «Мой ровесник Пушкин», подготовленный с учащимися седьмых классов при поддержке школьной библиотеки. Большим успехом пользуются среди учащихся 10-11 классов патриотические проекты: «Песни и стихи Гражданской войны», «От Афгана до Чечни». Эта тема оказалась интересной и для учащихся 5-6 классов (проекты «Мир отстояли и сберегли» и «Живая земля»). Результат – составление сборников стихов и рассказов.
Разработка и реализация ролевых проектов достаточно сложна. Их участники берут на себя роли литературных персонажей или выдуманных героев. Учитель практически никогда не знает, чем они завершатся. Яркими примерами подобных проектов могут служить такие, как «Суд над Печориным» (по роману М.Ю. Лермонтова), литературная дуэль по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «Диалог Онегина с Печориным», «Волжская «Госпожа Бовари» (спор Катерины Кабановой и Эммы Бовари) и т.д..
Одним из примеров проектной деятельности учащихся могут служить уроки внеклассного чтения. На этих уроках используются самые различные виды проектов. Например, в 9 классе при изучении темы «Романтизм в мировой литературе» можно провести урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера», предваряющий тему. Цель проекта – показать необычность перехода от предромантизма (творчество Ф. Шиллера) к романтизму, доказывая при этом связь произведений мировой литературы в свете традиций. В практике работы над данным проектом учащиеся анализируют драму Шиллера «Вильгельм Телль», выбрав для детального анализа один из эпизодов (рассказы о подвигах Телля, сцену с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Затем сюжет драмы сравнивается с сюжетами баллад В.А. Жуковского, из чего видно, что творчество Шиллера оказало большое влияние на русскую литературу. Не случайно Жуковский стал переводчиком баллад Шиллера на русский язык.
Сопоставляя драму Шиллера с произведениями русской литературы, учащиеся обязательно проведут параллель между героическими народными характерами Тараса Бульбы и Вильгельма Телля.
Индивидуальный читательский опыт учащихся при работе над данным проектом очень важен, так как его использование позволяет протянуть нити к произведениям английского, французского и американского романтизма (благородные герои В. Скотта, В. Гюго, Ф. Купера).Выход этого проекта – классная конференция «Значение романтизма в мировой литературе».
Уровень продуктивного мышления у учащихся, занимающихся проектной деятельностью, постепенно возрастает. А гуманитарно одарённые дети впоследствии принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня.
В работе над проектами нужно следовать по пути любви и уважения, творческого саморазвития, обретения истины, неконфликтного общения, толерантности, заботы о здоровье, стремления достигнуть высшей степени своего развития. И тогда проекты станут эффективными, перспективными, многогранными и неисчерпаемыми.
Список литературы:
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
Никитина Людмила Анатолиевна
Белкина Надежда Владимировна
Никитина Людмила Анатолиевна
Белкина Надежда Владимировна