Статья «Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6» город Ярославль
Статья на тему:
«Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
Автор: Тарасенко Наталья Валерьевна, педагог – психолог, учитель – дефектолог
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.
Ранее о дистанционном образовании в дошкольном возрасте не могло быть и речи. Реальное взаимодействие, контакт глаз воспитанника и педагога – единственный возможный вариант. Период пандемии явился катализатором нового подхода к процессу обучения и воспитания.
Основная идея дистанционного образования, на мой взгляд, обеспечение доступности дошкольного образования для детей в любых жизненных ситуаций.
На сегодняшний день я работаю педагогом психологом и учителем – дефектологом, применяю следующие формы дистанционной работы:
- с родителями: консультирование родителей (законных представителей) индивидуально; проведение родительских собраний, семинаров с большим количеством участников. В ходе работы освоила следующие платформы и мессенжеры: Zoom, Skype, Viber, WhatsApp.
- с детьми: индивидуальные занятия, направленные на развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, познавательных процессов. В практике осуществляла занятия с детьми от 5 до 7 лет, с активным участием родителей. Заранее родителям на электронную почту высылала материал необходимый для занятия, который они распечатывали, или создавали своими руками. Таким образом, занятие проходит с использованием наглядного материала: как на экране, так и на столе;
- с педагогами: успешно проходят семинары, тематические собрания, консультации.
Несомненное достоинство данный форм работы: свободное передвижение, экономия времени, возможность проводить работу с детьми, находящимися дома. Мы не упустили времени и добились стабильно положительных результатов развития воспитанников. Основной акцент был сделан на детей с ОВЗ: тяжелые нарушения речи и задержка психического развития.
Помимо вышеперечисленного, на сайте учреждения, а также в социальной сети Вконтакте, у меня, как специалиста, были созданы личные страницы, наполнение которых отвечало на следующие вопросы:
- когда нужно обратиться к специалисту;
- игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов и познавательной сферы дошкольника;
- пособия, необходимые для дистанционной работы;
- контактная информация для прямого взаимодействия с родителями и специалистами.
На сегодняшний день, работа в дошкольном образовании ведется в режиме офлайн. Дети посещают дошкольные учреждения, родителей консультируем лично, используя маски и перчатки. И казалось бы, дистанционное образование потеряло свою актуальность, но – нет.
Считаю возможным и необходимым взять наиболее эффективные способы и формы работы в дальнейшую жизнь. А именно:
- проведение работы с детьми часто болеющими, не посещающими детский сад в силу семейных обстоятельств;
- проведение консультаций с родителями по вопросам, не требующим личного присутствия;
- проведение мероприятий с педагогами по обмену опытом;
- ведение страниц на сайте учреждения и в социальных сетях: с целью просвещения родительской общественности, привлечения внимания к вопросам развития и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Таким образом, дистанционное обучение в работе с детьми дошкольного возраста возможно, применяется и имеет свои положительные стороны. Как специалист, считаю, что освоив технологии дистанционного образования, я расширила свой багаж профессиональных навыков. Мы не знаем, что будет дальше, однако абсолютно уверена – мы справимся.