Статья «Возможности дистанционного обучения: идеи, технологии, методы и средства»
Пандемия Covid-19 и последовавшее за ней социальное дистанцирование затронули все слои общества, в том числе образование. А 9 апреля 2020 года во всем мире более 1 500 000 000 учащихся от начального до высшего образования не могли посещать школу (ЮНЕСКО, 2020 ).Чтобы образование продолжалось, учебным заведениям пришлось быстро адаптироваться к ситуации и искать быстрые решения в различных цифровых учебных платформах. Это привело к беспрецедентному развитию онлайн-обучения.
Образовательные учреждения и учителя в образовательных системах переводили свою работу из классных комнат и лекционных залов на цифровые платформы почти в мгновение ока. Этот быстрый переход также выявил пробелы и недостатки в том, как онлайн-обучение было или не было принято в образовательных учреждениях. Усилия по заполнению этих пробелов привели к притоку различных видов поддержки, таких как сеансы прямого подключения, бесплатные веб-семинары и сообщения в блогах. Возможно, что еще более важно, ситуация стала новой рыночной возможностью для поставщиков коммерческих платформ цифрового обучения.
Быстрый переход к учебным платформам и онлайн-обучению также вызвал обеспокоенность по поводу конфиденциальности, а также их влияния на жизнь. Родители тоже пострадали, и многие из них, возможно, впервые осознают социальную цель образовательной системы и ее способность структурировать повседневную жизнь. В момент кризиса образовательные организации должны были тщательно продумать свой выбор в отношении онлайн-обучения и образовательных технологий.
Онлайн-обучение может принимать множество различных форм, в том числе более инновационные и увлекательные с педагогической точки зрения, чем обычно используемые процессы передачи знаний. Онлайн-обучение часто понимается как синоним самообучения, основанного на содержании, где преимущества ограничиваются (относительной) независимостью от времени и пространства.
Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 1утверждён порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.2
Таким образом, образовательные организации вправе использовать смешанное обучение, совмещая электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии и организацию обучения в учебных аудиториях либо использовать исключительно электронное обучение и (или) дистанционные образовательные технологии.
В тоже время, в соответствии со статьей 2 Закона "Об образовании в РФ" к средствам обучения и воспитания относятся компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Статья 16 Закона "Об образовании в РФ" определяет порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В нашем быстро развивающемся мире, где технологии становятся огромной частью жизни, как дома, так и на рабочем месте, многие школы стремятся модернизировать преподавание и обучение с использованием новых технологий, которые, по их мнению, способны революционизировать стандартную классную комнату.
Мы – практикующие дистанционное обучение педагоги – тоже пробовали различные инструменты для организации дистанционного обучения со своими учениками в тот же период. Апробированы были Skype, Zoom, Discord и Microsoft Teams.3
ZOOM – инструмент на момент апробации оказался удобен. Возможна была организация групповых работ, ученики могли «поднять руку», ссылка на конференцию создавалась просто. Ограничение по времени на уроках не сказалось ввиду ограничений длительности дистанционных уроков. К Zoom, который учителя активно использовали весной, возникали вопросы. Были жалобы на пранкеров, срывающих уроки. В бесплатной версии есть ограничения по времени и по числу участников конференции. Платная стоит около 1000 рублей в месяц.
SKYPE – первый инструмент, который был опробирован моими коллегами в качестве платформы для организации онлайн-уроков. Данный ресурс на момент апробации (март-май 2020 года) требовал обязательной регистрации учеников, много забирал трафика.
Discord – не является полноценной платформой для организации веб-конференций. Но является популярным ресурсом среди учеников. Есть возможность трансляции экрана, голосовых чатов, тонкой настройки ролей и распределения учеников по группам. Ограничение в количестве учеников (сначала 10, потом временно увеличили до 50). Подходит, на мой взгляд, для проектной работы.
Microsoft Teams – входит в стандартный пакет Office 360. Приложение дает возможность формирования команд численностью до 300 человек. Школой, в которой я работаю, было принято решение перейти на данную платформу осенью 2020 года. Платформа удобна для организации работы больших команд и есть инструменты для проведения уроков: 4
1. Онлайн-выступление перед классом. Ученики могут комментировать происходящее в текстовом чате, а также включаться в обсуждение голосом. Учитель же располагает инструментами для передачи слова только одному выступающему и для переключения общей трансляции со своего рабочего стола на любой другой (своего рода дистанционный аналог вызова к доске).
6) Запись на память. Учитель может записывать уроки онлайн в Teams для последующего пересмотра и лучшего усвоения материала.
7) Расписание с уведомлением. Учителю не составит труда напомнить ученикам о начале очередного занятия при помощи встроенного ежедневника, а отсутствовавшим — сообщить о прошедшем уроке.
8) Совместная работа и оценка. Оценить, хорошо ли усвоен учениками материал, позволят опросники Microsoft Forms, которые с лёгкостью интегрируются в Teams. Совместная работа нескольких участников сессии возможна в приложениях Word, PowerPoint, Excel, Forms.
10) Внеурочная работа. При помощи Teams легко организовать не только дистанционные занятия в классе, но и посещение виртуальных кружков. Совместное чтение и обсуждение прочитанного, шахматы, рисование, даже виртуальная экскурсия всем классом в закрытый мир Minecraft для возведения там цифрового двойника здания любимой школы — вся эта активность отменно организуется и направляется через Microsoft Teams.5
Teams помогает учителям вести урок как онлайн, так и офлайн. Технологии делают образование более интеллектуальным и эффективным, тем самым больше удовлетворяя потребности учащихся.
Можно обучать своих учеников в реальном времени (синхронно) с помощью прямой трансляции или групповых встреч с помощью Microsoft Teams, или же можно использовать записанные (асинхронные) методологии с широким спектром мультимедийных и цифровых функций, доступных для обогащения уроков.
Для учителя контроль — это еще и неотъемлемая часть обучения, систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика. Среди задач контроля можно выделить: определение качества усвоения учебного материала; определение путей совершенствования и углубления знаний и умений; создание условий для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность. Дистанционный формат обучения требует от нас гораздо более продуманных форм и методов контроля, поскольку неверно выбранный формат сможет оказаться очень затратным (с точки зрения сил, времени).
Каждый из нас с ужасом вспоминает первый опыт дистанта, когда мы получали от учеников огромные файлы сканов домашней работы, которые затем раздвигая экран, пытались что-то прочитать и оценить. И зачастую потратив огромные усилия, мы не решали тех задач, которые должен решать контроль. Главное правило: метод контроля должен соответствовать задачам контроля. Соответственно метод контроля должен соответствовать уровню учебной цели. Методы контроля также напрямую зависят от того, что проверяем.
Большую помощь учителю при организации контроля конечно оказывают тесты. Сегодня существует достаточное количество тестов, для выполнения которых необходима не только хорошая память или простейшие мыслительные операции, но и мыслительные операции более высокого уровня. Рассмотрим конкретные примеры тестовых заданий. Тестовое задание с несколькими верными ответами. Для выполнения этих заданий необходимо не только провести расчеты, но и применить операцию сравнения. При создании тестов, опросов, можно использовать, например интернет-ресуры: Online Test Pad, Якласс, Google Forms.
При подготовке урока удобно придерживаться определенной «памятки для учителя по проведению дистанционного урока». Где учитель заранее готовит учебные материалы к каждому дистанционному уроку. При проведении дистанционных уроков необходимо проводить динамические паузы/физкультминутки для тела и глаз, а также чередовать виды деятельности (для соблюдения норм СанПина6). При объяснении материала целесообразно использовать опорный конспект/ментальные карты и прочие техники запоминания.
Рекомендации по расписанию времени дистанционного урока: |
|||
|
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
Структура и вариативность |
|
|
Задания для самостоятельной подготовки с коментариями 5 минут |
Примерная структура дистанционного урока:
Виды деятельности Время
1. Подключение класса, проверка присутствующих, обеспечение безопасности урока 2 минуты
2. Актуализация темы или повторение пройденного материала 5 минут
3. Объяснение новой темы 15 минут
4. Гимнастика для глаз/ Физкультминутка 1 минута
5. Работа с бумажными носителями (выполнение упражнений на закрепление) 10 минут
6. Рефлексия (вопросы по пройденной теме) 7 минут
Учебные материалы к электронному уроку могут включают:
1. План занятия для обучающегося (накануне урока записывается в электронный журнал);
2. Файлы с конспектом/образцами решения/заданиями;
3. Указание на теоретические материалы (учебник, учебное пособие, просмотр учебного фильма, сценарий урока и прочее);
4. Описание заданий, которые обучающийся выполняет самостоятельно.
При дистанционном обучении традиционные объяснительно-иллюстративные методы обучения не всегда могут решать задачи урока, поэтому урок в дистанционном формате предполагает альтернативные способы трансляции содержания с помощью видеофильмов, аудиозаписей, демонстрации схем, таблиц, интерактивных карт. С другой стороны, в связи с ограниченным временем урока информация должна излагаться в более сжатой конспективной форме. Удобно применять чек-лист проверки эффективности урока при дистанционном и электронном уроке в своей профессиональной деятольности.
Чек-лист проверки эффективности урока при дистанционном и электронном уроке.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УРОК: |
ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК |
||||||
Показатели |
Значения |
Показатели |
Значения |
||||
Задание в электронном журнале записано до начало урока (накануне, заранее) |
да |
нет |
Количество обучающихся онлайн ________ |
да |
нет |
||
В задании есть ссылка на просмотр электронных ресурсов (например, resh.edu.ru, prosv.ru, и т.д.) |
да |
нет |
Ссылка на подключение к дистанционному уроку размещена в электронном журнале до начала урока (накануне, заранее) |
да |
нет |
||
Четко сформулировано задание/нет ошибок, описок |
да |
нет |
Продолжительность урока соответствует СанПин |
да |
нет |
||
Указаны ресурсы для самопроверки/самоподготовки обучающихся |
да |
нет |
Организовано чередование видов деятельности обучающихся на уроке |
да |
нет |
||
Минимальный объем заданий |
да |
нет |
Проведена физкультминутка (для глаз/тела) да |
да |
нет |
||
Отмечено достижение положительных результатов обучающихся оценками |
да |
нет |
Учитель использовал наглядный материал |
да |
нет |
||
|
|
|
Рефлексия |
да |
нет |
В организации образовательной деятельности огромную роль играет информационно-образовательная среда, информационные и коммуникационные технологии как основной её элемент. Приведу примеры некоторых основных онлайн и офлайн Интернет-ресурсов, используемых мной в обучении. Так называемые «онлайн и офлайн «фишки»:
Google Forms — это бесплатный инструмент для сбора информации с помощью опросов, форм обратной связи и тестирования. С ним можно не только быстро провести опрос, но и составить список, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину. Можно добавить в форму видеоролики с YouTube и фотографии. Статистику ответов, в том числе в виде диаграммы, вы найдете прямо в форме, а ответы респондентов–в автоматически созданной таблице Google .
Mentimeter — это инструмент для создания интерактива. Он поможет сделать урок интерактивным: например, ученикам определить тему урока или провести рефлексию с помощью мгновенных опросов. Также можно добавлять вопросы, опросы, викторины, слайды, изображения, графики и многое другое в свою презентацию, чтобы создавать веселые и увлекательные презентации ( Mentimeter).
Epic Pen — удобная бесплатная программа для Windows, позволяющая рисовать на экране компьютера - на рабочем столе, в окне открытых приложений, документах, папках и т.д. Сервис с простым в использовании дизайном помогает создавать интерактивные доски для совместной работы в реальном времени, при проведении презентаций, решении задач. (epic-pen.com)
Learnis- поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. Откройте мир увлекательного обучения быстро, просто и доступно. Не нужно устанавливать на компьютер программы или владеть навыками программирования. Просто выбрать уже готовые квесты из каталога и адаптируйте задания для своего предмета. За счет игровых технологий повышается мотивация учащихся. Платформа Learnis работает на всех интерактивных досках. Игры можно использовать на групповых или индивидуальных учебных занятиях, а также в качестве домашнего задания. Сервис Learnis.ru позволяет создавать квесты подвида жанра "выход из комнаты". В таких квестах перед игроками ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. Для создания образовательного квеста, подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по сюжету квеста. Таким образом, педагог, добавляя содержание своей дисциплины, делает квест образовательным и увлекательным. Хотите преодолеть пассивность при просмотре обучающего видео? Добавьте вопросы, тесты и другие интерактивные элементы! https://www.learnis.ru/
Skysmart для учителя: способы сокращения затрат и времени в условиях дистанционного обучения. Возможности Skysmart: интерактивная рабочая тетрадь с заданиями на основе рабочих тетрадей издательства «Просвещение»; для 1-11 классов; задания для 4 четвертей учебного года; автоматическая проверка заданий; бесплатно!
ЯКласс - помощник учителя. Возможности: задания для домашней работы; выдача Д/З из банка задач согласно выбранному ; автоматический учёт результатов; результаты выполнения работ учениками сразу отображаются в журнале; анализ усвоения материала; выявление проблемных тем в программах различных школьных предметов; интеграция с электронными журналами. • Помогает самостоятельно освоить тему. Автоматический учёт результатов. Результаты выполнения работ учениками сразу отображаются в журнале.
Twiddla - это инструмент для совместной работы в режиме реального времени, совмесного использования онлайн-доски. Отправляется ссылка для подключения других участников во время занятия, регистрация при этом не требуется. Единственное, что требуется - это компьютер с подключением к Интернету и веб-браузер. Он не зависит от браузера, удобен для пользователя (https://www.twiddla.com/)
Технологии - это инновация человека, поэтому, когда педагог может применять технологии в обучении, это также новаторство. Благодаря оналайн-технологиям каждый может оставаться на связи. Учащиеся и учителя общаются, обсуждают, делятся своим мнением и совместно действуют в ситуациях. Таким образом, электронное обучение - это образовательный инструмент, позволяющий учащимся обмениваться знаниями и обсуждать их. Вместо того, чтобы находиться в классе и 30 минут слушать выступления учителей, учащиеся электронного обучения могут присоединиться к онлайн-группе / платформе и учиться вместе, взаимодействуя со своими сверстниками. В этом случае учителя более доступны и действуют как наставники, помогая ученикам развиваться.
Технологии проникли в образование и обновили весь процесс преподавания и обучения. В частности, электронное обучение, образовательный инструмент, который увеличивает доступность и удобство обучения На всех электронных платформах контроль учебной деятельности учитель осуществлял с помощью тестовых заданий (с функцией автоматической проверки и различными типами заданий), слайд-шоу и т.п.
Для родителей дистанционное обучение, конечно, создало трудности в организации учебного процесса в домашних условиях И многие вопросы такого обучения учителям и родителям приходилось решать впервые, возросла нагрузка, но детям это было интересно, они уверенно использовали различные технологии, что, несомненно, очень полезно при обучении.
1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" https://base.garant.ru/71770012/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2 1.https://base.garant.ru/71770012/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
2.https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/osobennosti_elektronnogo_obucheniya_s_primeneniem_distancionnyh_tehnologij_v_shkole
3.https://nra-russia.ru/glavnaya/roditelskoe-prosveshhenie/zakonodatelstvo-v-pomoshh-roditelyam/obrazovanie/online.html
4 https://news.microsoft.com/
5 https://news.microsoft.com/
6 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12183577/