Методические рекомендации «Методы и приёмы работы при подготовке к написанию итогового сочинения»
Методы и приемы работы при подготовке к написанию итогового сочинения
Одним из актуальных вопросов в подготовке к итоговой аттестации является работа по написанию итогового сочинения (изложения), так как именно оно является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. Данная разработка позволяет использовать современные методы и приемы работы при подготовке к написанию итогового сочинения на разных этапах работы.
Цели методической разработки:
подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
развитие творческих способностей личности;
развитие логического мышления;
развитие связной монологической речи.
Задачи:
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать, анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Работу по подготовке к написанию итогового сочинения необходимо начинать с требований к данному сочинению и алгоритма работы над ним.
Алгоритм работы:
1. Внимательно прочитайте тему сочинения.
2. Найдите и объясните значение ключевых слов темы.
2.1. Выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)
3. Продумайте структуру сочинения и литературные аргументы к своему тезису, соотнесите аргументы и ваш тезис. Проверьте, не отклонились ли вы от собственной точки зрения.
4. Приведите 2 аргумента из художественных произведений, подкрепляя их промежуточными выводами. (Аргументы не сводите к пересказу произведения, эпизода; в сочинении должен быть анализ, использование терминов «тема», «идея», «проблема» и т.д.)
5. Сделайте общий вывод. Посмотрите на вступление. Какой вопрос ставили перед собой? Ответьте на него в заключении.
6. Перечитайте сочинение, проверьте орфографию, пунктуацию, ищите речевые и грамматические ошибки; проверьте правильность абзацного членения.
7. Подсчитайте количество слов.
1. Анализ формулировки темы сочинений.
Работа с ключевыми словами
Ключевое слово — это наиболее важное, смыслообразующее слово в высказывании. Умение увидеть слова-ключи помогает понять, в чем главная мысль текста, в нашем случае — темы сочинения. Ключевые слова позволят сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения, сохранить логику ответа на заданный вопрос и придерживаться нужного ракурса размышлений.
1.1. Прием выделения ключевого слова.
Индивидуальное задание: проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие, выписать, если нужно – дать толкование.
Например, «Чем ценен для детей опыт отцов?» В теме два ключевых слова: «опыт» и «ценен». Эти два слова наводят на размышление о том, какой опыт старших поколений должны перенять дети, чтобы не начинать свою жизнь с непоправимых ошибок, приобретая этот опыт самостоятельно.
Или «Искусство живет образами». Ключевые слова — «живет» и «образами». Здесь тему предстоит раскрыть, показав взаимосвязь между этими понятиями.
1.2. «Цветные слова». Работа в группах: В предложенных формулировках синим цветом выделить вопросительные слова , указывающие на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?). Зеленым - «смысловое», то, которое указывает на ракурс ответа, которого нужно придерживаться в своем рассуждении. Если смысловое слово является термином или понятием (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.), можно обратиться к толковому, философскому, психологическому и другим словарям.
Примеры тем для работы:
Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
Когда поражение ценнее победы?
Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
Может ли быть неравенство в дружбе?
Может ли честь оказаться дороже жизни?
Можно оформить работу группы в таблицу
Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
|
|
Работа со смысловыми понятиями («зелеными») |
Работа с вопросительным словом («синим») |
Опыт предков |
Как? |
Сохранить |
|
Передать |
|
1.3. Прием составления «Кластера памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что можно вспомнить в связи с темой: начало фраз, цитат, мысли, ассоциации, сравнения, имена, события.
На стадии обдумывания организуется работа с информацией темы: ее осмысление, подбор синонимов к ключевым словам, анализ зафиксированного. Целью является формирование цепочки примерных вопросов во вступлении, на которые необходимо найти ответы.
2. Работа над структурой сочинения и подбором литературных аргументов
2.1 Интеллект-карта, карта мыслей (Mind map ) или ассоциативная карта, – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Задание
• Возьмите лист бумаги, расположите его горизонтально и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.
• От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны (ключевые слова, связанные с раскрытием вашего тезиса).
• Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям линии с литературными персонажами и аргументами, иллюстрирующими ваш тезис.
Можно использовать разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
Допускается использование рисунков и символов (как минимум – для центральной темы, лучше – для всех основных ветвей).
2.2. Прием «Лестница»
Представьте, что сочинение — это лестница. Подножие лестницы — основная мысль, ступени — аргументы, которые вы используете для ее раскрытия. На вершине лестницы — вывод, к которому вы приходите в конце рассуждения.
В примере выше на ступени 3 можно использовать литературные аргументы: Чацкий в комедии «Горе от ума» А. Грибоедова, Базаров в романе И. Тургенева «Отцы и дети», Ларра в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Литературную основу удобно записывать рядом с соответствующей ступенью.
По образцу составьте свою лестницу.
Что проще ‒ простить обидчика или отомстить ему?
Ступень 4 Вывод
Ступень 3 Аргумент 2
Ступень 3 Аргумент 1
Ступень 1 Тезис
2.3. Написание сочинения по предложенному плану:
Что в доме самое главное?
I. Введение. Обоснование обращения к данной теме: 1) собственное понимание слова дом; 2) указание произведений русской или мировой литературы, раскрывающих образ дома.
II. Основная часть. Объяснение причин обращения писателей к образу дома с опорой на произведения художественной литературы: 1) дом как место, где тебя понимают (дом Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»);
2) дом как место, в котором ты можешь погибнуть (дом А.Пшеницыной из романа А.И. Гончарова «Обломов»)
III. Заключение. Выражение собственного отношения к образу дома, созданного на страницах художественных произведений.
2.4. Написание плана сочинений по заданной теме с выбором литературных аргументов из таблицы.
Тема |
Литература |
1.Важно ли осмысливать свои жизненные цели? 2.Чему может научить история? 3. Человек – хозяин природы или её часть? 4. Что такое вечная тема в искусстве?
|
Астафьев В.П. «Царь-рыба». «Васюткино озеро». Булгаков М.А. «Собачье сердце». Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско». Грибоедов А.С. «Горе от ума». Грин А.С. «Алые паруса». Дефо Д. «Робинзон Крузо». Лермонтов М.Ю. «Бородино». Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Носов Е.И. «Кукла». Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке» Пришвин М.М. «Кладовая солнца». Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города». Твардовский А.Т. «Василий Тёркин». Шекспир У. «Гамлет». Шолохов М.А. «Судьба человека» Шолохов М.А. «Судьба человека».
|
2.5. Кьюбинг. Посмотрите на проблему с разных сторон Кьюбинг (Cubing) – это креативная методика, которая используется для работы с текстом при его создании. Название техники происходит от слова «куб», который, как известно, имеет шесть разных сторон. Он помогает исследовать разные стороны темы, тем самым заставляя автора глубже ее продумать и найти нужный фокус. Такая технология ставит задачу исследовать минимум шесть разных точек зрения на предмет или идею.
Для того чтобы переключаться между различными сторонами темы, вы можете использовать следующие вопросы:
Описание: что собой представляет эта тема/тезис, какими свойствами обладает?
Сравнение: с чем можно сравнить эту тему, на какие другие темы она похожа и чем отличается?
Ассоциации: Что приходит в голову в связи с ней? Пишите о любых связях – ассоциативных, причинно-следственных, символических, иррациональных и т.д.
Анализ: Из каких частей составных она состоит? Из чего и в каком контексте возникает, к каким другим темам ведет?
Использование: Кому и для чего полезна эта тема? Можно ли перенести ее в другие области?
Оценка: Какие могут быть доводы за и против этой темы? Чем она интересна лично вам? Чем может быть интересна другим людям?
В результате такой работы вы можете углубить свое понимание темы и сделать четче свою позицию по ней, открыть для себя новую точку зрения, обнаружить новые направления для дискуссии.
2.6. Прием последовательного заполнения структуры сочинения «Карусель»
Выдаются темы сочинения 1 на парту
Как отличить истинный патриотизм от ложного?
Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- 1 парта пишет тезис по теме, передает следующей парте;
- 2 парта пишет 1 литературный аргумент, передает следующей парте;
- 3 парта пишет 2 литературный аргумент, передает следующей парте;
- 4 парта пишет вывод, передает следующей парте;
- 5 парта, ориентируясь на критерии проверки, оценивают сочинение.
2.7. «От аргумента к тексту». Написать тезис и аргумент, используя предложенный эпизод из текста.
Примеры текстов:
Воображаясь героиней?
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя...
Пример 2
— И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Медлительные звуки виолончели долетели до них из дому в это самое мгновение. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия.
— Это что? — произнес с изумлением Базаров.
— Это отец.
— Твой отец играет на виолончели?
— Да.
— Да сколько твоему отцу лет?
— Сорок четыре.
Базаров вдруг расхохотался.
— Чему же ты смеешься?
— Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, 2 в ...м уезде — играет на виолончели!
Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся.
2.8. «От вступления к заключению». Пишем вступление и заключение в разных вариантах:
- вступление - вопрос – вывод - ответ на него;
- вступление - личное мнение – вывод - личное мнение;
- вступление –рассуждение – заключение – цитата.
3. Редактирование сочинения, проверка на орфографию, пунктуацию, грамматические и речевые ошибки.
3.1. Проверка готового сочинения. Учащимся представлен готовый текст сочинения, они проверяют его, ориентируясь на критерии, анализируют недочеты и удачные моменты.
Может ли быть неравенство в дружбе? Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это она из составляющих нашей жизни. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных друзьях. Истиный друг – это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это, прежде всего, тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить, как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации. Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает как во время ссылки в Михайловское И. Пущин посетил поэта. Этот визит доставил Пущину много радости: «И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный, твой колокольчик огласил». Поэт благодарен другу за участие, которое было так необходимо ему в трудную минуту, и в свою очередь хочет поддержать Пущина, которого после восстания декабристов приговорили к каторге. Поэт выражает надежду, что его слова помогут дугу перенести все тяготы: «Да голос мой душе твоей дарует то же утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней». И действительно, Пущин позже писал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина». Мы видим, что ценность дружбы определяется, прежде всего, готовностью поддержать в трудную минуту. Еще одно произведение посвященое теме дружбы, – «Четырнадцать футов» А. Грина. В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор описывает, как они идя горной дорогой оказались перед пропастью. Друзья решили перепрыгнуть ее. Кисту это удалось, а Род сорвался. Однако Кист успел удержать его за руку. Писатель показывает, что Кист не собирался отпускать руку, хотя сам рисковал сорваться в пропасть под тяжестью друга. В свою очередь, Род, желая спасти жизнь товарищу, принял решение пожертвавать собой – он ударил его ножом в руку, и та расжалась. Род погиб, но ценой своей жизни он спас товарища. А. Грин хочет донести до читателя мысль о том, какой может быть настоящая верная дружба. Каждый готов не просто помочь, но если потребуется, отдать жизнь за своего друга. Подводя итоги сказаному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку посчастливится обрести настоящих друзей, которые будут рядом в трудную минуту. (335 слов)
|
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» |
Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека? Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека? Я считаю, что благополучие общества не может быть счастьем для каждого человека, так как он навязывает стандарты поведения большинства, совершенно не уважая его приорететы, а также люди не принимают в коллектив нового человека пытаясь разрушить его личность. Для подтверждения сказанных мною слов хочу обратиться к своему читательскому опыту. Вспомним произведения Антона Павловича Чехова «Ионыч». Главный герой Дмитрий Старцев считался умным, отзывчивым врачом, который попал по влияние общества неблагополучных людей, не смог противостоять им в нужное время. Он собирался увеличить свои знания, но люди которые окружали его не соответствовали его принципам на жизнь, убеждениям, потому что у них была беззаботная жизнь, они играли в азартные игры, часто употребляли алкоголь, обществу нравилась такая жизнь. Это общество было не образовано. Книг они не читали, но знали все сплетни, их ничего не интересовало, целей перед собой не ставили, он при этом хотели получать большие деньги. Дмитрий находясь в таком обществе, сам становится таким же. Он привратился в Ионыча, его так прозвали пациенты. Стал ленивым, грубым человеком, равнодушным к своим целям и к своему труду. Он деградировал. Счастливым он не стал. Следующим аргументом я выбрал роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин – главный герой романа, молодой человек, который постояно находился в окружение людей. Он был скромен, при этом хотел что то предпринять. Но тратить свои силы на действие, недостоины его. Он приносит беды, гибель с тем, скем пересекается его дорога. Григорий отличается от всех людей своим умом, широко мыслит о жизни, видет всех людей насквозь. Он берет от жизни все, но это все ему становилось не интерестно. В обществе чувствует себя чужим. Постояно боролся с самим собой и обществом. Общество совсем испортило его внутрений мир. Данным примером автор показал что общество не сделала жизнь Григория счастливым. Третьем аргументом доказывающем мою мысль является произведение Ивана Сергеевича Тургеньева «Рудин». Главный герой не может обрести счастье не смотря на благополучие общества. Он мог иметь большое будущее благодаря своему хорошему образованию, но Рудин для этого ничего неделает. Так как ему так легче жить. Наслаждается вниманием его людей, но взамен нечего не отдает и просто уезжает в другой город, работает у богатого помещика. Свое место и предназначение в жизни к сожелению не нашел. Поэтому Дмитрий не может стать кем хотел бы. Данным примером автор показывает нам, что несмотря на благополучие общества Дмитрий не счастлив. Подводя итог хочется сказать, что общество не может дать каждому счастье, но оно должно создать условие чтобы человек мог сделать себя счастливым. (407 слов)
|
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» |
3.2. Редактирование собственного текста или текста одноклассника.
Для редактирования используются листы бумаги А4 или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть, на которой пишется сочинение. Другая же остается свободным полем для правки, куда будут вноситься комментарии. У каждого есть «Памятка эксперта», которой можно руководствоваться при проверке.
Памятка эксперта
Оцените соответствие между тезисами и аргументами.
Вычерните из формулировок тезисов и аргументов слова, которые не нужны для обоснования мыслей.
Найдите речевые и грамматические недочеты.
Устраните неоправданные речевые повторы, частое употребление однокоренных или близких по значению слов без неоправданной необходимости (тавтологию).
Удалите лишние слова (плеоназм). Корректируйте необоснованные пропуски слов.
Корректируйте порядок слов, приводящий к двусмысленности и неоднозначному пониманию.
Список методической литературы по проблеме обучения итоговому сочинению
Егораева Г.Т. Этапы подготовки к сочинению на заданную тему. М.: Просвящение, 2018
Мещерякова В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М.:Просвящение, 2004
Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учеб.-метод. пособие/под ред. Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2018
Морозова Н.П. «Учимся писать сочинение» (М., 1999
Список ресурсов Интернета
1.https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/MR_po_podgotovke.docx
2.https://sc4surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/Priemy_raboty_nad_itogovom_sochineniem_dlya_vysokomotivirovannyh_uchenikov.pdf