Методы и приёмы подготовки к сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Методы и приёмы подготовки к сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку
Самой сложной частью экзаменационной работы по русскому языку является творческое задание ОГЭ. Оно выполняется на основе предложенного текста. С 2015 года в спецификации и КИМах ОГЭ по русскому языку в третьей части работы появились три альтернативных задания.
Это дало выпускникам возможность выбора одного из трёх вариантов. Какой конкретный вид задания выбрать и как правильно его выполнять? Ведь каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом и требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
Для успешного написания одного из сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения.
Появление трёх альтернативных заданий дало возможность выпускникам выбирать наиболее простой для себя вариант, а вот для учителя работа усложнилась втрое, ведь подготовить выпускников необходимо ко всем трём вариантам. Как строить работу? Как максимально использовать время уроков и факультативов, которые, к счастью, пока ещё предусматриваются учебными планами школ? Попробую сегодня обобщить, выстроить определённую схему работы учителя. Традиционно, серьёзная работа над сочинением начинается со второго полугодия 9 класса (я не имею в виду обучение написанию сочинения, которое, конечно, реализуется с 5 класса). У меня в этом учебном году есть 9 класс, мы подготовку уже начали, когда я узнала, что большая часть класса собирается участвовать в пробном тестировании по русскому языку, которое состоится 18 декабря.
Итак, с чего мы начали нашу работу? Во-первых, для начала необходимо вспомнить схему построения сочинения-рассуждения, ведь все три задания предполагают написание текста именно этого типа речи. Вспомнить, что такое тезис, аргумент, вывод. Эти определения необходимо проговорить, записать, прочитать, потому что зачастую даже 9-ки не всегда понимают их значение, а готовясь к сочинению мы постоянно используем эти термины.
Отдельно необходимо вспомнить о роли абзацев в тексте. Подсчитываем, что в сочинении должно быть не менее трёх абзацев, а лучше, если их будет 4. Говорим о том, что за отсутствие абзацев в сочинении снимаются баллы.
Следующее, с чем мы должны обязательно познакомить детей на начальных этапах работы с каждым видом сочинений, это критерии оценивания заданий 15.1 - 15.3. Это надо сделать обязательно, ведь ребята, как и мы, должны понимать, по каким критериям эксперты будут оценивать их творческие работы.
Считаю также, что облегчат девятиклассникам написание сочинения клише (типовые конструкции), так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации. Своим ребятам я раздала листы с речевыми формулировками, подобные тем, что лежат у вас на столе. Это сразу облегчило их страдания при формулировании мыслей.
Следующим этапом работы станет работа с особенностями каждого вида сочинения, которая предполагает знакомство с алгоритмом выбора задания, отбор языкового материала и т.п. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать все задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
Напомню, что в задании 15.1 предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.
Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста. Как правило, это предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста. Считается, что это наиболее простое задание, так как большинство выпускников выбирает именно его.
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с опорой на предложенный текст и собственный жизненный опыт. Этот вариант задания более близок структуре сочинения в ЕГЭ по русскому языку и структуре итогового сочинения по литературе.
Работа с каждым видом сочинения-рассуждения строится на материале конкретных текстов, взятых мною на известных сайтах: фипи, решу огэ, по уши в огэ и др.
В целях подбора наиболее эффективных форм, методов, технологий работы я проанализировала множество сайтов педагогов и методистов и составила для себя небольшой список, с которым хочу познакомить и вас. В основном, это приёмы и методы технологии развития критического мышления. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Итак, первый приём называется Фишбоун. Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение. Метод основан на преобразовании учебной информации в графический образ. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Мне кажется, что наиболее эффективен этот методический приём может быть при подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему, ведь он даёт возможность обобщить и систематизировать знания, когда материал уже пройден. Кроме того, данный приём позволяет организовать работу в парах или группах, что соответствует требованиям ФГОС.
Рассмотрим пример. Предположим, нам необходимо написать сочинение о роли прилагательных в тексте. В результате совместной работы (индивидуальной/парной/групповой) может получиться следующий фишбоун:
Голова - обозначение проблемы - Роль прилагательных в тексте
Верхние косточки - основные роли прилагательных в тексте: называние свойств предметов; средство художественной выразительности
Нижние косточки - примеры из текста, с которым идёт работа.
Хвост - вывод, обобщение - роль прилагательных в тексте велика.
Предлагаю вам сейчас потренироваться в составлении фишбоуна. Например, по теме "Роль двоеточия в письменной речи".
Голова - Роль двоеточия в письменной речи.
Верхние косточки - 1) разделительная функция; 2) выражение смысловых отношений; 3) интонационная функция
Нижние косточки - 1) предложения с прямой речью; 2) БСП (смысловые отношения причины, дополнения, пояснения и т.п.); 3) при чтении требуется предупредительная интонация, пауза.
Считаю этот приём очень эффективным, ведь графическое структурирование информации позволяет учителю:
- наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Следующий приём называется "Перекрёстная намётка идей". Полагаю, что его использование уместно при подготовке к написанию сочинения 15.3, например. В чём его суть?
Перекрестная наметка идей – это генерирование многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме. Эта структура поможет собрать большое количество идей за короткий срок, высказаться по определённому вопросу всем ученикам группы.
Выполнять перекрестную наметку идей очень легко. Все, что нам понадобится, – это листы А4 с таблицей в 16 ячеек. Лучше проводить эту работу в группе из 4-6 человек.
Необходимо предложить вопрос. Например, «Доброта – это…»
Каждый участник группы по очереди вписывает в пустую ячейку ассоциацию или синоним, связанные с этим понятием. Далее ученики передают свои листы. Получив новый лист, они должны прочитать записанные ранее идеи и добавить ещё по одной (или две) своей.. Записать их. Идеи не должны повторяться! Ещё раз передают, читают записанные ранее, добавляют снова свои без повторений предыдущих.
Проводим передачу, пока на листах не останется свободных ячеек. Далее вы можете использовать идеи для составления предложений, формулирующих определение понятия. Пусть ученики составят предложения, используя идеи или вертикально, или горизонтально. Это определение-первый абзац нашего сочинения. В этом же абзаце мы даем комментарий к данному определению. Это может быть рассуждение о том, на кого может быть направлено добро, в каких обстоятельствах оно может быть проявлено, что может послужить причиной зла и т. д.
Ещё одним приёмом подготовки к сочинению-рассуждению может быть Чтение с остановками. Его можно использовать для формирования представления школьника о структуре сочинения, соразмерности структурных частей. Для такой работы предлагается анализ удачных и неудачных школьных сочинений. Первые сочинения сформируют у школьника видение композиции «образцового» сочинения. Чтение с остановками неудачных сочинений должно проводиться только с учащимися, имеющими представление об «образцовом» сочинении. В противном случае есть риск выдать за образец то, как делать не надо. В случае чтения неудачных сочинений можно предложить учащимся не только найти недочёты, но и исправить их.
Следующий приём технологии критического мышления уже очень распространён в педагогической практике. Считаю, что и при подготовке к сочинению его можно использовать тоже. Причём, как на начальной стадии работы по определённой теме, так и на стадии рефлексивной. Этот приём - составление синквейна. Этот приём может стать продуктивным приёмом в написании вступления к сочинению, что всегда вызывает трудности у учащихся. Напомню структуру синквейна:
1 стр. – существительное-тема
2 стр. – 2 прилагательных - описание признаков явления
3 стр. – 3 глагола - описание действий
4 стр. - фраза из нескольких слов, отражающая личное отношение автора
5 стр – слово, резюмирующее тему
Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления.
Задание для вас: составьте синквейн на тему "Выбор".
У меня получился такой:
Выбор
Осознанный, верный
Принять, предпочесть, сделать
Жизнь - это постоянный выбор
Решение
Выбор – это осознанное принятие решения из имеющегося множества вариантов, предпочтение одного варианта другому
Чем хорош этот приём в процессе работы над сочинением? 1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас. 2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать. 3. Учит критически мыслить, иметь своё суждение, выражать его и отстаивать. 4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, самое простенькое, самое обычное, получается далеко не у каждого. Синквейн же получается у всех.
Идём дальше. Интеллект-карта, ментальная карта. Что это такое? Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Поэтому составление интеллект-карты позволяет ученикам успешно справиться, например, с заданием 15.3.
Чтобы ученики активно включились в работу по составлению такой мыслительной карты, на первых этапах работы надо предлагать ученикам несложные слова и словосочетания. Начать можно со слова ДРУЖБА.
В центре листа пишется ключевое слово. Задаем ученикам вопросы:
— Как вы понимаете это слово?
— Какими существительными мы можем объяснить его?
Дети, скорее всего, будут называть словосочетания или предложения. Вы записываете только существительные. Каждая логическая цепочка должна иметь свой цвет. А далее дописываются словосочетания, выстраиваются логические цепочки.
Далее учащиеся совместно с учителем в процессе обсуждения приходят к выводу, что все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом. Предлагается соединить получившиеся цепочки в одно целое и записать ответ на вопрос "Что такое дружба?" (1 абзац сочинения)
После составления интеллект-карты надо обязательно поработать со словарём или словарями, чтобы проверить, не потеряна ли какая-либо часть толкования слова.
Дома ученики могут вклеить или нарисовать картинки в получившуюся интеллект-карту.
Представляя слово в виде картинки или логической цепочки, девятиклассник использует сложный набор навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок, образов или логических схем облегчает понимание значения слова, объяснение его лексического значения и подбора аргументов для написания сочинения 15.3.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные. Именно на этом и основана чудодейственная сила умственных карт.
Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
На первых уроках составление интеллект-карты должно стать делом коллективным, а потом можно давать детям задание на самостоятельное составление интеллект-карты с последующей защитой её.
Предлагаю вам сейчас попробовать составить интеллект-карту на словосочетание, очень близкое всем нам: материнская любовь.
Обобщение. Подводя итог своему выступлению, я хочу сказать о том, что, конечно, работая над сочинением по заданному тексту, нельзя обойтись без традиционного комплексного анализа текста, без комментированного чтения и других традиционных приёмов и методов. Но применение методов современных, необычных, стимулирующих мозговую деятельность учащихся и их творческие способности, несомненно, разнообразит урок и стимулирует учащихся на плодотворную работу. Перечисленные мною и многие другие приёмы технологии критического мышления способствуют тому, что, используя их, ученик проделывает большую мыслительную работу: усваивает информацию, анализирует её, учится делать обобщения, выделяет главное, существенное. И надеюсь, что всё это поможет ему в дальнейшем в жизни, а самое главное для нас - на основном государственном экзамене по русскому языку.
Спасибо за внимание!
5