Занятие по самообразованию «Методы и способы обучения учащихся осмысленно работать с текстом»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №13»
Тема самообразования:
Методы и способы обучения учащихся осмысленно работать с текстом.
учитель-дефектолог
Мясникова Е.И.
2018-2020 г.
Цель: изучить и выявить наиболее эффективные методы и способы обучения учащихся работать осмысленно с текстом.
Задачи:
-изучить литературу, интернет источники, опыт работы педагогов
- анализ и систематизация всей найденной и полученной информации
-диагностика направленная на разные методы осмысленного чтения
-выявление наиболее эффективных методов работы
-работа с учащимися по наиболее эффективных методам
План самообразования
№ | Мероприятие плана | Срок выполнения | Контроль деятельности |
11. | изучение литературы, интернет источников, опыта работы педагогов по выбранной теме | ноябрь 2018 г. | заполнение теоретической части работы по выбранной теме; подбор литературы для методической библиотеки. |
22. | анализ и систематизация всей найденной и полученной информации; подготовка методического материала для диагностики методов осмысленного чтения. | декабрь 2018 г январь 2019г. | дополнение изменение теоретической части работы по выбранной теме; методики по определению уровня осмысленного чтения. |
33. | диагностика у учащихся осмысленного чтения разными методами и приемами | февраль 2019г март 2019г. апрель 2019г. | протоколы проведенной диагностики по отобранным методикам. |
44. | анализ полученных результатов; выбор методик наиболее эффективных; подведение итогов работы. | май 2019г. | выступление на заседании МО, предоставление результатов проделанной работы. |
55. | диагностика у учащихся осмысленного чтения по методикам, которые были отобраны в мае 2019. | сентябрь 2019г. | протоколы проведенной диагностики по отобранным методикам. |
66. | работа с учащимися над осмысленностью чтения, по отобранным методикам | сентябрь 2019г. – май 2020г. | проведение занятий, заполнение тетрадей наблюдения |
77. | повторная диагностика у учащихся осмысленного чтения по методикам, которые были отобраны в мае 2019. | май 2020г. | протоколы проведенной диагностики по отобранным методикам; график с динамикой учащихся. |
88. | анализ полученных результатов; подведение итогов. | май 2020г. | выступление на заседании МО, предоставление готовой работы по выбранной теме. |
Методы и способы обучения учащихся осмысленно работать с текстом
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В процессе обучения смысловому чтению формируются умения:
понимать текст; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Виды смыслового чтения:
просмотровое;
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
ознакомительное;
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
изучающее;
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
рефлексивное.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
По видам смыслового чтения выделяют диагностические методики,
по которым и была проведена диагностика у учащихся 4 класса в количестве 10-ти человек.
Исследование проводилась в два этапа каждое длилось по 40 минут, на первом этапе учащимся были представлены 2 диагностические карточки с заданиями на выявление просмотрового и ознакомительного чтения. На втором этапе учащимся были представлены 2 диагностические карточки с заданиями на выявление изучающего и рефлексивного чтения.
Исследуемые дети, самостоятельно прочитав и рассмотрев задания, приступить к выполнению не смогли. Далее все задания были прочитаны учителем и были сделаны не большие разъяснения по ходу выполнения задания, но по-прежнему выполнение было затрудненно. Только с обучающей помощью, которая предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания учащиеся поняли суть задания и начали его выполнять.
В ходе проведённой диагностики по просмотровому, ознакомительному, изучающему чтению было выявлено, что в каждом виде осмысленного чтения 5 из 10 человек справились с заданием. Когда в ходе проведённой диагностики по рефлексивному чтению было выявлено, что только 3 из 10 человек справились с заданием.
Результаты отчётливо просматриваются на рисунке 1.
Количество человек правильно выполнивших
Рис 1.
Результаты объясняются тем, что рефлексивное чтение как уже говорилось, самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
С этим самым сложным из видов осмысленного чтения справились только трое, для нашей категории детей данный вид осмысленного чтения самый сложный, что мы можем и наблюдать исходя из проведённой диагностики.
Также хотелось бы отметить, статистику по результативности каждого ребёнка, и так, только два человека показали по всем видам осмысленного чтения правильные ответы. Один человек правильно выполнил по трём видам, двое выполнили по два, три по одному, и два не выполнили ничего. Данные также просматриваются на рисунке 2.
Количество человек правильно выполнивших
Рис 2.
Итогом проделанной работы можно считать следующее:
Была изучена литература по выбранной теме, проведён анализ и систематизация всей найденной и полученной информации; А также была проведена диагностика у учащихся осмысленного чтения разными методами и приемами, а именно диагностика по разным видам осмысленного чтения. В ходе проведённой диагностики было выявлено, что задания по просмотровому, ознакомительному, изучающему чтению были выполнены у 50% исследуемых, а задания на рефлексивное чтение было выполнено только у 30%. Из чего можно сделать вывод, что у нашей категории учащихся, действительно наблюдаются трудности в работе с текстом, а контрено с осмыслением прочитанного, а из видов осмысленного чтению наибольшие трудности вызывает рефлексивное чтение.
Список литературы для методической библиотеки:
1. Аксёнова, А. К. «Обучение грамоте. 1 класс. Методические рекомендации» [Электронный ресурс] / А.К. Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2009. – URL: http://pandia.ru/text/78/536/53903.php
2. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности /Н.А.Асташов // Начальная школа. 1991.-№7. – С.13
3. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 54.
4. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/
5. Воронкова, В. В. Дифференцированный подход в обучении умственно отсталых детей младшего школьного возраста на примере усвоения русского языка: монография / В. В. Воронкова. – АСОУ, 2016. – 200с.
6. Воронкова, В. В. Олигофренопедагогика: учебное пособие / В. В. Воронкова, Т. В. Алышева [ и др.]; под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
7.Васильева Л.С. Как научить детей правильно читать. – Саратов: Лицей, 2005. –
8.Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П.Воюшина // Начальная школа.- 2004.- №3.
9.Гончарова, Е. Л. Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей различными нарушениями в развитии / Е. Л. 10.Гончарова // Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 81–95.
11.Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в норме и при отклонениях в развитии : дис. ... д-ра. психол. наук: 19.00.10 / Гончарова Елена Львовна. – М., 2009. – 243 с.
12.Голованова М. В. Литературное чтение / М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова// Начальная школа. - 2005. - № 9. - С. 36-44.
13.Горшенева, И. А. Школьник и художественный текст [Текст] / И. А. 14.Горшенева// Начальная школа. - 2007. - № 5. - С. 68-71. - Библиогр.: с. 71
15.Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений// Начальная школа. - 2000. - № 11.-С.19-25.
16.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М.: Мой учебник, 2007.
17.Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков// Начальная школа. - 1998. - № 9. - С. 11-16.
18.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. — 2-е изд., дораб. — М.: Вентана Граф, 2005. — 224 с.
19.Ефросинина, Л. Литературное слушание: уроки чтения во 2-4-х классах // Начальная школа. - 1999. - № 6 (февраль). - С. 1-16.
20.Зак Г. Г. Генезис социально-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в России (с X в. по настоящее время) / Г. Г. Зак. – Екатеринбург, История образования. – 2008. – С. 23–27.
21.Зак, А. З. Читаем и соображаем. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО"МОДЭК", 1999. - 160с.
22.Зайцева, А.И. Тесты для проверки осознанности чтения произведений
// Начальная школа. - 2003. - № 9.-С.24-27. - Приложение: тесты NN 1-4.
23. Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений // Начальная школа. - 2008. - 16-31 марта (№ 6). - С. 14-22; 27.
24.Каткова, И. А. Изучение проблем школьных специалистов при обучении чтению детей со сложной структурой дефекта / И. А. Каткова // Ученые записки Российского государственного социального 2015. – №3 (130). – Том 14. – 2015. –
25.Каткова, И. А. Особенности обучения чтению умственно отсталых обучающихся классов для детей со сложным дефектом / И. А. Каткова // «Педагогика и психология образования». – 2016. – №3. – С. 61–67.
26.Каткова, И. А. Специфика обучения чтению умственно отсталых младших 206 школьников со сложными нарушениями развития // Дефектология. – 2017. – С. 17-
27.Каткова, И. А., Ткачева В. В. Психолого-педагогические условия развития навыков чтения у умственно отсталых обучающихся со сложным дефектом / И. А. 28.Каткова, В. В. Ткачева // Специальное образование, ЛГУ, 2016. – С. 41–45. 108.
29.Каткова, И. А. Пути преодоления трудностей обучения чтению умственно отсталых младших школьников со сложными нарушениями / И. А. Каткова // 30.Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научнопрактических конференции. Вып. 4. – М.: АСОУ, 2016. – С. 2199–2209. – URL: http://new.asoy-mo.ru/image/2017/08/29/sb-4-2016.pdf
31. Ковалева, Г. С. Международное исследование PIRLS-2006 "Изучение качества чтения и понимания текста" / Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова // Школьные технологии. - 2008. - № 2. - С. 153-164.
32.Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов н/Дону, 2010
33.Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – Тула.: АСТ АСТРЕЛЬ,2004. – 237с.
34.Кошелева А. Д. Усвоение новых знаний детьми-олигофренами как показатель их интеллектуальных возможностей. // Проблемы патопсихологии. М., 1972.
35.Кушнир, А. М. Как приобщить детей к чтению / А. М. Кушнир
// Начальная школа. - 2007. - № 5. - С. 71-73.
36.Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников : учеб. Пособие / Р.И. Лалаева. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз». – 2002.– 222
37.Лалаева, Р. И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева // Дефектология. – 2003. –№3. –С. 29–34.
38. Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения у умственно отсталых детей. М., 1978.
39.Макаревич, Г. Активные читатели / Галина Макаревич
// Начальная школа. - 2009. - 16-28 февраля (№ 4). - С. 22-24. - Продолж. следует.
40.Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 кл). – М.:ВАКО,2005. – 240 с.
41.Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина //Литература в школе. – 1976. - №3. – С. 29-42.
42.Минько Э. В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: учебно-методическое пособие/ СПБГУАП. – СПБ, 2001. – 98 с.
43. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. – 1997. - №5. -С.59-63.
44.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ,2001. – 160 с.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965.
45.Проблемы образования детей с тяжёлой умственной отсталостью: материалы областной науч.-практ. конференции (24–25 апреля 2001г.) / ПГУ; ред.
46.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова [и др.] ; под. ред. Л. Б. 47.Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 480 с.
48.Пушкова, И. Е. Обучение пересказу умственно отсталых старшеклассников на уроках чтения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Пушкова Ирина Евгеньевна.
49.Панина Г. Как хорошо уметь читать…/Г.Панина // Начальная школа.- 2004. – №36.- С.28
50.Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Сост.: С.Г. Калашникова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 44 с.
51.Резервы обучения чтению: (из опыта использования технологии КСО на уроках чтения в начальной школе): Учебно-методическое пособие / Н.Г.Антипина, Н.В. Данилевич, Э.И.Ивлева и др.; Под ред. Т.В.Яловец; Ин-т повышения квалификации. - Новокузнецк: ИПК, 2001. - 64с. - (Коллективный способ обучения).
52.Рудыка, Т. П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста/ Т. П. Рудыка// Начальная школа. - 2007. - № 11. -
53.Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу книге, или Как приобщить ребенка к чтению / Е. А. Рыбкина// Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 18-21.
54.Сальникова Т.П. Методика обучения чтению. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 240 с.
55.Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. 56.Светловская// Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 9-13.
57.Светловская, Н. Н. Науке о формировании читателя 40 лет / Н. Н. Светловская// Начальная школа. - 2006. - № 5. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23. - Ил.: фото и рис.
58.Светловская, Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н. Н. Светловская// Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 48-56. - Окончание. Начало: NN 4, 5.- Ил.: 4
59.Светловская, Н. Н. Что такое хорошо и что такое плохо...: размышления о современном обучении младших школьников чтению / Н. Н. Светловская// Начальная школа. - 2007. - № 5. - С. 65-68. - Рец. на ст.: Горшенева И. А. Школьник и художественный текст / И. А. Горшенева // Начальная школа.- 2007.- N 5.- С. 68-
60.Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя
// Начальная школа. - 2003. - № 1.-С.11-18. - Библиогр.:13 назв.
61.Соболева О. В. Счастье – это когда ты понимаешь/О.В.Соболева // Начальная школа. - 2003. - № 25-26.
62.Соболева О.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя к решению проблемы обучения пониманию текста / О. В. Соболева // Вестник ВГУ. Серия 63.Гуманитарные науки. -2005.- № 1.-С.284-289.
64.Супрунюк, Е. Н. Моделирование на уроках литературного чтения и образовательные эффекты// Начальная школа. - 2004. - № 4. - С. 43-45. - Ил.: 2 рис.
65.Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova%281%29.pdf
66.Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, 2011.
67.Стратегии чтения // http://www.selezneva-lichnost.ru/strategii-chteniya/index.html
68.Шувалова, Е.Е. Развитие образного мышления младших школьников на уроках чтения / Е.Е.Шувалова// Изобразительное искусство в школе. - 2002. - № 5.-С.55