Отчёт по самообразованию «Формирование и развитие правильного, осознанного чтения у учащихся с умственной отсталостью с помощью эффективных приёмов и методов обучения»

1
0
Материал опубликован 30 May 2023

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»







Отчет по теме самообразования

2022-2023 учебный год




«Формирование и развитие правильного, осознанного чтения у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 с помощью эффективных приемов и методов обучения»




Выполнил: Н.В. Меркулова, учитель русского языка и литературного чтения










Леуши, 2023

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Особенности овладения чтением обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)                                                                                3

Речевая зарядка на уроках чтения в начальных классах                                    4

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках                                    4

Формирование навыков беглого чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)                                                                                 5

Упражнения для развития техники чтения.                                                         7

Примерные тексты для речевой разминки.                                                         8

Виды работ над текстом.                                                                                       10

Банк заданий к урокам чтения                                                                              12

Библиографический список                                                                                   13

































Введение

Уроки чтения имеют большое значение во всей системе учебно- воспитательной работы. Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Начиная с первого класса, учащиеся на уроках чтения получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них материалистического мировоззрения. Чтение является могучим средством общественно-политического, нравственного и эстетического воспитания. Чтение даёт богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.

Уроки чтения - это база, на которой строится всё обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

Основная часть

Особенности овладения чтением обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Чтение - сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соотнесение звукового образа со значением, т.е. происходит понимание читаемого.

Процесс овладения чтением - это процесс формирования навыка, а поэтому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение проходит ряд этапов. Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а переходят постепенно один в другой.

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к овладению чтением.

Процесс формирования навыка чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет определённые особенности. Умственно отсталый ребёнок овладевает чтением значительно дольше, чем нормально развивающийся ребёнок. Обучение чтению у детей с интеллектуальной недостаточностью растягиваться во времени, а промежутки между ступенями значительно продолжительнее.

Овладение чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка. Для умственно отсталых детей сложным является усвоение букв. Особенно затрудняет умственно отсталых школьников процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщённое представление о слоге. У нормальных детей в процессе овладения навыком чтения довольно быстро совершенствуется взаимодействие зрительных образов читаемого с соответствующими слуховыми и кинестетическими представлениями. Это способствует более быстрому узнаванию слов, увеличению скорости чтения. У детей с интеллектуальной недостаточностью взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает этого уровня, который наблюдается у нормальных детей.

Речевая зарядка на уроках чтения в начальных классах

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Правильность чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью формируется медленно. Чтение учащихся вспомогательной школы характеризуется большим количеством ошибок /замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов/ и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста. Наиболее результативным периодом для воспитания правильного чтения являются начальные классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем к чтению целыми словами. В этот период школьники читают небольшие тексты, и учитель имеет возможность обратить самое пристальное внимание на правильное прочтение слов. Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Речевая зарядка - это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

В задачи речевой зарядки входит установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова. Несомненно, речевая зарядка решает и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков учащихся, так как прочтение слогов и слов предполагает чёткость их артикулирования. Однако в противоположность артикуляционной гимнастике с её нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на чёткость произношения звуков речевая зарядка прежде всего готовит учащихся к правильному прочтению слов.

Речевая зарядка служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребёнка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.

Виды упражнений, используемых на речевых зарядках

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

Ла-ра  ма-мя дом-том

Ло-ро  мо-мё Дима-Тима

Лу-ру му-мю кадушка-катушка

  1. Чтение слогов по подобию:

а

ма

са

ла

о

мо

со

ло

у

му

су

лу

Предлагая такие упражнения, учитель обращает внимание школьников на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

Сом

Маша

шапка

Лом

Даша

лапка

Ком

Паша

папка


В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтение слогов и слов с подготовкой.

О-то-сто - стоп         с-то - сто-ит

У-ту-сту - стул          с-та - ста-ли

А -ра-вра - враг         с-ня - сня-ли

  1. Чтение слов, отличающихся одной - двумя буквами или порядком их расположения:

кто - кот следы - слёзы так - тот мука - муха рам - как лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

лес-лесок трава - травка решила - решала

шёл - пошёл
нырял-нырнул
увидел - увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

прошёл           увял

проделал        увёл

просмотрел   увёз

  1. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:

Был у бабушки баран Бил он бойко в барабан.

Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, чёткость артикуляции.

Формирование навыков беглого чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Полноценный навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и сознательностью. Ведущими среди этих качеств является сознательность чтения. Все остальные, составляющие технику чтения, важны для обеспечения понимания содержания читаемого. Вместе с тем нельзя переоценить значения техники чтения, без достаточной сформированности которой будет затруднён сам процесс сознательного чтения, а главное - возникновения у детей желания читать.

Определяющим фактором правильности и выразительности текста, является беглость чтения. Считается, что чтение текста вслух в темпе 120-130 слов в минуту - оптимально для его восприятия и понимания слушателями. Совершенствование данного качества становится залогом успешной работы не только на уроках литературного чтения, но и по другим учебным предметам. Неполноценный навык беглого чтения затрудняет подготовку домашних заданий, получение информации из книги и фактически подрывает основу формирования ребёнка как читателя и как саморазвивающуюся личность.

Становление качества беглого чтения у детей с нарушением интеллекта - процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими причинами, в частности недостатками понимания читаемого, несовершенством речевого развития детей, ограниченностью объёма их зрительного восприятия, слабой сформированностью оперативной памяти и другими факторами. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается нерезультативным. Ученики в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Вот почему готовить школьников к переходу на беглое чтение, используя для этого целенаправленные приёмы обучения, - задача прежде всего учителя русского языка.

Один из таких приёмов работы называется "речевая разминка”. Чтение является видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми. Тренировка быстрого чтения проводится в начале урока, перед изучением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы "разминкой”.

Необходимость введения приёма речевой разминки вызвана тем, что художественные тексты в книгах для чтения каждого класса, хотя и несколько адаптированные, вызывают определённые трудности у детей в процессе чтения наличия незнакомых слов, длинных конструкций предложений. Чтение таких текстов требует постоянного анализа.

Речевая разминка может проводиться в любом классе. Учащиеся читают целыми словами, у них накапливается определённый запас представлений об окружающем мире, увеличивается объём словаря - всё это создаёт предпосылки для продолжения работы по дальнейшему совершенствованию способов чтения и ускорению его темпа.

Речевая разминка проводится в начале урока и для этой цели подбираются специальные тексты. Подбор текстов осуществляется с учётом нескольких требований:

 -доступности их содержания;

 -простоты структуры слов и предложений, входящих в текст;

-относительной занимательности сюжета;

- различий в объёме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.

Примерная методика работы в период проведения речевой разминки может быть следующей.

Тексты на карточках / разные по содержанию и объёму / раздаются учащимся. Объём текстов соответствует технике чтения каждого ученика. При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах постепенно увеличивалось по мере продвижения ребёнка в технике чтения. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на            карточке, про себя. Подготавливаясь к быстрому чтению и плавному чтению вслух, учитель стремится придерживаться отведённого времени, но не  забывает при этом, что данное упражнение своего рода игра, которая должна вызывать удовольствие. В связи с этим учитель может несколько "растянуть" минуту, если дети не укладываются в реально отведённое время. После окончания молчаливого чтения /шепотное чтение не исключается /вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в пределах того же времени, равного одной минуте. Учитель задаёт вопросы по прочитанному материалу, чтобы убедиться, как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере приобретения навыка работы на "речевой разминке” обязанность задавать вопрос переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует один вопрос, который он задаёт другому ученику, если его вызовут для чтения. При регулярном проведении речевой разминки каждый ученик выполняет роль "маленького учителя” с большей или меньшей помощью учителя. Учащиеся оценивают технику чтения своего товарища с учётом соблюдения времени /условно из слов учителя/, правильности, выразительности чтения и сложности подготовленного вопроса. Слабые в технике чтения школьники участвуют в речевой разминке наряду с другими детьми, но с текстами, как уже говорилось ранее, значительно меньшими по объёму и предельно упрощёнными по содержанию.

Упражнения для развития техники чтения.

Виды упражнений для речевой зарядки выбираются с учётом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста. В зарядку включаются наиболее трудные элементы языкового материала. Как показала практика, речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отработанные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого прочтения слов выясняется значение тех из них, которые не знакомы школьникам или которые, по мнению учителя, могут быть неточно поняты ими. На речевую зарядку отводиться четыре - пять минут в зависимости от объёма материала.

На этапе перехода к чтению целыми словами во 2 классе наряду с вышеперечисленными заданиями в речевую зарядку включаются следующие упражнения: преобразование слов путём замены одной из согласных при их стечении /зверь - дверь, слон - стон/, путём замены гласной в слоге со стечением согласных /стол - стул/, путём замены второго слога в слове, в то время как первый слог со стечением согласных остаётся неизменным /столы, сто-ял, стоит, сто-нут/, чтение слов с одним и тем же -стечением согласных / право, прошу, пруды, прыгал, принёс, прямо /.

Важно научить умственно отсталых школьников внимательно вглядываться в каждую часть слова. С этой целью учащимся предлагается группа упражнений "Кто самый внимательный". В речевую зарядку включаются специально подобранные слова с одним корнем, но с различными приставками, суффиксами и окончаниями. Так, например, при работе с текстом "Говорящий флажок" можно заранее прочитывать такие слова:

Флажок

Флажки

Флажков

говорит

говорящий

говорящее

разговаривает

работа

рабочие

рабочему

рабочий

работай

работает

работают

Чтение столбиков слов можно проводить как игру, оценивая выполнение задания соответствующим количеством баллов.

Параллельно с отработкой правильности чтения слоговых структур и слов речевая зарядка может способствовать накоплению словарного запаса, выработке умения подбирать родственные слова задолго до изучения соответствующей темы. В этом случае школьники прочитывают материал таблиц, а затем подбирают слова, начинающиеся с отрабатываемой слоговой структуры. Первоначально в этом подборе слов участвует наряду с детьми сам учитель. Он показывает картинки, задаёт вопросы, называет слова. По мере приобретения опыта учащиеся выполняют работу всё более самостоятельно.

Для проведения речевой зарядки необходимы определённые наглядные пособия и прежде всего таблицы. Опыт показывает, что изготовление постоянных таблиц, требуя большой затраты времени, нерационально. Удобней сделать планшетку в виде наборного полотна с четырьмя-пятью рядами пазов, куда вставляются карточки с буквами, слогами и словами, накопление которых идёт из урока в урок.

Примерные тексты д ля речевой разминки

В СУГРОБЕ.

В сугробе тепло. Снег как одеяло. Под ним ночуют разные птицы. В сугроб они ныряют прямо с дерева. Зароются птицы глубоко в снег. Там сядут удобно и спят. 130 слов /.

ЧИЖ.

Юра пой мал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел. Юра открыл клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и запел свою песню. / 33 слова /.

КОРМ ДЛЯ ВСЕХ.

По берегам реки растёт осина. Она кормит многих лесных жителей. Часто к осинам прибегают зайцы. Любят они её кору. А лосю по вкусу молодые веточки осины. В осиннике любят бродить молодые козы.

/ 35 слов /.

ЁЖ.

Выбрал ёжик себе на зиму норку. Хороша норка. Только постельки нет. Побежал ёжик за постелькой. Нашёл он листья и давай кататься. Пристали листья к его иголкам. Потащил их ёж в свою норку. Хороша у ёжа постель. / 37 слов /.

БЕРЁЗА ПЛАЧЕТ.

Илья и Аня гуляли в лесу. Сели они на пенёк отдыхать. Вдруг Илье на лоб упала капелька. Мальчик поднял глаза. Это плакала берёза. Из ранки на стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети замазали ранку сырой землёй. / 40 слов /.

ВОРОБЫШЕК

Выпал из гнёздышка воробышек. Вокруг него летала и тревожно пищала воробьиха.

Прилетел ястреб, подкрался к воробышку. И птицы на деревьях замерли от страха. А воробьиха подлетела к разбойнику и клюнула его в глаз. Потом вцепилась в голову. Испугался ястреб и улетел. / 42 слова /.

ПУШОК.

В доме у нас жил ручной ёжик. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки. Спинка делалась мягкой. За это мы прозвали его Пушок. Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом он пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. / 47 слов /.

ПОВАР.

На дворе жил кот, коза, курица и кролик. Однажды кот объявил, что умеет варить компот. Надо принести всё самое вкусное. Разжёг костёр и повесил котёл. Коза принесла капусту. Курица кукурузу. Кролик - клевер. Кинул кот всё в котёл и закрыл крышкой. Попробовали друзья этот компот, но только плевались.

- Почему так невкусно получилось? - мрачно думал кот. / 57 слов /.

В КЛЕТКЕ У МЕДВЕДЯ.

Медведи - артисты жили в клетке прямо на улице. Однажды к клетке подошла Наташа Дурова. Девочка захотела поиграть с животными. Она лепила снежки и бросала их зверям. Вдруг медведь ухватил малышку за шубу и втянул в клетку. Звери стали катать Наташу по клетке закричали люди. Прибежал отец Наташи. Он Кинул медведям рыбу. Потом ловко вынес дочь из клетки. / 61 слово /.

МОРОЗ • ХВАСТУН.

Глубокой осенью явился на землю Мороз. Стал хвастать, что всех заморозит. Побелели от инея деревья. Затихли леса и сады. Замёрзла жизнь в прудах и озёрах. Любуется мороз своей силой. Прогнал он птиц на юг. Медведя упрятал в берлогу. Один ручеёк не поддаётся Морозу. Вытекал он из родника и бежал по камушкам. Обозлился Мороз. Напустил ветер, поднял снег. А ручеёк всё пел свою песенку. / 65 слов /.

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ

 Чтение всего текста.

 Чтение, деление на части.

 Чтение вполголоса.

 Чтение, нахождение ответа к рисунку.

 Чтение, ответы на вопросы.

 Выборочное чтение.

 Чтение самого красивого места в тексте.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

 Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль рассказа.

 Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостью, весело, печально и т.д.

 Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

 Нахождение в рассказе самого длинного слова.

 Чтение, пометка непонятных слов.

 Словесный рисунок.


Банк заданий к урокам чтения

Чтение вслух.

Чтение про себя.

Чтение жужжащее.

Чтение хором.

Чтение в темпе скороговорки.

Чтение "цепочкой".

Динамическое чтение. На карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

 Бинарное чтение. Один текст читает два ученика одновременно.

 "Очередь". Сначала читает учитель, затем читают ученики.

 "Буксир". Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.

"Прыжки". Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученик показывает слово, где остановился учитель.

Чтение через слово.

 "Голова и хвост". Учитель начинает читать предложение, ученик находит его и продолжает дочитывать его до конца.

 "Первый и последний”. Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

 "Прятки". Нахождение в тексте слова с определённым признаком / начинается с буквы А, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова/.

 "Торопись, но не ошибись". На столе рассыпаны слова из текста. Ученик должен как можно быстрее его найти в тексте.

 "Фотоглаз". На карточке записан столбик слов, который ученик читает. Слова закрываются и ученик по памяти называет прочитанные слова.

 "Найди меня". На листах написаны строчки букв, между буквами спрятаны слова. Их нужно найти.

 "Счёт СЛОВ". Ребёнок читает текст и одновременно считает слова.

Чтение труднопроизносимых слов.

Чтение скороговорок.

"Окончание" - чёткое чтение окончаний.

Выделение голосом то одного, то другого слова.

 "На одном дыхании". Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.

 Выборочное чтение вопросительных предложений, восклицательных.

 "Эхо". Учитель читает одну строчку стихотворения, ученик повторяет его.

 "Ускорение". Одно предложение повторяется несколько раз, увеличивая темп и силу голоса.

 Чтение по ролям.

Словарная работа.

Озаглавливание текста.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Работа по вопросам учителя или учебника.

 Чтение для подготовки к пересказу.

 "Пропущенное слово" - учитель читает текст и пропускает одно слово. Ученик должен его назвать.

 Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листе и разрезается на части.

 Распространение предложений.

 Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.







































Заключение

Учитывая сложность работы по формированию навыков чтения для умственно отсталых детей, быструю потерю интереса к ней, необходимо использовать игровые приемы, выше названные, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.

В коррекционной работы использование таких приёмов и методов направлено на развитие мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.

Формирование у учащихся с недостатками интеллекта полноценного навыка чтения будет проходить эффективнее при организации коррекционной работы по развитию таких качеств как правильность, осознанность, беглость, выразительность с учётом дефектов фонематического восприятия, зрительной памяти, мыслительной деятельности.




































Библиографический список

1. Аксёнова, А.К. Специальная методика обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аксёнова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. – М.: Педагогика, 1991.

3. Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте [Текст] // Дефектология. – 1995. - № 1.

4. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983.



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации